При поливе огорода есть масса нюансов
Не дайте им засохнуть
Жара — тяжелое испытание для растений. Представьте себе, что если в тени плюс 30 градусов и более, то на раскаленном солнцем грунте могут быть все 50—60! При такой температуре у растений горит листва, на плодах появляются ожоги, стерилизуется пыльца. И все это — удар по урожаю.
Бороться с погодой нам не по силам, но приспосабливаться к ней необходимо. Климат с каждым годом становится все жарче. Вот уже и в Беларуси вместо трех климатических зон — четыре.
Но если поначалу все сделать правильно, растения будут меньше изнывать от зноя. При их высаживании правильно заправляйте посадочные ямы, добавляя в них перегной или компост. Это не только улучшит структуру и состав почвы, но и позволит влаге свободно проникать к корням и дольше там задерживаться.
Возможно, стоит подумать и об использовании при посадках специального влагоудерживающего геля (так называемого гидрогеля). Его гранулы впитывают влагу при поливе, а потом по мере необходимости отдают ее растениям. К примеру, огурцы, высаженные в почву с добавлением таких влагоудерживающих составов, не горчат (что обычно бывает при дефиците влаги), даже если засуха держится несколько недель.
Сухой… полив
А вы знаете, что еще может помочь сохранить влагу в почве после полива? Правильно, рыхление. Его не зря называют «сухим поливом». Благодаря разрушению капилляров, по которым вода поднимается из нижних слоев грунта на поверхность почвы, рыхление снижает испарения.
Если не рыхлить, из-за образовавшейся на грядке почвенной подсохшей корки корневая система растений недополучит кислород и будет не так активно развиваться. К тому же в кислороде есть (пусть и небольшое) количество влаги, способной конденсироваться в почве.
Рыхлить можно на следующий день после полива, но на глубину не более 5 см. А затем замульчировать.
Если огород совсем не поливать, то просто необходимо несколько раз в неделю (а еще лучше каждый день) основательно взрыхлять на глубину до 6 см всю прилегающую к растениям почву. И лучше всего это делать либо утром, либо вечером.
Прикройте наготу
Не стоит забывать и о мульче. В природе, как известно, голой земли не бывает. Слой мульчи в 6—7 см, уложенной возле растений, защищает почву от пересыхания: влага легко впитывается и медленно испаряется.
В качестве мульчи можно использовать как специальные материалы (тот же спанбонд-мульча), так и гравий, древесную кору, опилки, стружки, хвою, скошенную и слегка подвяленную траву, компост или торф. Правда, кора, опилки и хвоя подкисляют землю. Поэтому такая «одежка» подойдет не для всех растений, а лишь для предпочитающих кислые почвы — гортензии, рододендрону, эрике, голубике высокорослой, клюкве, чернике, бруснике и другим.
Существует метод и так называемого обратного полива. Почву вокруг посаженного растения прикрывают пленкой и присыпают 3—4-сантиметровым слоем земли. Днем влага при нагреве почвы будет подниматься из нижних слоев в верхние, но не сможет испариться. А ночью она осядет на холодной пленке и снова поступит в землю.
Жара в помощь
В засухе (как бы парадоксально это ни звучало) можно найти и свои плюсы. В жару, например, легче очистить от дерна места, которые вы собирались окультурить, перекопав их под грядки. Обычно «целину» перекапывают весной или осенью. И самое трудное при этом — избавиться от корневищ многолетних сорняков. Они рвутся, выбрать их полностью практически невозможно. А потом прорастают еще активнее: с каждого места разрыва идут два новых сорных растения. Если же засоренный ненужными травами участок обработать тяпкой в жару, срезав дерн, то большая часть корневищ высохнет и погибнет.
Чувство меры
От жажды растения страдают сильнее нашего. Да и терпение у них заканчивается быстрее: без живительной влаги они моментально поникают, сбрасывают завязь, задерживают рост и засыхают.
Не менее вреден и избыточный полив: вода, вытесняя воздух, приводит к кислородному голоданию растений. Малина при обильном орошении становится водянистой, клубника поражается серой гнилью.
Не приносит пользы и нерегулярный полив. Частые, но мелкие поливы формируют у растений поверхностную корневую систему, неспособную добывать воду с глубины. В результате посадки будут еще больше нуждаться в поливе, из-за которого уплотняется почва (придется ее чаще рыхлить), вымываются питательные вещества (потребуется больше подкормок), усиливается рост сорняков.
При правильном поливе вода должна промочить грунт на глубину залегания корней.
Редкий, но обильный полив предпочтительнее. Он стимулирует образование более глубокой корневой системы, повышает устойчивость растений к засухе. Исключение из этого правила — корнеплоды (морковь, редис, свекла и т. п.). Их поливают часто, не давая почве просыхать, иначе корнеплоды грубеют и растрескиваются.
Как же напоить растения вволю и при этом не надорваться самим? Есть несколько нехитрых правил, выполняя которые, вы не только культуры польете, но и собственные силы сбережете.
Нуждаются ли растения в поливе, можно определить по их внешнему виду. Так, на листьях капусты при недостатке влаги образуется белый сизоватый налет, края немного подгибаются. Листья томата приобретают темно-зеленую окраску, у огурца и моркови они темнеют и слегка скручиваются, у лука становятся сизовато-белыми с большим слоем воскового налета, а кончики перьев загибаются, у столовой свеклы мельчают, становясь бордово-фиолетовыми.
Но дожидаться, пока у растений привянет листва, — плохое решение. Это однозначно негативно скажется на цветении и плодоношении.
По всем правилам
Главная задача огородника — не просто налить воды на грядку, а донести ее до корнеобитаемого слоя. А как вы думаете: глубоко ли при поливе уходит вода? Оказывается, одного ведра, вылитого на квадратный метр грядки, достаточно, чтобы смочить почву всего на несколько сантиметров. А поскольку корни овощных растений расположены несколько глубже, то эта живительная влага достанется сорнякам. Какой толк от такого полива?
Поливать нужно так, чтобы вода полностью промочила грядку на глубину обитания основной массы корней (20—30 см). За один прием это сделать не получится — нужны 3—4 полива с интервалом в 1,5—2 часа.
Да и саму грядку к поливу нужно подготовить: удалить сорняки (лишние потребители воды), прорыхлить и сделать лопатой или вилами вертикальные щели (вода будет быстрее проникать в корнеобитаемый слой), нарезать небольшие канавки в междурядьях, сделать вокруг небольшие земляные валики, чтобы вся вылитая вода осталась в пределах грядки.
Частота полива огорода зависит и от состава почвы. Если на участке чернозем или смесь из суглинка и песка, то достаточно поливать и рыхлить 1—2 раза в неделю. Глинистые почвы тоже можно поливать 1 раз в неделю, но рыхлить их надо чаще — через день.
На 1 кв. м суглинистой почвы необходимо расходовать приблизительно 20 л воды. Если же почва в основном песчаная или пересушена, то норма возрастает до 40 л.
Точка кипения
Огород и сад лучше всего поливать не холодной, а хотя бы слегка нагретой водой. Это снижает риск возникновения заболеваний растений. Воду лучше всего прогревать в больших емкостях: содержащиеся в ней газы испарятся, а соли выпадут в осадок. Перед поливом воду нужно немного взболтать, чтобы обогатить ее кислородом.
Кроме того, в холодной воде слабо растворяются питательные вещества из почвы, что не позволяет растениям получать полноценное питание. Жесткую воду перед поливом обязательно надо смягчить, добавив в нее немного уксусной кислоты. Не стоит применять для полива воду из водопровода или скважины. В первом случае она может быть излишне хлорирована, а во втором — чрезвычайно жесткая и холодная. Идеальный вариант — дождевая вода.
Некоторые культуры весьма чувствительны к температуре воды, которой их поливают. Большинство овощей (зелень, корнеплоды, капуста, картофель), плодовых, ягодных и декоративных культур не боятся холодной воды. Томаты, перцы, баклажаны и всходы некоторых культур, например свеклы, могут смириться с водой, прогретой до 18—20 градусов. А вот тыквенные — огурцы, кабачки, тыква, дыня — любят водичку еще теплее. Если поливать их непрогретой колодезной или артезианской водой, корни будут плохо развиваться.
Если теплой воды нет, то холодную лейте небольшой струйкой, причем делайте это только во второй половине дня и исключительно по земле вокруг растений (но не по листьям и не близко к корневой шейке). Проходя через теплую почву, вода немного нагреется.
Поливать лучше всего утром или вечером. Но никак ни днем, в самый солнцепек. Иначе на листьях появятся солнечные ожоги — капельки влаги, оставшиеся на листьях после полива (из лейки с распылителем или шланга), сработают как линзы. Да и сама влага быстро испарится, так и не успев попасть к корням.
К тому же полив днем (да еще в жаркую погоду) из-за большой разницы в температуре воздуха и воды может вызвать у растений физиологический шок. Особенно если вода попадает на листья. Возникает парадокс: вы поливаете, а растения вянут прямо на глазах.
В 16—17 часов почвенный воздух начинает охлаждаться, и вода легко засасывается в поры земли. Кроме того, вечером ослабевает ветер, испарение уменьшается, и расход воды бывает меньше. Более поздний вечерний полив нежелателен: он неминуемо приведет к вспышке всевозможных пятнистостей, ложной мучнистой росы и других грибных заболеваний. Особенно на огурцах, кабачках, томатах и перцах.
Тепличные растения правильно поливать утром, чтобы ночью в теплице не было излишней влажности и конденсата на потолке и стенах. Стекая на растения, он может вызывать болезни помидоров, огурцов, перцев.
СКОЛЬКО ВОДЫ НУЖНЫ РАСТЕНИЯМ?
Все без исключения овощные растения требовательны к влаге, отзывчивы на поливы, но в разной степени. По этим свойствам их подразделяют на четыре группы.
♦ Очень требовательны к влажности почвы капуста (все виды), редис, редька, салат, шпинат, укроп, сельдерей, зеленый лук. У них слаборазвитая корневая система, неспособная извлекать из почвы много воды, а большой листовой аппарат способствует быстрому ее испарению. Чтобы получить высокий урожай, эти культуры надо поливать небольшими объемами (35—40 л на 1 кв. м), но часто — через 4—6 дней.
♦ Огурец, лук, чеснок, баклажан, перец и томат требовательны к влаге, однако используют ее экономно. Поливать эти растения надо раз в неделю, расходуя по 40—50 л на 1 кв. м.
♦ Кабачок, картофель, фасоль, спаржа, ревень, хрен довольствуются умеренной влажностью. Поливать их можно через 10—15 дней из расчета 70—80 л на 1 кв. м.
♦ Наиболее устойчивы к засухе арбуз, дыня, тыква. Их можно поливать раз в две недели по 80—90 л на 1 кв. м.
agrodoctor
agrodoctor
Слышал бы кто, что за латынь я им внушал, как лекарь.
Управление поливом: принципы, расчеты, методы
Каждому агроному хорошо знаком один из основополагающих законов земледелия – закон минимума, который гласит: «величина урожая ограничивается тем фактором, который в данном случае находится в минимуме». Список всех факторов, влияющих на урожайность достаточно длинен (это и свет, и тепло, и обеспеченность каждым элементом питания), но для южных областей Украины и России (а в последние годы нередко и для средней полосы), для Сибири и Казахстана все чаще таким фактором становится влага.
Ученые и агрономы-практики постоянно ищут пути хоть как то решить эту проблему. Выводят засухоустойчивые сорта и гибриды, ведут поиск оптимальных сроков и обработки почвы, и способов посева. Именно эта проблема стала основным стимулом для внедрения технологии No-till, однако самым радикальным способом обеспечения оптимальной влажности почвы на протяжении всего периода вегетации растений может быть только орошение. И потому ежегодно растут площади орошаемых земель, увеличиваются продажи у компаний – поставщиков систем полива, растет и стоимость воды (ибо увеличение спроса на любой ресурс или продукт всегда ведет к повышению цен на них). В этой ситуации нужно всерьез побеспокоиться о том, чтобы росли и доходы тех, кто на этих землях работает.
Но достичь этого можно только одним путем – получением максимально возможных урожаев. А согласно второму закону земледелия (закону оптимума), максимальный урожай достигается не при максимальном значении любого из факторов, а при оптимальном. Иными словами «перелить столь же опасно для растений, сколь и недолить». Полив – важнейший и мощнейший инструмент формирования урожая в зонах недостаточного увлажнения, и точное грамотное его использование может стать главным ключом к кардинальному повышению урожайности культуры.
Управление поливом, по сути своей, сводится к решению двух задач:
– «сколько поливать?»
– «когда поливать?».
Как найти точные ответы на эти вопросы?
Сколько поливать?
Главной задачей полива вообще является удовлетворение потребности растений в воде. Они используют ее по-разному. Вода расходуется непосредственно в процессе фотосинтеза, выполняет транспортную функцию, но наибольшее количество воды растениями используется на транспирацию. Ежедневно с каждого гектара испаряется очень много кубометров воды (и в процессе транспирации, и непосредственно с поверхности почвы). И для поддержания относительно стабильной влажности почвы мы должны это испарение компенсировать. А значит, нам нужно посчитать – сколько кубометров воды испаряется в данное время в среднем за день с гектара, и выдавать на поле соответствующие количества воды. Посчитать это возможно.
Первым научился это делать в 1948 году Говард Пенман. Он разработал уравнение, которое позволяет рассчитать суточное испарение воды с открытой водной поверхности, исходя из данных о температуре, влажности воздуха, скорости ветра и интенсивности солнечной радиации.
А в 1990 году ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) утвердила новый стандарт – расчет эталонного суммарного испарения по уравнению Пенмана – Монтейта (рис. 1), которое на основе тех же погодных параметров позволяет рассчитать, сколько влаги испаряется в данных погодных условиях с гектара травы высотой 12 см. Тогда же были разработаны коэффициенты по культурам, которые позволяют пересчитать этот показатель для каждого конкретного вида наших растений.
Скажем прямо, агрономам вряд ли стало от этого легче. Ибо постоянно фиксировать целый ряд погодных параметров, да потом еще и производить столь сложные расчеты вряд ли покажется реальным. Все радикально изменилось с появлением цифровых автоматических метеостанций. Большинство этих системных устройств (по сути своей это узкоспециализированные компьютеры) умеют не только самостоятельно фиксировать десятки видов погодных данных, но и рассчитывать суммарное испарение по Пенману – Монтейту. На этом фото приведен скриншот программы «Phytograph», на котором видно, как система сама не только рассчитала испарение за каждый день, но и выразила его графически и таблично.
Остается только просуммировать эти цифры за период от последнего полива, отнять осадки (если они были) и умножить все это на коэффициент по культуре (справочные данные по этому вопросу наиболее полно изложены в книге «Основы фитомониторинга», О. А. Ильницкий, Херсон, изд. «Айлант», 2005). А разделив полученное число на количество дней, получим среднесуточное значение.
И это уже несложно. Пользуясь таким оборудованием, каждый агроном или гидротехник может быстро, точно и без затруднений определить среднесуточную потребность своих растений в воде. При этом ему совершенно не нужно знать это сложнейшее уравнение, достаточно того, что его знает программа.
Вот зачем нужны цифровые метеостанции в хозяйствах! Вот зачем их стоит покупать и устанавливать на поля! И окупаться эти инвестиции будут не только стоимостью сэкономленной воды, но и прибавкой урожая, полученной за счет более верных решений о поливной норме.
Этот метод апробирован во многих странах мира и сегодня является основным для агрономов. И все же он недостаточно точен. Ибо «коэффициент культуры» – это всегда условность. Интенсивность транспирации нашего гектара может зависеть не только от погодных данных, но и от схемы посадки, особенностей сорта. Как более точно узнать, сколько воды сегодня требуется нашим растениям? Надежнее всего – спросить у самих растений. Это тоже несложно при наличии соответствующего инструмента.
Вот уже много лет на наших полях мы используем станции фитомониторинга «Phytech». Они представляют собой комплект датчиков, которые крепятся на самих растениях и непрерывно производят измерения биометрических показателей культуры. Ассортимент датчиков достаточно большой, но в практике открытого грунта наиболее широко используются три из них: датчик температуры листа, датчик роста плода и датчик диаметра стебля.
Датчик температуры листа
Все дело в том, что решающее значение имеет вовсе не температура воздуха, а температура самого растения. Как мы, заходя в раскаленную сауну до 100 ºС, вполне успешно сохраняем в своем теле стандартные 36,6 ºС, так и растение умеет регулировать свою температуру. Основной механизм этой терморегуляции – транспирация. И механизм этот будет работать исправно, если в зоне корневой системы достаточно влаги, а проводящая система растения в порядке и не поражена болезнями. Таким образом, температура листа – важный показатель не только обеспеченности влагой, но и здоровья сосудистой системы растений.
Датчик диаметра стебля
Эти измерения также могут о многом нам рассказать. Вот тут на фото отражен график изменения диаметра стебля в сопоставлении с влажностью почвы.
На графике видно, что стебель ежедневно растет, при этом его диаметр увеличивается ночью и уменьшается днем. Это как раз и связано с высокой интенсивностью транспирации в дневное время. Так вот, именно амплитуда этих суточных колебаний является ключевым критерием для оценки необходимости полива, ибо, чем больше разница между дневным и ночным диаметром стебля, тем больший дефицит воды испытывает растение.
Кроме того, если отследить по верхним точкам этой волнистой линии динамику нарастания стебля, то можно увидеть реакцию растения на полив. Если после полива скорость роста стебля увеличилась, значит, мы имеем выраженную реакцию на него и нам стоит подумать об увеличении поливной нормы. Незначительные изменения говорят о том, что полив оптимален, а замедление роста стебля свидетельствует однозначно – перелив!
Датчик роста плода
Без преувеличения, самый важный из датчиков. Так как для многих культур именно он позволяет «спросить» у растения – что ему нужно и в каком количестве.
Как это происходит на практике? Такие датчики ставятся в двойном комплекте (основной и контрольный участки). Далее мы формулируем вопросы, например, «а правильно ли я посчитал по Пенману поливную норму? Не стоит ли ее немного увеличить?» и на основном участке выдаем увеличенную норму, а на контрольном поливаем строго по Пенману. А дальше просто сравниваем динамику роста плода. В каком варианте получен больший прирост – тот вариант и применим на всем поле. И так день за днем, любое решение мы можем сначала проверить на этих участках. И тогда наши решения становятся безошибочными, ибо динамика роста плода – это и есть динамика формирования нашего урожая. Многие фермеры, годами использующие эти системы, настолько освоили работу с ними, что по размеру плода могут ежедневно знать, сколько тонн продукции на гектаре у них уже наросло. Подобный пример я видел в саду, где фермер прекрасно знал и густоту стояния, и среднее количество плодов на дерево, и отношение диаметра плода к его массе для своего сорта, и другие показатели.
Сравнивать можно не только данные с основного датчика с контролем. Важно также наблюдать динамику в развитии (замедлился рост плода или ускорился, если замедлился, можно разобраться – почему, накладывая данные друг на друга).
Вот тут показано, как сопоставление динамики роста плода позволяет оценить правильность режимов полива (замедление роста плода после полива означает перелив, резкое возрастание скорости – сигнал к пересмотру режима орошения в сторону увеличения).
Как работают эти системы? Каждые 20 минут рипитеры снимают показания датчиков и периодически отправляют их на сервер для обработки. И мы получаем возможность в буквальном смысле слова видеть, как формируется наш урожай . А значит – и влиять на процесс его формирования путем коррекции режимов полива, подкормок, да и вообще любых операций по уходу за растениями. Реакция культуры – абсолютный и безупречный критерий оценки правильности принимаемых нами агрономических решений.
Но вернемся к вопросам управления поливом. Итак, по уравнению Пенмана – Монтейта мы рассчитали среднесуточную потребность нашего поля в воде (с учетом коэффициента культуры), далее, просмотрев динамику роста плода и амплитуду суточных колебаний диаметра стебля, мы уточнили эти цифры и определились с полной уверенностью, что на данном поле наша культура требует в среднем 60 м³ воды в сутки.
Как поливать?
Теперь возникает вопрос – и как нам эти «кубы» выдать? Было бы заманчиво в виде ежедневных поливов. Каждый день по 60 кубометров, постоянное поддержание влажности почвы на оптимальном уровне – заманчиво? Но, увы, это возможно только на системах с полной автоматизацией полива и исключительно на многолетних толстостенных трубках.
А на дождевании вообще даже предлагать такой режим полива нелепо.
Гораздо проще поливать периодически. Выдавать ту же среднесуточную потребность 60 кубометров на 1 га в виде полива раз в два дня по 120 кубометров или раз в три дня по 180… Вот только ошибиться тут тоже нельзя. Потому что степень влажности почвы характеризуется тремя важнейшими показателями: предельная влагоемкость, наименьшая влагоемкость и влажность завядания.
Предельная влагоемкость – неприемлемое состояние для растений, это состояние почвы, когда и поры, и капилляры в ней заполнены водой, почва лишена воздуха, необходимого для корневой системы.
Влажность завядания – вторая крайность, в этом состоянии воздух наполняет не только поры, но и значительную часть капилляров, и растения не могут брать влагу из почвы, проявляют признаки устойчивой потери тургора.
Наименьшая влагоемкость (НВ), это идеальное состояние почвы, когда поры ее наполнены воздухом, а капилляры – водой, корневая система сбалансированно обеспечена и воздухом, и влагой. Именно поэтому, описывая потребности культуры в воде, в справочниках пишут, например, «не менее 80 % НВ». А какова НВ на вашем поле? Кто-то ее измерял? Все дело в том, что для каждого типа почвы этот показатель разный. И зависит он в первую очередь от механического состава почвы (соотношение частиц разного размера, составляющих твердую фракцию почвы).
На этом фото графически изображены потенциальные запасы продуктивной влаги в почвах различного механического состава. Важно обратить внимание не только на то, насколько разное значение имеет НВ для разных видов почвы, но и на различия в диапазоне между НВ и влажностью завядания. На глинах и песках этот диапазон очень узок. Именно на таких почвах мы вынуждены поливать часто, поскольку периодические поливы даже при точном расчете поливной нормы будут приводить к тому, что состояние влажности завядания в день перед поливом будет резко сменяться состоянием предельной влагоемкости после него.
А вот разновидности почв в центре диаграммы позволяют нам поливать не столь часто, при этом сохраняя влажность почвы в оптимальных диапазонах. Как определить – где на этой диаграмме ваша почва? Это тоже несложно.
Нужно просто провести гранулометрический анализ почвы.
Только не методом «вылепливания шариков и шнурков из почвы», а серьезными лабораторными измерениями, в результате которых появятся конкретные цифры – содержание в нашей почве частиц песка, глины и ила. И эти цифры мы введем в несложную компьютерную программу «калькулятор гидрологических свойств почвы»
Скриншот программы вот:
Эта программа и рассчитает все ключевые показатели – и предельную влагоемкость, и НВ, и влажность завядания. Важно знать, что гранулометрический состав почвы достаточно стабилен и, в отличие от агрохиманализа, его не нужно измерять ни ежегодно, ни даже раз в пять лет. Результаты такого анализа и рассчитанные показатели свойств почвы вам пригодятся на десятилетия.
Гранулометрический анализ также позволяет правильно определиться и с водовыливом наших систем орошения. Принцип все тот же – почвы разного механического состава имеют различную фильтрационную способность, и водовылив капельниц никак не должен превышать скорость впитывания воды почвой, иначе на ее поверхности будут образовываться лужи, и вместо капельного орошения мы получим, в лучшем случае, полив по бороздам.
Все принципы управления поливом здесь рассматривались на примере капельного орошения. Но это вовсе не значит, что на дождевании что-то происходит принципиально иначе. Выбирая себе оросительное оборудование «Кубань» или «Бауэр», точно так же нужно сначала изучить свою почву. А чтобы правильно подобрать спринклеры по типу и производительности, запуская эти поливные машины в работу, следует рассчитывать поливную норму по Пенману – Монтейту. Любой полив требует точного расчета на основе достоверных и точных данных о состоянии почвы, погодных параметрах и потребности культуры. Только такая точность позволяет реализовать тот огромный потенциал прибавки урожая, который дает нам полив в засушливые годы.
Обновленный Kia Cerato: 2 модные штуки, которых нет ни у одной модели
Седаны гольф-класса — вымирающий вид
Выхожу с презентации обновленного Cerato к машине и недоумеваю: а в чем его новизна? Кроме новых фар и фонарей и зацепиться-то не за что. Может, поэтому Cerato ни в рамках всего нашего рынка, ни в рамках линейки Kia звезд с неба не хватает. Хотя будем к модели снисходительны: автомобильным миром правят кроссоверы, а вымирающим седанам гольф-класса сложно добиться громкого успеха.
Эмблема: теперь в тренде
Логотип Кia стал современнее — его избавили от овала и поменяли шрифт. И правильно: мода на объемные эмблемы прошла, сейчас в тренде плоские. А если посмотреть на логотип Kia вблизи, то можно увидеть, что он не обычный, хромированный, а со следами фрезеровки. Красиво, одним словом.
Машина управляется со смартфона: круто, но не удивительно
Вторым приобретением стала фирменная телематика, реализуемая через мобильное приложение Kia Connect. Функционал не отличается от аналогов у других брендов: со смартфона можно будет дистанционно запустить двигатель, определить местоположение, настроить климат-контроль и включить обогрев.
Игрушка интересная, но Cerato ей не удивляет. Да, среди моделей Kia он с такой фишкой первый. Но вообще на рынке подобное есть даже у Лады.
Доработали набор систем помощи водителю
Комплекс систем активной безопасности Drive Wise существенно расширили. Появилось автоматическое включение-выключение дальнего света, система автоторможения перед препятствием, функция удержания в полосе. А системы контроля слепых зон и помощи при выезде с парковки задним ходом «спустились» стали доступнее. Вместо топовой комплектации GT Line их теперь ставят и в средней Prestige. Правда, для обладания активным круиз-контролем нужно раскошелиться на максимально упакованную версию GT Line+.
Оптика: поворотники встроили в фары
Фары и фонари сменили графику. Теперь фирменным «взглядом» стали линии тройного пунктира спереди и сзади.
В простых версиях за головной свет отвечают галогенки с линзованным ближним светом. Вместе с LED-фарами в продвинутых версиях появляется автоматика включения-выключения дальнего. Иных наворотов (омывателя, подсветки поворотов) нет.
Спереди указатели поворота перенесли из бампера в фары. Правильное решение: так их лучше видно. А вот задние поворотники так и живут в бампере. Для нас плохо: не видно в грязи и в плотном потоке.
Комплектации и цены
Минимальная цена Kia Cerato после рестайлинга выросла с 1,36 до 1,39 млн рублей. В «базу» добавили медиасистему с сенсорным экраном на 8 дюймов, поддержкой Android Auto и Apple Carpaly, но убрали боковые подушки и шторки безопасности.
В комплектации Comfort, которая подорожала с 1,36–1,46 млн рублей до 1,42–1,52 млн, есть все шесть подушек и обогрев руля, которого не было в Комфорте до обновления.
Версия Luxe тоже подросла в цене — с 1,43–1,53 млн рублей до 1,47–1,57 млн — и ничего не приобрела в плане оборудования.
В исполнении Prestige появились LED-фары, дополнительный USB-порт и система интеллектуального открывания багажника (раньше были только на GT Line), литые диски (странно, что только здесь), телематика и комплекс систем активной безопасности. Повышение цен — с 1,53–1,59 млн до 1,63–1,68 млн.
Максимальный уровень оснащения GT Line+ за 1,83 млн отличается адаптивным «круизом».
А моторы — прежние
Не изменились ни коробки передач, ни платформа, ни настройки подвески и рулевого управления. Вентиляция сидений, цифровая приборка и центральный дисплей на 10,25 дюйма российскому Cerato не достались. Зато он остался одним из самых доступных в классе.
Советуем выбирать мотор 1.6 на 128 сил с 6-ступенчатой механикой, если хотите сэкономить (минус 40 тысяч от цены того же двигателя с автоматом), или с двухлитровым 150-сильным мотором и автоматом, если нужна нормальная динамика.
- Поддержать хорошее состояние узлов и агрегатов автомобиля поможет американская автохимия Cyclo и присадки SUPROTEC. Информацию о том, как правильно обслуживать автомобиль, вы найдете в книгах издательства «За рулем».
- «За рулем» теперь можно читать в ВКонтакте.
Современные KIA: лидеры автомобильного рынка
Kia Motors – южнокорейский автогигант, входящий в список крупнейших автопроизводителей мира. Под брендом «KIA» предлагается очень широкий модельный ряд легковых автомобилей (начиная с бюджетных малолитражек и заканчивая полноразмерными мощными машинами). Компания имеет крупную производственную сеть с заводами в Южной Корее, Китае, США и Европе – производя ежегодно более 3 миллионов автомобилей, реализуемых более чем в 180 странах мира. Бренд «KIA» входит в «TOP-100» крупнейших компаний (по версии «Interbrand») и регулярно удостаивается престижных наград за качество продукции от многих авторитетных рейтинговых агентств (в числе которых «J.D. Power», «Autobuild», «Total Quality Index»).
Спортивная пятидверка D-класса справила мировую премьеру в январе 2017 года на международной выставке в Детройте. Автомобиль воплощает в себе: экспрессивную внешность, роскошный интерьер, мощные силовые установки и современное оснащение.
Машина пятой генерации (в России ранее известная как Optima) дебютировала 21 ноября 2019 года на специальном мероприятии в Сеуле. Она отличается смелым дизайном а-ля «четырехдверное купе», современным салоном и широким выбором двигателей.
Хэтчбек-вседорожник справил дебют 26 июня 2019 года на одном из специальных мероприятий, завершив формирование «гольф»-семейства легковушек марки. Он может похвастать выразительным дизайном, современным и практичным салоном, а также широким выбором турбомоторов.
Этот субкомпактный SUV впервые был представлен 20 июня 2019 года в Индии, а его европейская версия дебютировала спустя месяц. Автомобиль может похвастать красивым дизайном экстерьера и интерьера, современной технической «начинкой» и богатым оснащением.
Полноразмерный SUV в серийном виде дебютировал в январе 2019 года на международном автосалоне в Детройте, но до этого несколько раз демонстрировался в виде концепта. Это – брутальный внешне «исполин» с современным салоном, мощным мотором и богатым оснащением.
Представительский седан второй генерации дебютировал в марте 2018 года на международном автошоу в Нью-Йорке. Он имеет в своем активе: сбалансированную и благородную внешность, изящный и роскошный салон, а также высокопроизводительную техническую «начинку».
Kia Motors является старейшим машиностроительным предприятием в Южной Корее, а его «летопись» – это «живой» пример целеустремленности и трудолюбия… Сегодня эта компания знакома «каждому автолюбителю во всем мире», а ведь когда-то (в самом начале пути по восхождению на «автомобильный Олимп») её деятельность была весьма отдалена от автопроизводства…
Свою историю фирма начала 15 мая 1944 года и изначально носила название «Kyungsung Precision Industries», а основным направлением её деятельности являлось создание индивидуальных транспортных средств – велосипедов и мотоциклов (первый «педальный аппарат» корейцы представили в 1946-м)…
В 1951 году компания была переименована в «Kia Industries», однако начавшаяся война на Корейском полуострове внесла определенные корректировки в планы производителя… После завершения боевых действий промышленность «Страны утренней свежести» находилась в плачевном состоянии, однако большие экономические амбиции руководства «сыграли на руку» машиностроителю – он был выбран в качестве основного сборщика грузовиков и различных промышленных товаров… В 1957 году «KIA» представила общественности свой первый мопед «C-100», а в 1961-м к выходу был подготовлен трехколесный грузовик под названием «K-360»…
До 1970-х годов компания специализировалась на технике подобного рода, но потом в ее истории наступил «новый этап развития» – в 1971-м на свет появилась четырехколесная грузовая машина «Titan», а еще через два года начало свою работу первое в Корее предприятие полного цикла по выпуску «железных коней»… Тогда же южнокорейцы запустили производство первой в своей истории легковушки – модели «Brisa», представляющей собой «лицензионную копию» Mazda Familia второго поколения…
На заре 1980-х годов «KIA» настиг глубокий финансовый кризис, в результате которого фирма была вынуждена свернуть выпуск мотоциклов и легковых автомобилей – сосредоточив все свои усилия на создании коммерческой техники. Успешные продажи в данном секторе позволили машиностроителю уже в 1987-м вернуться к производству легковушек, но по-прежнему на основе моделей «Mazda»…
Очередные экономические проблемы случились с компанией в конце 1990-х годов – тогда от кризиса лихорадило все азиатские страны. В результате этого в 1997 году данный автопроизводитель был признан банкротом и перешел под контроль «Hyundai Motor», что позволило ему быстро «прийти в себя»… И уже в 2000-м южнокорейцы представили первый автомобиль, разработанный собственными силами (без участия японцев), – субкомпактную модель «Rio»…
С тех пор дела у «Kia Motors» пошли в гору, а в 2002 году они смогли перешагнуть 10-миллионый рубеж выпущенных автомобилей… Причем машиностроитель ощущал себя уверенно не только в Южной Корее, но и за её пределами – 60% производимых машин отправлялись на экспорт…
После чего в истории «Kia Motors» последовал этап бурного развития, благодаря чему в настоящее время это – не только вторая по величине автомобилестроительная компания у себя в стране, но и одна из крупнейших на мировой арене…
В рубрике представлен весь модельный ряд легковых автомобилей южнокорейской марки «КИА» (в том числе новинки 2021-2022 года) как на российском, так и на мировых рынках. Информация представлена в виде обзоров (с указанием технических характеристик, цен и комплектаций) авто «КИА», а так же тест-драйв’ы и краш-тесты, фотографии и отзывы владельцев этих машин.
ТОП-7 популярных хэтчбеков Kia
Машины корейского производства становятся все более востребованными на российском рынке. Аналитики провели соответствующие исследования и составили рейтинг самых популярных моделей на 2020 год.
Kia XCeed становится бесспорным лидером рейтинга. Компактный семейный двухобъемник, который строился специально для Старого Света, не просто открыл бренду европейский рынок, но позволил стать полноправным участником. Под капотом расположен 1,0-литровый турбированный мотор, мощность которого 120 лошадиных сил.
Также для покупателей предложены 1,4-литровый или 1,6-литровый двигатели. Их мощность 140 и 204 лошадиных силы соответственно. Вместе с ними работает механическая коробка передач или робот. Привод исключительно передний.
Kia Rio X-Line становится вторым в составленном рейтинге. Особенностью модели становится то, что это первая единоличная машина бренда, представленная на российском рынке. Разрабатывая модель дизайнеры принципиально не пользовались разработками конкурентов, стараясь создать уникальный вариант.
Машина оснащена 1,0-литровым мотором, мощность которого 100 лошадиных сил, а также 1,6-литровым мотором. Его мощность 123 лошадиных силы. Вместе с ними работает механическая или автоматическая коробка передач. В оснащение входит большое количество опций, к которым можно отнести: ABS, круиз-контроль, подогрев сидений, электропривод зеркал, датчик дождя, климат-контроль и современную мультимедийную систему.
Kia Picanto X-Line замыкает тройку лидеров. Внедорожная версия хэтчбека класса «А» Kia Picanto X-Line была впервые представлена публике в 2017 году на автосалоне во Франкфурте. Маленький Пиканто также «захотел» примерять на себя кроссоверную моду, и ему это вполне удалось. Под капотом находится 1,2-литровый мотор, мощностью 84 лошадиных силы. Вместе с ним работает автоматизированная коробка передач. Привод исключительно передний.
Данный автомобиль является практически идеальным для эксплуатации в городских условиях благодаря своим компактным размерам и экономичности.
Kia Ceed становится четвертым в данном перечне. Учитывая все преимущества данной модели, она считается одной из самых востребованных на российском рынке. К положительным моментам можно отнести: простоту эксплуатации, качество сборки основных узлов, безопасность, экономичность и относительно невысокую начальную стоимость.
Под капотом установлен 1,4-литровый силовой агрегат. Его мощность 120 или 140 лошадиных сил, в зависимости от выбранной модификации. В паре с ним может работать механическая или автоматическая трансмиссия и передний привод.
Kia Ray не такой востребованный на российском рынке, но тем не менее, один из лучших автомобилей корейского производства. Разрабатывая модель производители уделили внимание качеству сборки всех узлов и безопасности, которая подтверждена в неоднократно проведенных тестовых испытаниях.
Машина оснащена литровым бензиновым трехцилиндровым мотором, продуктивностью 84 лошадиных силы. Вместе с ним может работать только автоматическая коробка передач. Привод естественно только передний.
Kia Rio Hatchback и Kia Ceed GT находятся на шестом и седьмом месте составленного рейтинга. Машины не отличаются востребованностью на российском рынке. Но тем не менее, производители уверены в них, потому что особое внимание в момент разработки было уделено техническим данным, показателям надежности и безопасности.
Четвертое поколение Рио первым получило новую линейку двигателей это 1,2-литровый бензиновый атмосферник мощностью 84 лошадиных сил и 1,4-литровый агрегат продуктивностью 100 лошадиных сил, и два литровых трехцилиндровых бензиновых мотора с отдачей 100 и 120 лошадиных сил.
Ceed GT оснащен 1,6-литровым мотором мощностью 204 лошадиных силы. Вместе с ним работает автоматическая коробка передач и передний привод.
Итог. Корейские производители продолжают активно разрабатывать различные модели машин, которые становятся востребованными на российском рынке. Главным их преимуществом становится качество сборки основных узлов, безопасность и надежность.
Новые модели Kia которые появятся в России 2021 году
На странице мы собрали для вас все новые модели Киа для российского рынка 2021 года. Стоит отметить, что несмотря на коронавирусную инфекцию южнокорейская компания продолжает нас удивлять новинками, в этом году свет увидел такую модель как Kia Sportage 5-го поколения, в след за популярным кроссовером выйдет рестайлинговый Kia Ceed и премиальный седан K900, также скоро поступит в продажу абсолютно новая модель – Kia K8.
Новый Kia Sportage
Абсолютно новый Kia Sportage 5-го поколения был официально представлен летом 2021 года и уже даже начались продажи в Южной Кореи, в России модель появится в начале 2022 года. Кроссовер 5-й генерации получил абсолютно новый дизайн кузова, полностью перекроенный салон и обновленную техническую начинку. Цены и комплектации будут объявлены в ближайшее время, напомним, что актуальное поколение сейчас предлагается по цене от 1 814 900 рублей.
Kia Cerato 2021 (Рестайлинг)
В скором времени корейский седан Киа Церато 2021 модельного года обновится и следом дебютирует в России. Производитель уже опубликовал официальные изображения рестайлинговой версии Kia K3, напомним, что K3 это и есть Cerato, только так он именуется в Южной Кореи и Китае.
Kia K8
Став наследником семейства К7/Cadenza, новый седан Kia K8 2022 модельного года должен показать более высокие показатели по объемам продаж, прежде всего, в США, где достаточно перспективная некогда модель вдруг оказалась непопулярной.
Kia K5 2021
Новая Киа К5 2021 модельного года должна прибыть в распоряжение дилеров ближайшим летом, но судя по растущим темпам оформления предзаказов, новинка российским автолюбителям понравилась заочно. Заслуга этому – новый экстерьер, который уже собрал множество восторженных отзывов не только у себя на родине, но и в Европе, и в США. А ведь сменой стиля разработчик не ограничился, попутно предложив более широкое оснащение, где присутствуют опции настоящего премиального уровня.
Kia Seltos
Эти компактные паркетники собираются на калининградском Автоторе, а их недавний мартовский дебют показал, что у Киа Селтос 2021 года модельного года есть все шансы стать лидером сегмента SUV на российском рынке. Широкая гамма двигателей, шесть пакетов оснащения, три вида трансмиссии, модификации с передним и полным приводом – Seltos в состоянии удовлетворить огромный спрос на современные бюджетные кроссоверы, в том числе благодаря широкой линейке цен: от 1,1 до 2,0 млн. руб.
Kia Sorento 2020
Онлайн презентация Киа Соренто доказала, что корейские автомобилестроители имеют неисчерпаемый ресурс дизайнерских идей, и что их техника заслуженно забирает большинство наград и титулов, присуждаемых самым ярким новинкам. Внедорожник четвертого поколения набирает дополнительные баллы благодаря более статусному экстерьеру, а в его моторной линейке вскоре появится долгожданный гибрид, который станет флагманом среди большого семейства силовых установок.
Kia Stinger 2021
Постройка лифтбека класса Gran Turismo заняла у корейской компании 6 лет, и такой долгий срок сам производитель объяснил попыткой создать автомобиль, который бы лучше других демонстрировал «высокую производительность и управляемость Kia». Киа Стингер собирают на Автоторе, выпуская версии с бензиновыми моторами и шестью пакетами оснащения. Совсем скоро, в 2021-ом, модель будет подвергнута рестайлингу, но корейцы уверены, что российские потребители еще не до конца оценили потенциал лифтбека.
Kia Rio 2021
Один из представителей тройки самых продаваемых автомобилей в России продолжает уверенное шествие по нашему рынку и остается лучшим представителем бюджетного сегмента по соотношению цена-качество. Киа Рио 2021 года – это еще более современная и технологичная машина, которая, как и все ее предшественники, проходит серьезную адаптацию для эксплуатации на российском рынке, что часто и становится основополагающим критерием для требовательного потребителя.
Kia Mohave 2020
Недавно обновившийся внедорожник Kia Mohave уже сходит с конвейера калининградского Автотора и ищет покупателей из числа любителей рамных вездеходов с экстерьером модного паркетника и оснащением уровня престижных европейских марок. По сравнению с машиной предыдущей генерации новый Мохаве выглядит на порядок более привлекательно и статусно, что позволяет ему попробовать свои силы в сегменте люксовых внедорожников, где К иа М охаве 2020 года точно не будет лишним .
Kia Cerato
Один из самых достойных представителей бюджетного С-класса исправно обновляется вслед за более статусными «родственниками» и продолжает дарить российским автолюбителям высокий ездовой комфорт за относительно небольшие деньги. Kia Cerato в облике версии четвертого поколения сохранила платформу, подвеску, гамму моторов, но обновила экстерьер и расширила список опций, которые теперь позволяют собрать комплектацию, легко выходящую за рамки бизнес-класса.
Kia K5 (Новая оптима)
Мы знаем эту машину как новую Optima, но на внутреннем корейском рынке модель продвигается под лаконичным названием К5. Яркий дебют седана, внешне больше напоминающего стильный фастбек, уже стал тригером для совершения предзаказов на Оптиму по всему миру, а в России аналог Киа К5 2020 года должен появиться уже летом. Известно, что к нам не приедут все возможные модификации этой модели, но у себя на родине это модный седан получает все виды силовых установок: бензиновые, дизельные, газовые и гибридные.
Kia Ceed
Смена поколения подарила модели полностью независимую подвеску, новую платфо рму и улучшенное оснащение, что на фоне небольшого удорожания актуальных версий выглядит щедрым подарком для тех, кто присматривает себе добротный хэтчбек или практичный универсал. Собираемый в России Kia Ceed модельного года уже успел заслужить репутацию надежного бюджетного автомобиля, а пересмотренные пакеты оснащения, как ожидается, помогли производителю учесть все пожелания потенциальных покупателей.
Kia Proceed
В богатой модельной линейке корейского автопроизводителя Просид выступает узконишевым продуктом, поскольку, как и все семейство Ceed, рассчитан исключительно на европейского потребителя. В России Proceed 2020 модельного года продвигается в качестве отличного семейного авто бюджетного класса, главной «изюминкой» которого выступает околос портивный дизайн экстерьера. Не уступает ему и интерьер, где в случае выбора дорогих комплектаций удается получить комфорт и безопасность очень достойного уровня.
Kia Soul 2020
Автомобиль необычного класса мини-SUV является, пожалуй, самой оригинальной разработкой корейской компании, а уникальности этой машине на российском рынке придает тот факт, что только у нас Kia Soul 2020 года комплектуется классическими ДВС. В Европе это электрокар, в Корее – электрокар и гибрид, а вот россиянам этот мини-кроссовер готов не только подарить относительно мощные бензиновые моторы, но и предложить на выбор сразу семь пакетов оснащения.
Kia, лучшая и худшая модель, что стоит купить?
Модельный ряд KIA в России очень широк и разобраться в нем при первом знакомстве очень непросто: какая модель новая, а какая давно ждет пенсии, за какую вы переплатите, а на какой сэкономите? Сейчас я все вам расскажу.
Начнем по старшинству, модель Kia Picanto играет в классе субкомпактных городских автомобилей, конкуренция в нем не велика, и Пиканто её с легкостью выигрывает, Равон Р2 слишком стар и прост, Смарт, как и Фиат 500, очень дороги.
Соперничать с родственником Рио намного сложнее, в хорошем оснащении цены малыша и всероссийского любимого седана пересекаются, и тут доводом к выбору меньшей машины послужит легкость в парковке, расход топлива, выбор комплектаций. Хочешь внедорожный стиль – бери Picanto X-Line, хочешь спортивный — бери Picanto GT-Line, не хочешь выпендриваться, выбирай простую версию, и она тоже будет хороша.
Про Рио долго говорить не придется, один из лидеров рынка в абсолютном зачете не нуждается в представлении, очень хорошая машина за свои деньги. Выбор седана или хэтчбека — дело вкуса, внедорожная мишура на Рио Х-лайн не делает из нее кроссовер, да и клиренс, по сравнению с седаном, выше всего на 1 см. Зато цена выше на 40 000 рублей.
Главный минус Рио, что седана, что «хэтча» – это отсутствие шумоизоляции, в машине очень шумно, особенно, на трассовых скоростях около 100 км/ч. После покупки придется раскошелиться на дополнительную «шумку». Еще совсем не лишним будет установка хорошей сигнализации, угоняют Рио регулярно и успешно.
Следующей на очереди нашего разбора моделью станет Cerato. И эта машина у меня вызывает наибольшее количество вопросов. Простор салона лишь немного больший, чем в Рио, оснащение серьезно уступает Рио, камера заднего вида есть только в самой дорогой версии с мотором 2.0, навигации нет совсем и это при цене 1 264 900 р.! Тут уже рукой подать до Оптимы с этим же мотором и автоматом, цена на которую начинается с 1 329 900 р.
В нашем рейтинге самая противоречивая покупка – это Церато. Кстати, новое поколение уже показано в США, и сосем скоро ждем новинку у нас.
Семейство Ceed отлично продается, и это не зря, сбалансированная модель с широким выбором кузовов, моторов и коробок передач: тут и хетчбеки на 3 и 5 дверей и универсал, есть экономные версии с мотором 1.4 на 100 сил и заряженные версии с мощностью в 204 лошадки. Из коробок доступны: механика, автомат и робот, не хватает разве что только вариатора для полноты комплекта, но и без него хорошо. Летом обещают вывести новое поколение, так что должны быть скидки на действующее поколение и ими стоит воспользоваться, машина не настолько дороже Рио, насколько лучше.
С каждой новой моделью минусы искать все сложнее, вот в Оптиме их практически нет, за исключением одного — Оптима это не Камри. Большому количеству людей достаточно этого минуса для отказа от покупки, тем более, скоро японка сменит поколение. Если вы не подвержены японским чарам, то Оптима готова радовать своего владельца хорошей управляемостью, богатым оснащением, качеством отделки и симпатичным дизайном.
У кроссоверов марки нет ярко выраженных минусов, разве что модель Соренто уже заметно устарела, сменщик Соренто – Прайм уже даже успел пережить рестайлинг и впервые обогнал по продажам прародителя. А плюсы всех кроссоверов одинаковы – «топовое» оснащение за умеренные деньги.
Единственный рамный внедорожник марки удался не так хорошо, как модели без рамы. Кроме преклонного возраста Mohave (10 лет на конвейере!) в минусы стоит отнести настройку подвески, она умеет находить неровности, кажется, на любом покрытии, трясет как на ямах так и на ровном асфальте. Да и проходимостью Мохаве никогда не блистал.
Пожалуй, Мохаве присоединяется к Церато в списке самых странных моделей в линейке.
На сладкое мы оставили самую важную новинку этого года — Стингер. Мощный заднеприводный лифтбэк настолько не типичен для марки, что в голове мысли не перестают роиться: зачем он корейцам? Сможет ли он поехать на уровне немцев? Как там качество материалов? На все эти вопросы ответ такой: прекрасная получилась машина, особенно, учитывая цену от 2 млн. рублей за двухсотсильный вариант.
Кворис сложно рассматривать, уже представлена замена и в этом классе имя играет определяющую роль, даже если оно добавляет к цене миллион-другой сверху. Сама машина неплоха, но не обладает историей и харизмой.
В заключении отмечу, что почти любая модель Киа будет прекрасным выбор для покупки, небольшим исключением из стройных рядов будут Cerato и Mohave. Первый скоро обновится и проблемы должны уйти, со вторым сложнее, но Киа намекнули о новом крупном внедорожнике, надеюсь, он доедет до России. А сейчас вы точно не прогадаете выбрав Рио, Соул, Оптиму или Спортейдж.
Есть, что возразить или дополнить, ждем ваши комментарии ниже.