Кондиционер или климат-контроль — что лучше?
Кондиционер в машине незаменим в знойную погоду. Вот только на его блоке управления приходится постоянно что-то настраивать. Другое дело — климат-контроль: выставил желаемую температуру, нажал кнопочку «auto» и забыл обо всех коррекциях. Это, конечно, в идеале. А на деле некоторые современные автомобили отличаются далеко не самым адекватным алгоритмом работы климат-контроля: то дует не туда, то электроника отказывается поддерживать выставленную температуру. Хотя это уже тема отдельного разговора. Мы же сосредоточимся на технических отличиях кондиционера от климат-контроля.
Кондиционер и климат-контроль различаются примерно так же, как карбюраторный и инжекторный моторы. Чтобы автоматически поддерживать заданные водителем параметры, структурную схему обычного кондиционера снабдили отдельным «мозгом», датчиками и приводами с электронным управлением.
В панель климат-контроля на центральной консоли встроен блок управления. Собирая данные с различных датчиков, с помощью исполнительных устройств он корректирует скорость вентилятора, положение заслонок (отвечают за температуру и направление потоков воздуха) и производительность компрессора кондиционера. В любой момент водитель может отключить автоматический режим работы системы и управлять ею вручную на свое усмотрение. В случае с обычным кондиционером электронной альтернативы нет, и человек должен сам орудовать переключателями на передней панели.
Руководство
В отличие от климат-контроля, на панели управления кондиционером, как правило, красуются механические переключатели. Регуляторы температуры и направления потоков воздуха соединены тросами с соответствующими заслонками в блоке печки/кондиционера. На некоторых бюджетных моделях машин до сих пор встречается подобный привод заслонки режима рециркуляции воздуха. Иногда применяется и вакуумный привод, но он также является «ручным» и не способен функционировать в автоматическом режиме.
Есть у кондиционера и электрические регулировки. Кроме кнопки активации компрессора, это еще и управление скоростью моторчика вентилятора (с помощью резистора), даже если переключатель на панели механический. Но в любом случае производительность системы корректируется только вручную. Также на многих машинах применен электрический привод заслонки рециркуляции (моторчик со скользящим контактом вместо троса). По конструкции он схож со своим собратом в климат-контроле, но лишен автоматического режима работы.
Под контролем
В случае с климат-контролем все заслонки имеют электрические приводы. Ими заведует блок управления. Привод заслонки рециркуляции имеет всего два фиксированных положения (отрыто или закрыто), а у заслонок, отвечающих за температуру и направление потоков воздуха, более продвинутый алгоритм работы (возможен любой угол открытия).
Скоростью моторчика вентилятора управляет уже не обычный резистор, а полупроводниковый транзистор. В ручном режиме управления он имеет несколько фиксированных ступеней. Их число зависит от конструкции поворотной шайбы на панели управления. А при включенном режиме «auto» скорость задает непосредственно блок управления с более широким набором промежуточных значений скорости.
По сравнению с кондиционером в систему климат-контроля включено несколько дополнительных датчиков. Основными являются сенсоры солнечного излучения и температуры воздуха в салоне. Благодаря их показаниям блок управления оперативно перенаправляет потоки воздуха и корректирует его температуру, чтобы поддерживать комфортные условия.
Также «мозги» климат-контроля ориентируются на другие показатели, например, температуру охлаждающей жидкости двигателя. Для этого иногда используется отдельный датчик в блоке печки, но чаще данные берутся с моторного сенсора. Эта информация помогает блоку управления правильно оценить тепловые ресурсы и грамотнее распорядиться ими.
Блок управления климат-контролем действительно можно сравнить с «мозгами» инжекторного мотора, учитывая количество всевозможных режимов коррекций, начиная от гибкого управления производительностью компрессора кондиционера, которая недоступна в ручном режиме, и заканчивая замысловатым алгоритмом работы заслонок и моторчика вентилятора. А все ради того, чтобы оперативно подстраиваться под текущие условия и не отвлекать водителя от управления автомобилем. Во время прогрева электроника климат-контроля сама прикроет заслонку рециркуляции, чтобы зимой ограничить поток холодного воздуха извне в салон, сразу после пуска мотора, а летом — горячего.
Чем отличается климат-контроль от кондиционера
Система поддержания нужной температуры в салоне автомобиля настолько привычна большинству автовладельцев, что мало кто задумывается, с чего всё начиналось. Первой попыткой охладить уставших от жары пассажиров была простейшая вентиляция салона. Помните угловые форточки на старых автомобилях, поворачивающиеся под углом, как воздухозаборники? При отрытых настежь окнах струя воздуха врывалась в салон движущегося автомобиля и дарила прохладу автовладельцу и его компаньонам вместе с пылью, шумом и возможностью простудиться от сквозняка. К тому же такая система не работала тогда, когда в ней больше всего нуждались — на стоянках и в пробках под палящим солнцем.
Поэтому уже в далёких ныне 30-х годах XX в. в Америке — стране победившего комфорта — самые дорогие и «навороченные» авто класса лимузин начинают опционально оснащаться системой охлаждения воздуха в салоне — размером в пол-багажника, без регулировок, и отбирающей до половины мощности двигателя, работающего на малых оборотах. В Европе же до 80-х годов о машинах с кондиционерами даже особо и не задумывались.
Сегодня только бюджетные линейки автомобилей не оснащаются кондиционерами в нулевой комплектации. Для всех остальных случаев система охлаждения воздуха в салоне — норма. Помимо стандартного кондиционера многие автопроизводители оснащают свои детища климат-контролем. Отличия климат-контроля и кондиционера в автомобиле и каковы особенности каждой из систем, должен знать каждый автовладелец, ведь это поможет правильно и долго эксплуатировать данные агрегаты без поломок.
Как работает кондиционер
Со времени своего появления физическая основа работоспособности охлаждающих машин не претерпела существенных изменений. Это основа — способность веществ поглощать, либо отдавать накопленное тепло при переходе из одного агрегатного состояния в другое (то есть при испарении и конденсации). Кондиционер — не единственное устройство в автомобиле, которое работает на этом принципе. Система охлаждения двигателя через радиатор — ещё один пример, где в качестве теплоносителя раньше использовалась обычная вода, сейчас — тосол или антифриз.
В современности кондиционер является обязательной функцией и оснащён даже автомобилях с минимальной комплектацией
В агрегатах кондиционирования теплоноситель носит названия хладагента. В настоящее время это различные марки фреонов — особых углеводородов с нужными точками кипения и конденсации. Помимо хладагента, в контуре охлаждения циркулирует масло особых марок. Оно обеспечивает долговременную и бесперебойную работу трущихся и движущихся механизмов. Расположены эти детали преимущественно в компрессоре. Масло и хладагент находятся в состоянии смеси, поэтому при утечке происходит не только падение давления и коэффициента полезного действия, но и снижается безопасность работы механизмов.
Компрессор
Самая важная деталь, которая обеспечивает работоспособность охлаждающего устройства. Он сочетает в себе две функции. Во-первых, является насосом, который обеспечивает прокачку по всем трубопроводам фреона, находящегося в жидком или газообразном состоянии. Во-вторых, внутри компрессора создаётся давление, которое сгущает пары фреона, поступившие из испарителя. Под влиянием давления газ переходит в жидкость с одновременным изменением температурных характеристик.
Общий вид компрессора кондиционера
Компрессор приводится в движение методом отбора мощности от коленчатого вала через приводной ремень. При работе кондиционера тратится в среднем от 5 до 15 л. с., поэтому если двигателю под нагрузкой не хватает мощности, включение обдува холодным воздухом только усугубит ситуацию. Между шкивом и ротором компрессора дополнительно есть электромагнитная муфта — она разобщает двигатель компрессора, когда его нужно выключить.
Компрессор выполняет важную задачу — он разделяет контуры высокого и низкого давления жидкости и газа. Первый называется нагнетательной системой, второй — всасывающей.
Конденсатор
Вы можете встретить название «конденсёр», но сути дела это не меняет. По виду он напоминает автомобильный радиатор и располагается там же. В радиаторе фреон, сгущённый в компрессоре и ставший благодаря этому горячим, должен охладиться. Поэтому производители стараются вынести конденсатор как можно ближе к переднему краю, за радиаторную решётку. Здесь набегающий поток воздуха при движении помогает охлаждению. Имеется у конденсатора и свой вентилятор, или даже пара вентиляторов — для быстрого достижения эффекта. Правда, здесь есть и обратная сторона медали. Находясь впереди, конденсатор постепенно забивается дорожной пылью и грязью, мусором, насекомыми. Со временем это может ухудшить теплообмен, поэтому автолюбителю нужно периодически проверять его состояние и очищать механическим способом. Это поможет продлить срок службы системы и увеличить упавший КПД.
Конденсатор кондиционера распологается перед радиатором под капотом
Осушающий фильтр
Этот элемент не обеспечивает физику процесса охлаждения, но способствует её качеству и бесперебойности. Дело в том, что фреон накапливает в себе влагу, которая обладает другими параметрами испарения и конденсации, а значит мешает исполнению главной функции кондиционера. Кроме того, влага более агрессивна влияет на металлические части, способствует коррозии. Осушение хладагента приводит его к изначальному состоянию. Ну а фильтрация позволяет удалить из теплоносителя механические включения, попавшие туда в процессе эксплуатации — пыль, грязь, мелкий мусор.
Расширительный клапан
Второе его название — терморегулирующий вентиль. Поступивший из фильтра-осушителя фреон дозированными порциями подаётся из расширительного клапана в испаритель. При прохождении клапана хладагент переходит из жидкого состояния в газообразное, но не до конца. На этом этапе фреон представляет взвесь газа и мелкодисперсной жидкости. Похожее состояние вы можете наблюдать, когда распыляете что-либо из аэрозольного баллончика. Иногда на ТРВ ставят специальный глазок для визуального контроля за количеством теплоносителя в системе.
Основная функция расширительного клапана — снять внутреннее напряжение перед испарителем, что приведёт к его охлаждению
Испаритель
Это тот же радиатор, только работающий наоборот. Если в радиаторе атмосферный воздух охлаждает горячую жидкость внутри, то в испарителе поступающий холодный фреон в состоянии газ-жидкость охлаждает окружающее пространство. Для этого в паре с испарителем работает вентилятор, который прогоняет воздух салона через испаритель и охлаждает его. Вентилятор барабанного типа, как и в стационарных комнатных сплит-системах. Испаритель обычно не очень больших размеров.
Для корректной работы кондиционера рекомендуется проводить чистку испарителя не реже раза в 2-3 года
Система трубопроводов и датчиков
Разводка кондиционера представлена трубками, выполняющимися из меди или медных сплавов. Они образуют маршрут фреона от конденсатора к испарителю через компрессор. От компрессора и конденсатора они тонкие и горячие, а обратный контур от испарителя обратно до компрессора — большего сечения и холодный. Также кондиционер включает систему сбора влаги, которая конденсируется на поверхности испарителя. Сливается собранная вода непосредственно под днище автомобиля. Вот причина появления лужиц под машиной, в которой на стоянке работал кондиционер. Также охлаждающее устройство имеет несколько датчиков, которые соотносят режим работы элементов кондиционера с заданными параметрами температуры.
Последовательность работы
При нажатии кнопки на панели приборов происходит запуск компрессора. Поскольку шкив приводится в действие вращением коленвала, запуск возможен только при работающем двигателе. Электромуфта подключает шкив к механизму компрессора, и он начинает прогонять хладагент по системе, одновременно сжимая его. Горячий фреон поступает в конденсатор, где не только охлаждается, но и полностью переходит в жидкое состояние, конденсируется. Обдув уличным воздухом с помощью вентилятора и силы встречного потока ускоряют этот процесс. Хладагент проходит через фильтр-осушитель, где очищается и избавляется от влаги. При прохождении через расширительный клапан давление в системе резко понижается, жидкость переходит в состояние аэрозоля. Вследствие такого перехода фреон начинает кипеть, то есть переходить в газообразное состояние и становиться холодным. Будучи поданным в испаритель, он понижает его температуру. Воздух, продуваемый через испаритель вентилятором, подаётся в салон через специальные вентиляционные отверстия. Отдавая холод в испарителе, фреон в газообразном состоянии идёт по обратному контуру в компрессор, где цикл замыкается. По достижении нужной температуры в салоне датчик подаёт сигнал на отключение гидромуфты, и кондиционер некоторое время «отдыхает».
Принцип работы автомобильного кондиционера схож с работой домашнего кондиционера или холодильника
Видео: принцип работы кондиционера
Что такое климат-контроль в автомобиле
Климат-контроль — это опция, которой изначально стали оснащаться автомобили представительского и бизнес-класса. Со временем технические возможности позволили значительно удешевить и оптимизировать систему климат-контроля. Сейчас его устанавливают в большинство автомобилей среднего класса и опционально — в недорогие машины малого класса.
Климат-контроль позволяет поддерживать необходимую температуру в салоне на заданном уровне
Климат-контроль — это комплексная система поддержания заданной температуры в салоне автомобиля, которая включает в себя несколько элементов, каждый из которых служит этой цели.
Кондиционер
Охладить воздух в машине в жаркую погоду может только кондиционер. Система с компрессором, испарителем, конденсатором и фреоном в качестве теплоносителя обеспечивает комфортные условия в жару.
Отопитель
Отопитель появился в автомобилях на постоянной основе значительно раньше кондиционера. Это связано с тем, что в любом автомобиле элементы, необходимые для работы печки, изначально присутствуют в конструкции. К ним относится радиатор охлаждения двигателя, ведь двигатель при работе нагревается всегда, независимо от времени года и климата. Достаточно просто отвести теплоноситель из радиатора в отдельный испаритель, поближе к салону, и подключить вентилятор, который будет направлять поток воздуха на горячий испаритель. Нагретый воздух попадает в салон компенсирует низкую забортную температуру. Долгое время отопители направляли воздух из-под приборной панели в нижнюю часть салона. Современные модели подключены к системе воздуховодов.
Система воздуховодов
Воздух, подаваемый в салон от испарителей кондиционера и отопителя, будет иметь малую эффективность в случае неграмотного распределения по салону. До появления воздуховодов тёплый воздух принято было направлять единой струёй вниз, в ноги пассажиров. Холодный воздух первых кондиционеров подавался из-под заднего стекла вверх, огибал потолок и опускался на пассажиров. В основе этих процессов лежит физика и физиология. Холодный воздух опускается вниз, тёплый поднимается наверх — так обеспечивается. Когда человек замерзает, согреть в первую очередь хочется ноги, а если ему жарко, то охладить лучше голову и верхнюю часть туловища.
Принцип работы климат-контроля в автомобиле: воздух снаружи нагнетается вентилятором в испаритель, в котором охлаждается, затем подаётся в печку для нагрева и поступает в салон
Воздуховоды решили проблему перераспределения.воздушных масс. Нужную температуру стало поддерживать намного легче, ведь воздух подаётся одновременно в несколько точек в салоне. Более того, водитель и пассажиры могут сами выбрать, куда направить, куда направлять воздушную струю.
Также очень полезной является функция обдува стёкол, прежде всего, ветрового. От влажности оно может запотеть, а в мороз и вообще обледенеть, что затрудняет обзор и может привести в аварийной ситуации. Обдув стекла сохраняет его чистым в мороз, снег и дождь, при условии работы дворников, конечно.
Кроме того, в системе климат-контроля осуществляется не просто перемещение воздушных масс внутри салона, но и приток забортного воздуха, его фильтрация и приведение к нужному температурному состоянию.
Система датчиков
Работоспособность климат-контроля невозможна без специальных датчиков. Регистрировать они могут не только температуру, но и влажность, и даже степень загрязнённости воздуха. Чем совершеннее и дороже система климат-контроля, тем больше датчиков установлено в автомобиле. В разных частях салона температура различна, поэтому если датчик установлен под потолком, он будет давать неполную картину. Хорошей считается система с трёхточечным расположением: вверху в потолке, внизу в ногах и на приборной панели. Иногда к этому прибавляется датчики внешней температуры, уровня солнечной инсоляции и множество других.
Электронное управление
Все составляющие климат-контроля были бы бесполезным грузом, если бы не центр — электронный «мозг», получающий команду на поддержание температуры. Он собирает информацию от датчиков и включает те системы, которые необходимы: в жару — кондиционер, в мороз — отопитель, в дождь — обдув ветрового стекла тёплым воздухом. Помимо температуры и скорости воздушного потока в некоторых машинах есть заслонки с сервоприводом, которые открываются на заданную величину. Введя комфортные параметры, можно забыть о регулировке температуры — компьютер позаботиться об этом.
Электронный блок управления (ЭБУ) учитывает показания датчиков и регулирует температуру в салоне
Виды климат-контроля
В зависимости от «навороченности» климат-контроля, у него есть разные возможности по поддержанию условий в салоне авто. Выделяют следующие виды:
- Однозонный. Самый простой вид, температура берётся в среднем по салону, воздух из заслонок поступает везде одинаковый. У такого климат-контроля минимальное количество датчиков.
- Двухзонный. Более совершенная система. Позволяет сделать различные условия для водителя и переднего пассажира. Удобно, если у них разные предпочтения по комфорту. Задние пассажиры обдуваются неким усреднённым воздухом, который перемешался.
- Многозонный. Дорогой климат-контроль помимо максимального количества датчиков имеет воздуховоды с автозаслонками не только на передней панели и под ней, но и в просвете между передними сидениями, а также в подлокотниках задних сидений или под задним стеклом. Такими системами оснащаются машины бизнес-класса.
Двухзонные системы позволяют регулировать температуры для водителя и пассажира, сидящего на переднем сидении, раздельно
Основные отличия
Основное отличие — в спектре действий, за которые отвечает система Кондиционер — это устройство только для охлаждения воздуха. Отопитель — отдельный агрегат со своими регулировками, и водитель сам решает, когда и в какой степени задействовать то или иное устройство. Климат-контроль — это интегрированная система поддержания комфортной температуры, где отопитель и кондиционер включаются по команде электронного блока управления.
Климат-контроль имеет несколько датчиков, которые будут определять режим его работы. Это не значит, что в кондиционере датчиков нет. Просто их там всегда будет меньше и они будут регулировать режимы включения-выключения компрессора.
Плюсы и минусы разных систем
Климат-контроль значительно удобнее обычного кондиционера тем, что водителю и пассажирам нет необходимости каждый раз подстраивать работу оборудования, как только условия поменяются. Достаточно ввести нужные значения в блок управления и наслаждаться комфортом.
Только климат-контроль может создавать различные условия для водителя и пассажиров. Если комфорт превыше всего, то подход к его организации должен быть индивидуальным. Обычный кондиционер такой возможности не даёт.
Климат-контроль также выигрывает в плане экономии топлива, так как вовремя отключает функции подогрева и охлаждения
Климат-контроль принципиально сложнее, а значит и дороже своего родственника кондиционера. В случае выхода из строя электронного блока ремонт встаёт в солидную сумму. За расширенные функции придётся платить, и немало.
Климат-контроль может не всегда адекватно выдавать желаемую температуру. Кроме того, если датчики расположены не совсем удачно, автоматика по этому значению может перегреть или переохладить автомобиль.
Можно ли поставить климат-контроль вместо кондиционера
Теоретически кондиционер любого автомобиля можно заменить на климат-контроль. Ведь почти все необходимые узлы — блок охлаждения, блок отопления, воздуховоды — уже есть. На практике есть множество нюансов.
Например, климат-контроль требует автоматического управления заслонками, что потребует установления тросиков с двигателями или сервоприводов. Обязательно нужно будет установить несколько дополнительных датчиков. Одной из самых дорогих деталей будет установка «головы» — электронного блока управления.
Для того чтобы переделать кондиционер на климат-контроль на кондиционер необходимо целиком разобрать переднюю панель
Отсюда вывод: переделка системы охлаждения в полноценный климат-контроль сопряжена с большими расходами. Доверить такую операцию можно только проверенному сервису, где есть опыт подобных процедур. Если комфорт для вас превыше всего, тогда технически в этом нет ничего невозможного.
Охладиться в жару и согреться в мороз — важная возможность, которая делает автомобиль не просто средством передвижения, а комфортным экипажем. Когда вы находитесь в дороге, такие системы, как отопитель, кондиционер, климат-контроль превращают поездку в удовольствие. Безусловно, комфорт стоит любых денег, ведь в автомобиле мы проводим часть жизни.
Климат-контроль или кондиционер: что лучше
Климат-контроль и кондиционер являются инновационными современными системами для терморегуляции воздуха в салоне автомобиля. Но эти две системы обладают разными технологиями по управлению климатом, а это может повлиять на комфорт пассажиров, а также на работу автомобиля в целом.
Еще лет 10 назад такого выбора технологий просто не было, раньше автовладельцы просто открывали окно, и таким образом салон проветривался. Сегодня уже никого не удивишь кондиционером в машине, ну разве лишь только отсутствием системы кондиционирования.
В этой статье мы подробно вам расскажем какие преимущества есть у этих систем, а также сравним их по основным критериям.
Оглавление:
Для чего нужен кондиционер в машине
Прежде всего кондиционер необходим для создания комфорта, таким образом можно насладиться приятной атмосферой в жаркий день. Поэтому у пассажиров нет необходимости открывать окна автомобиля, нужно просто выставить температуру. Плюс ко всему такая атмосфера в салоне будет оказывать хорошее воздействие на самочувствие водителя и пассажиров.
В жаркое время года многих водителей мучает быстрая утомляемость за рулем, если в автомобиле имеется кондиционер, то тогда она вам не страшна. Потому что атмосфера, создаваемая им повышает работоспособность мозга, вследствие этого аварий на дороге будет значительно меньше. Поэтому если раньше кондиционер был какой-то роскошью в автомобиле, то теперь это просто необходимая система.
Суть заключается в том, что летом, особенно в крупных городах, стоять на солнцепеке в пробке просто невозможно, от беспощадного солнца не будет спасения и можно даже упасть в обморок от перегрева. Именно поэтому кондиционер в мегаполисах просто жизненная необходимость.
Как работает кондиционер в автомобиле
По принципу работы кондиционер похож на обычный холодильник, хоть и их внутренне устройство заметно отличается. Главное различие только в конструкционной части, а в целом технологический процесс аналогичен с бытовым холодильником. Представляет собой она закрытую систему, по которой циркулирует фреон. Его нужно иногда менять, сделать это можно в специализированном автосервисе.
Когда нажимается кнопка активации кондиционера, то срабатывает электрическая муфта. Она при помощи прижимного диска состыковывает шкив и систему кондиционирования. Шкив непрерывно вращается, он приводится в движение ременной передачей от коленчатого вала.
Затем, когда состыковка прошла успешно, начинает работать компрессор, его функция заключается в сжатии фреона. Когда происходит сжатие хладагента, то он сильно разогревается и поступает в конденсор. Конденсор — это такой узел, который представляет собой радиатор, здесь горячие пары фреона остужаются с помощью вентилятора. Он обычно установлен на 1-ой скорости, когда автомобиль едет по трассе, то охлаждающий эффект значительно увеличивается.
Принцип работы автомобильного кондиционера
Если автомобиль будет стоять в пробке, то датчики смогут зафиксировать что продуктивность работы системы снизилась. И тогда блок управления переведет вентилятор конденсора на вторую скорость вращения.
Когда фреон перейдет в жидкое состояние, то дальше он уже будет перенаправляться в салон. Но перед этим хладагент попадет в специальный узел системы — испаритель. Тут вещество закипает и становится вновь паром, и во время этого процесса температура фреона сильно понижается.
Этот холод в дальнейшем и будет использован для охлаждения салона автомобиля. После этого холодные паре поступают на другой радиатор, в нем холод разгоняется вентилятором и попадает в салон машины. Далее хладагент опять поступаем в компрессор и этот цикл теплообмена повторяется.
Плюсы и минусы кондиционеров автомобилей
Все автомобильные кондиционеры подразделяются на две категории: электрические и механические, и у каждого их этих типов есть свои плюсы и минусы, которые мы разберем дальше.
Достоинства механических кондиционеров:
- Повышенная эффективность при движении автомобиля.
- Небольшой размер.
- Нет вреда для окружающей среды.
Недостатки механических систем:
- Расход топлива повышается примерно на 30 процентов.
- Очень сложный монтаж.
- Работает исключительно при заведенном двигателе.
- Система кондиционирования не идеальна, она не способна удовлетворять требованиям всех пассажиров. К примеру, если одному пассажиру жарко, а другому прохладно, то придется прийти к какому-то компромиссу.
Плюсы электрических кондиционеров:
- Установка не отнимает много времени и сил.
- Имеется полезная функция «ночной режим».
- КПД намного выше.
- Способен работать от прикуривателя или от стандартной розетки.
Минусы электрокондиционеров:
- Стоимость такого оборудования значительно выше.
- Заменить фреон в такой установке будет проблематично.
- Нельзя регулировать температуру подаваемого воздуха, можно только изменить степень подачи.
- В пути очень легко простудиться, например, если вы увлеклись дорогой и не отключили кондиционер.
- От кондиционера идет резкий поток воздуха, который раздражает. Если сравнивать с климат-контролем, то он работает значительно тише.
Как не простудиться от кондиционера
Врачи предупреждают, что если организм испытает температурный стресс (то есть резко изменится температура с высокой на более низкую), то могут появиться проблемы со здоровьем. Может появиться насморк, простуда или даже аллергические реакция, поскольку кондиционере могут скапливаться микроорганизмы.
Чтобы не простудиться, следует изменять температуру в салоне постепенно, поэтому не стоит сразу же включать максимальную мощность. Помимо этого правила, необходимо запомнить еще одну важную рекомендацию — ни в коем случае не стоит открывать окна при запущенной системе.
Причина кроется в том, что от открытых окон буду образовываться сквозняки, которые точно не сулят ничего хорошего.
Чем отличается климат-контроль от кондиционера
Если сказать простыми словами, то климат контроль это тот же кондиционер, но только он полностью автоматический. Необходимо упомянуть, что кроме функции охлаждения, в климат-контроле также имеется возможность обогрева салонного пространства.
Инновационная климатическая система считывает показания с датчиков, которые располагаются по всему периметру салона. В дальнейшем владелец задать требуемую температуру, информация сохраняется и в будущем температура не поднимется выше указанного значения.
Плюсы и минусы климат-контроля
- ЭБУ очень своевременно откликается на изменения температуры, и поэтому в короткий срок ее стабилизирует. Допустим вы открыли дверь и зашел теплый воздух в салон, датчики очень чувствительные, поэтому считанные минуты температура придет в норму.
- Все действия по стабилизации климата в салоне происходят автоматически. Именно вам не придется периодически вращать регуляторы ориентируясь на свои ощущения.
- Так как периодически функция охлаждения воздуха отключается, то поэтому отлично экономится топливо.
- Водитель может все внимание уделить управлению, а не на настройке системы кондиционирования.
Значительным недостатком системы климат-контроля считается то, что она стоит в 1,5-2 раза дороже. Из-за этого автомобилисты и по сей день спорят по поводу того, оправдана ли высокая стоимость климат-контроля.
Где легче управление: на кондиционере или климат-контроле
Стандартным кондиционером управлять совсем не сложно, с этим справится даже человек, который совсем не разбирается в автомобилях. Как правило, на панели управления имеется кнопка запуска компрессора и два регулятора. Один отвечает за мощность работы вентилятора, а вторым можно регулировать температуру, для этого есть разделение на красную и синюю зону.
Если рассматривать климат-контроль, то здесь вся работа выполняется умной электроникой. То есть система собирает данные с датчиков, проводит их анализ, и в дальнейшем поддерживает температуру. Все что требуется от владельца автомобиля, это только выставить требуемую температуру. Все остальное осуществляется в автоматическом режиме, поэтому вас не надо об этом думать.
Что экономичнее — кондиционер или климат-контроль
Сразу выбрать лидера не получится, так как это довольно трудный и неоднозначный вопрос. Вот допустим, если вы возьмете новый автомобиль, то версия с климат-контролем обойдется дороже.
Но в то же время если вы возьмете авто с обычным кондиционером, то с одной стороны вы сэкономите, но с другой этот кондиционер придется долго настраивать. Если судить по расходу топлива, то климат-контроль съедает чуть больше, но в противовес ложится тот факт, что это умная система и за ней не нужно будет постоянно следить.
Поэтому делать выбор необходимо самостоятельно, перед этим нужно хорошо взвесить все аспекты. Еще вы можете ориентироваться на финансовое положение, либо на вкусы и потребности.
Виды систем климат-контроля
Модификации бывают разные, и поэтому система может быть разделена на 1, 2, 3 или 4 температурные зоны. В этом ей помогают высокоточные температурные датчики, они передают показания на ЭБУ. В дальнейшем в отдельной зоне будет стабильно поддерживаться заранее указанная температура.
Пример температурных зон в автомобиле с климат-контролем
Например, мы имеем 2-зоновую систему контроля, а это нам говорит о том, что температура будет различной во всех частях салона автомобиля. По стандарту одна зона располагается у водителя, а вторая — рядом с пассажиром.
Как работает климат контроль зимой
Комплектации автомобиля бывают разные, поэтому режимы работы будут разные. Обычно различия в работе можно обнаружить только зимой.
Так, например, когда вы утром садитесь в свой автомобиль, то можно будет обнаружить, что дефлекторы сначала направляются на стекла прогревая их, а потом уже развернуться к ногам. В дальнейшем поток воздуха постепенно перестроиться и будет направляться в сторону лица водителя. Управлять машиной тогда будет намного приятнее и комфортнее.
Нужно понимать, что системы бывают разных модификаций, поэтому в разных автомобилях алгоритм работы может быть разным.
Проблема может заключаться в том, что прогрев в некоторым моделях может быть иным. Причем некоторые модификации можно настраивать самостоятельно, а другие только если настраивать будут специалисты.
Некоторые системы вовсе отказываются запускать систему, а все из-за того, что в машине запотели стекла. Это серьезные недоработки производителей, и поэтому вы случайно можете наткнуться на подобное. Поэтому на все особенности климат-контроля следует обратить особое внимание, иначе после покупки автомобиля вы можете столкнуться с серьезными трудностями.
Иногда можно столкнуться с трудностями работы системы, и на панели будет высвечиваться код ошибки, а таком случае нужно понять в чем дело, ниже можете посмотреть таблицу с распространенными ошибками.
Подведем итоги
В общем, если расценивать по общим преимуществам, то климатическая система значительно превосходит кондиционер. Достаточно всего лишь один раз настроить температуру, и эта система будет радовать вас в течение долгих лет. Комфортабельность это, конечно, здорово, но в то же время в каждом достоинстве климат-контроля присутствует недостаток.
Такие особенности могут сильно повлиять на выбор, и человек просто выберет стандартный кондиционер. Значимым недостатком считается низкая надежность системы в целом, и чаще всего речь идет о блоке управление. Бывает что он выходит из строя, а его замена хорошо стукнет вам по карману.
Однозначного вывода сделать нельзя, так как выбирать следует из своих предпочтений и средств. Но если рассматривать с точки зрения удобства, то мы бы рекомендовали вам приобретать климат-контроль. Если же для вас большую роль играет экономия и надежность, то без раздумий покупайте обычный кондиционер.
Теперь вы знаете что из себя представляют системы кондиционирования, надеемся, что с помощью нашей статьи вы смогли сделать выбор. Желаем вам успехов!
Есть ли срок годности у моторного масла и условия его хранения?
Есть ли срок годности у моторного масла и условия его хранения?
Кто сталкивался с этим вопросом? На этикетках производителей этих данных я не встречал. Возник вопрос в связи с тем, что уже наверно года 4 в багажнике таскается 1л канистра масла, не использованная, в заводской упаковке. Так же зимой гараже хранятся остатки масла в открытой канистре, с предыдущей замены от 1 до 3 л, которые используются месяцев через 8 для новой смены масла
Естественно что масло это Total Quartz 9000 5W/40.
P.S. Цены на масло, тех. жидкости, запчасти — капец! Кто из отечественных изготовителей делает запчасти для наших телег?)
Запчасти
Citroen C4 2006, двигатель бензиновый 1.6 л., 109 л. с., передний привод, механическая коробка передач — просто так
Машины в продаже
Citroen C4, 2009
Citroen C4, 2007
Citroen C4, 2006
Citroen C4, 2005
Комментарии 13
Срок годности масла есть и заявлен он производителем как 5 лет. Но это вовсе не означает, что масло не может быть использовано позже. Наверняка у всех остается часть масла после его замены, поэтому в целом можно его так же использовать для двигателя. Здесь пишут про окисление, но от куда там взяться окислению, если масло хранится в пластиковой таре закрытое. Так же если не пройден интервал замены масла, а это 7-10 тысяч км. то его ежегодно так же можно не менять, своих свойств оно не теряет.
А тут можно обсмотреться:
www.youtube.com/playlist?…89rO9jC05CUhpe2OLex9PQtx-
Да там бред полный чел несёт!
срок годности синтетики в заводской упаковке при НКУ исчисляется десятилетиями.
срок годности полусинтетики в заводской упаковке при НКУ до 10-15 лет
срок годности минералки в заводской упаковке при НКУ обычно до 10 лет
если ГСМ не подвергались:
— гидрации
— длительным нагревам свыше допустимых для хранения норм
— длительным охлаждениям свыше допустимых для хранения норм
— длительным знакопеременным колебаниям температур за короткие промежутки времени (в пределах 16-48 ч)
— воздействию прямых солнечных лучей (т.е. УФ излучению)
— воздействию жесткого рентгеновского излучения
— воздействию других катаклизмов и нарушений правил хранения…
то им ничего не будет в разумный для водителя срок хранения.
ГСМ в открытой упаковке подвержено:
— гидрации
— окислению содержащимся в воздухе кислородом
— попаданию механических примесей и примесей инородных химических соединений
— разбавлению злоумышленниками
— выпиванию детьми и домашними (дикими, инопланетными) животными
— проливанию на землю и на поверхности помещений, посуды, кожные и слизистые поверхности…
Подитог:
— в закрытой заводской упаковке — можно не беспокоиться ближайшие лет 5 потом выкинуть на%, или смазывать петли в сарае.
— во вскрытой (пусть даже потом закрытой) — свойства по-любому изменятся, но в зависимости от степени неаккуратности хранения. Но на долив покатит, если уже не “замылилось” (т.е. не набрало в себя воды настолько, что при встряхивании пенится).
понятно, 5 лет можно хранить)
срок годности синтетики в заводской упаковке при НКУ исчисляется десятилетиями.
срок годности полусинтетики в заводской упаковке при НКУ до 10-15 лет
срок годности минералки в заводской упаковке при НКУ обычно до 10 лет
если ГСМ не подвергались:
— гидрации
— длительным нагревам свыше допустимых для хранения норм
— длительным охлаждениям свыше допустимых для хранения норм
— длительным знакопеременным колебаниям температур за короткие промежутки времени (в пределах 16-48 ч)
— воздействию прямых солнечных лучей (т.е. УФ излучению)
— воздействию жесткого рентгеновского излучения
— воздействию других катаклизмов и нарушений правил хранения…
то им ничего не будет в разумный для водителя срок хранения.
ГСМ в открытой упаковке подвержено:
— гидрации
— окислению содержащимся в воздухе кислородом
— попаданию механических примесей и примесей инородных химических соединений
— разбавлению злоумышленниками
— выпиванию детьми и домашними (дикими, инопланетными) животными
— проливанию на землю и на поверхности помещений, посуды, кожные и слизистые поверхности…
Подитог:
— в закрытой заводской упаковке — можно не беспокоиться ближайшие лет 5 потом выкинуть на%, или смазывать петли в сарае.
— во вскрытой (пусть даже потом закрытой) — свойства по-любому изменятся, но в зависимости от степени неаккуратности хранения. Но на долив покатит, если уже не “замылилось” (т.е. не набрало в себя воды настолько, что при встряхивании пенится).
Давайте не будем вводить людей в заблуждение.
Срок хранения смазочных материалов (в данном случае масло моторное) 3-5 лет и то при ряде условий хранения, это ГОСТ. А в силу более высоких требований и технически возрастающих требований и тенденций — 3 года предел.
kadet150281, да, давайте не будем вводить людей в заблуждение, масло в коробке меняется по пробегу, либо раз в пять лет, а как известно, в коробке именно минеральное масло, максимум полусинтетическое, которое так же сделано на минералке, но имеет более стойкие свойства. А современная синтетика гораздо выносливей, чем минералка. Так что не нужно ничего выдумывать, про три и более лет.
Ок КУКЛ:
Как известно, на упаковке не указывается максимально допустимый срок хранения масла. На канистрах лишь в редких случаях печатают информацию о сроке хранения продукта в закупоренной таре, при котором производителем гарантируется сохранность всех свойств масла. Срок этот в среднем колебелтся в районе 5 лет. Однако, при хранении масла в идеальных условиях, таких как: температура не более 60°С, исключение попадания прямых солнечных лучей и надежно загерметизованой упаковке срок хранения увеличивается до 10 лет. Дата розлива, нанесенная специальной краской с помощью лазера на дно упаковки, служит непременным показателем начала отсчета гарантийного хранения. Дата обычно выглядит как шифр, состоящий из набора цифр и букв.
может Тоталь че путное на эту тему где писал?)))
скажу от себя): Тотал тоже масло)))
Motul — подгруппа TOTALя, и разливается на основе базовых масел тоталя, мотюль боготворят, про тоталь забыли, особых превосходств ни у того ни у другого друг над другом нет. Можно что угодно лить, уметь подбирать надо а не хватать что посоветовали.
как ето подгруппа?))
В данный момент, существует три основных потока производства базовых масел, европейский, Сша-канада, и восточный. Так скажем выделенных. Масла европейского производства, с основным рынком сбыта в европе, россии, странах снг используют европейский поток нефтепродуктов, базовые масла европейского производства. Таким образом, производители оригинальных и не оригинальных масел экономят на производстве и транспортировке. Замечали например что масло тойота есть в ЖБ банках и Пластике, дак вот как правило в ЖБ банках тойота ниссан хонда ипр, находится нефтепродукты компании ENEOS так как она является основным восточным поставщиком. далее уже добавляют каждый парочку тройку своих присадок и разливают по бренд-банкам. аналогичная ситуация с тоталь мобил мотюль
Есть ли срок годности у моторного масла
Масло для двигателя мало кто покупает впрок на долгие годы. Но вопрос о его сроке годности может заинтересовать во многих других случаях. Например, при хранении автомобиля с маслом в картере, приобретении в магазине залежавшегося товара или просто при случайном обнаружении в собственном гараже когда-то купленной и забытой канистры. Очевидно, что срок хранения должен зависеть от состава продукта и условий его содержания.
Какой срок годности моторного масла
Следует различать понятия срока годности и срока хранения. На этикетках и в сопроводительной документации изготовители указываются срок хранения, как того требует законодательство. Это гарантийный срок, то есть производитель таким образом обещает, что за указанный период времени ничего с продуктом не произойдёт.
Покупка продукта, который произведён вчера или пять лет без одного дня тому назад – совершенно равнозначные по последствиям деяния. Конечно, если он хранился в подобающих условиях.
Срок годности должен быть значительно дольше срока хранения. Ведь такой товар не уничтожается сразу же после покупки, как, например, продукты питания. Его заливают в двигатель и ездят. В зависимости от годового пробега и сроков замены в конкретном двигателе, это может быть год, два и более.
За это время смазка не должна превратиться в асфальт или иную непригодную субстанцию и обязана сохранить свои важнейшие характеристики, обеспечивающие сохранность двигателя при работе на самых тяжёлых режимах, то есть штатно.
Минерального
Минеральное или любое другое масло, должно храниться не более указанного на нём предельного срока. После чего быть залито в двигатель и отработать до замены согласно указаниям инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля.
Поскольку для заправки системы смазки двигателя надо использовать только разрешённые к применению именно в нём продукты, то значит, что производитель мотора в курсе, как поведёт себя данный продукт в конкретном двигателе.
На этом основании можно рассчитать срок годности, даже если производитель его не указал. А сделать он это может только приблизительно, поскольку не знает, куда его товар попадёт, и какие свойства в численном выражении от него потребуются.
Обычно замена рекомендуется при пробеге 10-15 тысяч километров, как правило это один раз в год или при смене сезона с тёплого времени года на холодное и наоборот. Получается, что срок годности равен сроку хранения, плюс периодичность замены.
Что же касается конкретно свойств минерального продукта, то его основа стареет ничуть не быстрее, чем любая другая.
Другое дело – присадки. Их в моторном масле немало, и их химические формулы отличаются сложностью. Но подбором пакета, в том числе совместимостью компонентов, занимались лучшие химики мира. И одной из их задач было гарантировать полную инертность любого составляющего вещества в общей среде при хранении.
В другом случаем за год масло превратилось бы в непригодный продукт. Как правило гарантируется от трёх до пяти лет. Причём компании не отрицают, что эти сроки указываются чисто по юридическим и коммерческим причинам, реально масло хранится и дольше.
Но учитывая необходимость поддержания минимальной цены для самых дешёвых минеральных масел, а значит и применяя не самые совершенные присадки, компании подстраховываются, указывая срок хранения до 3-х лет.
Синтетического
Синтетика может иметь разные основы. Самая дешёвая производится по технологии гидрокрекинга из всё той же нефти, более дорогие и элитные сорта располагают основами ПАО и эстеровой. Плюс, естественно, пакеты присадок.
Понимая разницу, можно сделать вывод, что как такового, синтетического масла вообще не существует, это абсолютно разные продукты. Но поскольку так уж принято условно считать, все к этому привыкли, то с точки зрения лимитирования сроков хранения указать их можно.
Обычно так и делается, что можно прочитать на этикетках канистр с маслом или в виде указания даты производства, иногда довольно запутанным способом, но нужная информация на сайтах производителей имеется, где написано, произведено тогда-то, использовать до такой-то даты.
Почти везде срок хранения синтетики широкого применения составляет 5 лет, элитной – 10 лет. Написали бы меньше, но продукт дорогой, продаётся медленно, могут и не успеть, что никому не надо.
Полусинтетического
Понятие полусинтетики заставляет вспомнить детский анекдот про смешивание бочки мёда и ложки дёгтя. Ну или иных разных по качеству веществ. Только в обратной пропорции. Обычно на ведро «минералки» приходится пара стаканов синтетической основы.
Понятие полусинтетики – чисто коммерческое, поэтому его можно смело считать чистым минеральным маслом, применяя к нему всё, что было выше изложено.
Дизельное
У дизельных масел несколько отличаются специфические для применяемости свойства, ему приходится много сражаться с серой, кислотами и сажей, отсюда увеличенное количество особых присадок. Которые ничуть не мешают и бензиновым моторам, поэтому большинство масел сейчас универсальные.
Просто пишут, что продукт пригоден для всех двигателей, включая дизельные и турбированные. Разве что сроки замены уменьшены примерно вдвое из-за специфики таких двигателей. Поэтому ничего нового и особенного в сроках хранения и годности для дизельных масел нет.
Сколько хранится масло
Реальность всегда отличается от того, что написано на бумаге или этикетках канистр с маслом. В данном случае, к счастью, в лучшую сторону. Как показывает практика и многочисленные экспериментальные данные, ничего особенного с маслами за долгий срок хранения не происходит.
В двигателе или вскрытой таре
Нахождение масла в картере двигателя уже никак нельзя считать хранением. Если мотор работает, то масло греется, моет детали, переносит тепло и продукты износа, истощает свой запас присадок. Даже если машина простаивает, на масло воздействует активное вещество – кислород воздуха. Поэтому через год оно уже потеряет свои качества, лучше такой продукт заменить.
Вскрытая тара отличается от запечатанной только попаданием туда в момент вскрытия некоторого количества кислорода. Крайне незначительного, поэтому если не держать посуду открытой, а снова загерметизировать, то можно считать, что срок хранения не прерывался.
В закрытой канистре (бутылке)
Ни один эксперимент не показал, что масло даже с двукратным превышением гарантийного срока хранения как-то значительно утратило свои качества. Проверялись простейшие минеральные масла после хранения до двух десятков лет. Отклонения по базовым показателям составляли десяток процентов, что несущественно. Поэтому хранить можно долго, главное – при более-менее постоянной температуре и без доступа солнечных лучей.
Как узнать срок годности моторного масла
Вся необходимая информация имеется на сайтах производителей масел. Там же расшифровывается кодировка дат на канистрах, а также указывается, когда она была изменена. Такое часто происходит, изготовители сражаются с подделками.
Масло можно считать пригодным для работы двигателя в течение указанного гарантийного срока хранения, плюс ещё один год в картере, если не были превышены пробег или моточасы.
Что делать с маслом по истечении срока
Если нет визуальных изменений – масло можно применять по назначению. Определённый риск присутствует, поскольку редко когда можно точно знать условия хранения. Поэтому практически безопасно заливать просроченный продукт в двигатели старой школы, без турбонаддува, прямого впрыска и с чугунным блоком цилиндров.
Современные моторы, которые и с хорошим маслом долго не живут, лучше кормить без просрочки. Используя её, например, для отопления помещений. Там присадки не требуются.
Как правильно хранить
При хранении недопустимо:
- превышение температуры больше 40 градусов;
- снижение её за порог плюс 10 градусов;
- подвергать бочки и канистры воздействию ультрафиолетовой части солнечного спектра;
- допускать значительные суточные колебания температуры, то есть термоциклирование;
- содержание канистр, особенно металлических, в помещениях с высокой влажностью.
Чем стабильней температура, тем дольше масло не будет терять свои свойства. В сомнительных случаях, при долгом хранении больших партий товара, перед использованием можно провести лабораторный анализ на типовые базовые показатели.
Срок годности моторного масла
-
171 0 101k
-
138 10 144k
Калькулятор расчета нормы расхода масла в двигателе
Расчет расхода масла двигателем. Онлайн калькулятор нормы угара масла на 100л и 1000 км
Срок годности моторного масла требуется знать лишь в двух случаях — у вас остались остатки с прошлой замены либо попалась в руки канистра двух-трех летней давности. Так как это не продукт питания и выбирая при покупке дата производства не столь важна, то производители четко не указывают сколько оно может хранится, но срок годности оно все же имеет. Интересно какое моторное масло от какого производителя может долго хранится и что с ним происходит когда он истек — читайте статью.
Сколько храниться моторное масло
Моторное масло RIXX 5W-40 в фирменной канистре
Каждый производитель индивидуально указывает, на протяжении какого срока может использоваться его продукция. При этом разница в сроке хранения масел для 4-тактных автомобильных и 2-тактных двигателей мототехники, может быть незначительна.
Срок годности синтетического и полусинтетического моторного масла, например марок RIXX, Mobil 1, Castrol, Motul, Liqui Moly, GM и Лукойл в закрытой канистре в среднем составляет 5 лет с дня розлива. Такие типы масел не сильно окисляются при контакте с воздухом, поэтому и храниться могут дольше. Исключением являются масла Shell — 4 года, и ELF — они могут храниться не более 3 лет. Посмотреть срок годности у этих масел можно на тыльной стороне канистры внизу под этикеткой (маркировка наносится непосредственно на тару).
Если речь идет о минеральных маслах, то в этом случае срок составляет не более 3 лет. При хранении свыше этого срока химический состав минерального масла постепенно разрушается, присадки теряют свои свойства. Именно поэтому минералку чаще хранят меньше двух лет.
Но, выбор моторных масел по способности храниться никто не делает, важны лишь непосредственно рекомендации по применению от производителя авто. Срок годности моторных масел требуется вычислять если не хотите попасть на подделку либо не испортить остатками с прошлой замены. Так как случаев, когда на полке застаивается продукт настолько, что его нельзя использовать почти не бывает.
Как узнать срок годности
Узнать срок годности моторного масла любого типа и любого производителя можно посмотрев на обратную сторону канистры на дату его разлива. Зная сколько хранятся такие масла приплюсуйте от 3 до 5 лет. Однако есть и ряд нюансов, которые значительно могут повлиять на конечную дату его использования. Пригодность сокращается от условий хранения, тары в которой оно залито и возможности контакта с внешней средой (касается вскрытой тары и залитого в двигатель).
Даты розлива масла на обратной стороне канистры масла Лукойл
Отечественные марки зачастую могут обозначать дату производства и розлива масла в тару непосредственно на дне канистры или на крышке. А вот зарубежные бренды могут указывать даты непривычным для всех образом, некоторые “шифруют” ее в серийном номере. В качестве примера:
- ESSO (США) — у данного бренда год выпуска обозначен цифрой после первой буквы. В серийном номере h4C2584 цифра 4, которая стоит после “h” обозначает 2014 год производства.
- Idemitsu (Япония) — обозначает год изготовления первой цифрой, а месяц розлива — второй цифрой. Причем месяцы с января по сентябрь указаны цифрами от 1 до 9, а остальные маркируются латинскими буквами (октябрь — X, ноябрь — Y, декабрь — Z). Соответственно, в серийном номере “7ZA2059B7KJ” можно прочитать, что масло изготовлено в декабре 2017 года.
Сколько может стоять во вскрытой таре
Открытое масло можно хранить не больше года, Shell, к примеру, рекомендует хранить масло не более 6 месяцев
ГОСТ 10541-78 и 1510-84 четко устанавливают, есть ли срок годности у моторного масла, которое было открыто. Согласно этим правилам, моторное масло в закрытой канистре либо бочке может храниться максимум 3 года со дня вскрытия тары. На протяжении этого времени масло может нормально храниться и использоваться. Однако если это масло рассчитано на дизельный двигатель, то не больше 2-х лет можно держать во вскрытой таре. Состав постепенно начинает окисляться из-за контакта с воздухом и светом. А так как масло для дизеля имеет больше присадок, то и теряет свои свойства быстрее.
Лучше всего хранится масло в железных канистрах фирменного производства. Оно защищено от солнца. Также допустимо ставить на хранение масло в пластмассовых канистрах и железных бочках. Однако в больших емкостях, после вскрытия оказывается много воздуха, поэтому желательно чтобы бочки были полными. А вот в пластиковых бутылках вообще не рекомендуется хранить масло, потому что в такую тару проникает свет и взаимодействует с соединением, меняя его структуру в худшую сторону.
Когда автомобиль простоял полгода или год без эксплуатации, тогда масло в двигателе еще быстрее утратит срок годности. Находясь с различными загрязнениями и имея контакт с атмосферой вступит в реакцию скорее всего. В таком случае по любому рекомендуется менять на свежее. Ведь не зря производитель рекомендует менять масло в двигателе или по пробегу или раз в год!
Что происходит после истечения срока
Автовладельцы отдают предпочтение синтетической, гидрокрекинговой, или полусинтетической смазке. Когда у масла истек срок годности происходит ряд процессов, которые изменяют его структуру:
- После истечения срока годности масла, присадки теряют свои характеристики и распадаются.
- Повышается показатели сульфатной зольности. Норма — 1,5-2%, а после истечения срока годности она увеличивается. Это может привести к высокотемпературным отложениям, выходу из строя масляного фильтра, несвоевременному воспламенению смеси и к прогорания выпускных клапанов.
- Вязкость становится нестабильной. Так как присадки начинают разрушаться, то масло может как как загустеть, так и стать более жидким.
Можно ли использовать старое
Большинство автомобилистов также, как и продавцов в автомагазинах, не рекомендует заливать старое масло. Аргументируется такое решение снижением эффективности как противоизносных присадок, так и увеличением зольности. Но если это масло качественное, а времени истекшего срока прошло немного, то прежде чем утилизировать можно его протестировать. В случае успешности прохождения пробы, вы без проблем еще можете его залить в двигатель.
Выпавший осадок в масле, в следствии нарушения правил хранения
Проверьте, не выпал ли осадок на дне канистры, нормальная ли текстура у соединения (чтобы не было никаких помутнений, пузырьков) и не изменился ли цвет. Сервисные инженеры утверждают, что если в результате такого простого теста вы поймете, что масло еще в порядке, не потемнело, его можно без сомнений доливать. Но, для полной замены лучше уже не использовать.
Есть случаи успешного использования моторного масла которому было 6,5 лет и даже 10-летней давности. Перед заливкой такое масло не имело осадка, было абсолютно одинаковое с новым, как на цвет, так и запах. А эксперимент с шариком в колбе показал, что и по вязкости ничего не изменилось. Но так бывает лишь в случае использования качественного продукта и соблюдении рекомендаций его хранения.
Как правильно хранить
Все моторные масла относятся к легковоспламеняющимся и гигроскопичным составам. Это означает, что существует вероятность их воспламенения при температуре окружающей среды выше +60 градусов, и могут набирать влагу из помещения где они находятся. Следовательно при хранении необходимо четко соблюдать как температурный режим, так и влажность.
Чтобы на протяжении всего срока годности открытое моторное масло не теряло своих свойств, придерживайтесь таких правил хранения:
Хранение моторного масла в закрытой таре
- Смазка должна находиться в закрытой таре. Таким образом состав практически не будет контактировать с воздухом и окисляться.
- Температура окружающей среды, где хранится канистра с маслом, должна быть в пределах от +18 до +40 градусов. Идеальными условиями считается хранение в отапливаемом помещении при постоянной температуре +22 градуса.
- На канистру не должны попадать прямые солнечные лучи.
- В помещении должен быть невысокий уровень влажности.
В условиях низких температур зимой, следует знать, можно ли хранить моторное масло на морозе. Поэтому на этот счет тоже есть пара советов:
- Избегайте резких перепадов температуры. При наступлении морозов тару нужно перенести в отапливаемое помещение, чтобы в масле не изменялась структура и не расслаивался комплекс присадок.
- Если жидкость все же постояла на холоде, то перед заливкой тщательно встряхните канистру/бутылку, чтобы состав перемешался и не было никакого осадка.
Часто задаваемые вопросы
Сколько можно хранить масло в открытой канистре?
Моторное масло, по правилам, может храниться в открытой канистре до 3 лет. Но на практике, производители рекомендуют его хранить около 1 год. За это время оно точно не окислится и не теряет свои характеристики.
Как узнать срок годности моторного масла?
Какой срок годности у моторного масла можно посмотреть на обратной стороне канистры (банке), в которой оно продавалось. Сзади на этикетке внизу есть указание даты розлива в тару — к этому числу прибавьте 3-5 лет в зависимости от типа производства и гарантий самого производителя. В некоторых случаях на таре указывают время разлива, и конечную дату гарантийного срока использования.
Как долго можно хранить моторное масло?
Срок годности моторных масел синтетика и полусинтетика не более 5 лет. Минеральное масло можно хранить до 3 лет. При этом важно соблюдать основные правила хранения — никаких солнечных лучей, температуры ниже +18 и выше +40 градусов и никакой повышенной влажности.
Что будет если залить с истекшим сроком годности масло в двигатель?
Есть утверждения, что когда истекает срок годности, в масле возрастает процент зольности сульфатной и распадаются присадки. Однако в ходе многих экспериментов было доказано, что просроченная на 1,5 и даже на 5 лет смазка, может смешиваться с новым маслом и отлично функционировать в двигателе. Но прежде чем использовать обязательно проверьте наличие осадка, возможность изменения цвета, запаха, вязкости. Основная опасность использования моторного масла с истекшим сроком годности — повышенный угар и подверженность к коррозии.
Как хранить моторное масло зимой?
Не допускайте переохлаждения масла, переложите тару в гараж или другое отапливаемое помещение. Если смазывающий состав находился на морозе, то перед тем как залить, хорошенько встряхните его — так масло равномерно перемещается и не будет осадка. Оптимальная температура хранения (в зимний период включительно) — от +18 до +40 градусов. Не ставьте канистры и фляги на солнце и избегайте повышенной влажности.
Какой на самом деле срок годности моторного масла
Срок годности моторных масел принято считать не самым важным фактором, хотя он напрямую связан с их качественными характеристиками, а значит, и способностью выполнять функции
Нужно правильно читать маркировки и следить за периодом.
Требования к моторным смазкам регламентированы рядом государственных стандартов:
- ГОСТ 17479.1-2015 «Масла моторные. Классификация и обозначение». Приведены принципы разделения на группы, расшифровки цифро-буквенных кодов. Устанавливает правило использования сразу после вскрытия, максимальный период – 5 лет.
- ГОСТ 12337-84 «Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия устанавливает требования к качеству, методы испытания».
- ГОСТ 10541-78 «Масла моторные универсальные и для автомобильных карбюраторных двигателей. Технические условия» содержит марки, требования, правила приемки.
Какой период жизни?
Моторное масло — важный элемент безотказной, правильной работы двигателя, а также залог долгой жизни автомобиля. Оно уменьшает трение между деталями, тем самым снижая их износ.
Лучше доверять мировым лидерам производства — Zic, Castrol, Mobil, Motul, Shell Helix, Total. Они имеют многолетний опыт производства различных подвидов машинных жидкостей и при условии правильного хранения гарантируют его свойства до истечения срока.
В двигателе
Специалисты рекомендуют производить замену жидкостей в двигателе не реже 1 раза в год. Это связано с изменением свойств добавок, которые постепенно перестают выполнять свои функции, нивелируя эффект смазки. Значит, срок службы масла в двигателе составляет около года.
ВАЖНО! Для полноценной работы двигателя требуется менять жидкости, соответствующие сезонным температурным режимам.
В канистре
Идеальный вариант хранения — заводская банка с плотно притертой крышкой. При минимизации воздействия внешних факторов содержимое прослужит весь гарантированный производителем период. Стандартно — 3–5 лет.
Канистра также приемлема как тара для хранения. Она защитит от солнечных лучей и резких перепадов температуры. Единственный риск при металлическом или пластиковом каркасе — возможность вступления в химическую реакцию и образование осадка. Но эти процессы не испортят масло в течение 3 лет.
Минерального
Минеральные получают из нефти путем перегона и дистилляции. Различают нафтеновые, парафиновые и ароматические. Этот вид рекомендован к эксплуатации для автомобилей старше 10 лет, так как характеризуется высокой вязкостью по сравнению с синтетическими. Срок хранения меньше других видов, составляет 3 года.
Синтетического
Для производства используют углеводород и эфиры, запуская между ними химические реакции. Это придает средству устойчивость к повышенным температурам. Рекомендуется для автотранспорта с большими нагрузками. Период его хранения до 5 лет.
Полусинтетического
Изготовление полусинтетики происходит путем присадки минеральной смазки к синтетической в пропорции 50/50 или 70/30. Это позволяет получить отличные технические характеристики по цене ниже синтетики.
Зимнее
Характеризуется невысокой вязкостью, которая позволяет при низких температурах оставаться на поверхности деталей двигателя. На этикетке оно обозначается числовым кодом с латинском буквой W посередине. Первая цифра до W означает минусовую допустимую температуру, после W – плюсовую.
Летнее
Летнее не имеет буквенного кода, обозначается цифрой. Чем выше средняя температура в регионе, тем большая цифра должна фигурировать на упаковке.
Всесезонное
Производители стремятся перейти на изготовление всесезонных жидкостей для двигателя. Это удобно, так как не требует замены жидкости, которая еще не потеряла рабочих свойств, в соответствии со временем года. Такая смазка характеризуется большим температурным интервалом, обозначенным на маркировке, например:
- 5W30 – от -25 до +20 °С;
- 5W40 – от -25 до +35 °С.
Дизельное
Двигатели, работающие на дизельном топливе, нуждаются в специальном автомасле, так как принцип и режим их работы отличается от бензиновых.
ВАЖНО! Химические процессы происходят в сотни раз быстрее, поэтому жидкости портятся и теряют свойства стремительнее.
Тип
Срок годности (месяцев)
Как определить период?
Его называет производитель и обозначает его на маркировке. Помимо этого, на этикетке будет:
- Допустимый температурный диапазон после кода SAE. Минимальный 0W-30: от -30 до +20 °С. Максимальный 20W-40: от -10 до +45 °С.
- Вязкость. Эта характеристика важна для износа двигателя. Если машина эксплуатируется давно, лучше выбирать класс SAE 20W-40 или SAE 20W-50.
- Классификация API. S – для бензиновых, C – для дизельных, S/C – универсальные. После этих букв следует код уровня эксплуатационных свойств по мере возрастания. Предпочтение отдается SJ или SL. У дизельного далее также идет буквенное шифрование свойств и цифра, обозначающая тип дизеля. Например, CF-2, CF-4,CG-4, CH-4.
- Классификация ACEA. А – бензиновый двигатель, В – дизель легкового авто, Е – дизель грузового автомобиля. Следующие цифры характеризуют уровень свойств и год утверждения.
- Номер партии и дата производства указываются не на этикетке, а на таре: продукт разливают по бутылкам из общей бочки непосредственно перед отправкой продавцу. Период, когда смазка сохраняет начальные свойства, каждый производитель устанавливает сам.
Как узнать время хранения?
Срок хранения приравнивается к годности. Когда истекли 3 или 5 лет, смазка теряет свойства и не приносит машине той пользы, которую обещает производитель.
Условия
Для сохранения должных характеристик содержать моторные жидкости нужно при определенных условиях, иначе они перестают полноценно выполнять свои функции и могут нанести вред механизмам автомобиля.
Как правильно
Правила хранения не составляют труда:
- Тара должна быть герметично закрыта. Это предотвратит взаимодействие с воздухом и влагой, замедлит процесс окисления.
- Расположить вдали от солнечных лучей.
- Помещение должно быть снабжено вентиляцией.
- Температура должна поддерживаться на уровне +20…+25 °С, без резких перепадов.
- Поверхность должна оставаться в состоянии покоя, не вибрировать, иначе произойдет деление на фракции.
Наилучшим образом для этих целей подойдет проветриваемое складское помещение.
- Хранение на морозе категорически запрещено.
- Открытое хранение недопустимо.
В пластиковой бутылке
Такой способ хранения в гараже приведет к порче. Прозрачный пластик не сможет защитить от света и резких температурных перепадов.
На балконе
Нельзя. Даже заводская упаковка не спасет от жары и мороза. После смены нескольких сезонов такую смазку можно будет только утилизировать.
Проверка качества
Если имеются подозрения, что масло просрочилось, можно сделать выводы по нескольким признакам:
- Наличие осадка. Для синтетических допустим небольшой осадок. Если он выраженный, то использование жидкости любого типа недопустимо.
- Однородность структуры. Чтобы проверить, нужно перелить в другую чистую емкость и понаблюдать за процессом. Если жидкость переливается однородной массой, это говорит о пригодности. Если имеются густые включения, за ними следует водянистая субстанция, — о непригодности.
- Визуальный осмотр. Не должны присутствовать пузырьки, темный цвет.
Можно ли использовать с истекшим сроком?
Нельзя поддаваться на уговоры недобросовестных продавцов и покупать смазку с истекшим сроком годности. Уверения, что гарантийный срок продлевает качественные характеристики, не соответствует истине. Неизвестны условия содержания, кроме того, свежесть смазки напрямую влияет на ее свойства:
- Зольность – указывает на количество горючих веществ в жидкости. Присадки со временем распадаются, что увеличивает количество золы.
- Изменяется вязкость. Смазка не выполняет защитную функцию.
Что делать с просроченным?
Такое масло нельзя использовать по назначению, оно подлежит уничтожению. Нужно заметить, что отработанные жидкости — такой вид отходов, который несет опасность для окружающей среды. Поэтому юридические лица обязаны сдавать его в специализированные организации на обезвреживание. Для частных лиц такой механизм не предусмотрен.