Снятие и установка двигателя или силового агрегата двигателя 1,6 (16V)Рено Логан, Сандеро
Снятие и установка двигателя или силового агрегата двигателя 1,6 (16V) Renault Логан, Сандеро
Работу выполняем при необходимости ремонта двигателя или его замены.
В случае если работа проводится на смотровой канаве или эстакаде, двигатель лучше вынимать из моторного отсека вверх с помощью подъемного устройства, предварительно демонтировав коробку передач. В гараже, оборудованном подъемником, удобнее вынуть из моторного отсека вниз весь силовой агрегат, а затем разъединить двигатель и коробку передач.
Операции по демонтажу двигателя и силового агрегата описываем для автомобиля с гидроусилителем руля и кондиционером.
Снимаем аккумуляторную батарею (см. «Снятие аккумуляторной батареи»).
Сливаем из двигателя масло (см. «Замена масла и масляного фильтра двигателя 1,6 (16V)») и охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости двигателя 1,6 (16V)»).
Снимаем корпус воздушного фильтра (см. «Снятие корпуса воздушного фильтра»).
Отсоединяем приемную трубу системы выпуска отработавших газов от выпускного коллектора (см. «Снятие системы выпуска отработавших газов»).
Снимаем защиту топливной рампы (см. «Снятие защиты топливной рампы»).
Отсоединяем наконечник топливной трубки от штуцера топливной рампы (см. «Снятие топливной рампы и форсунок»).
Отсоединяем трос привода дроссельной заслонки от рычага дроссельного узла и ресивера (см. «Замена троса привода дроссельной заслонки»).
Отсоединяем трубку обратного клапана вакуумного усилителя тормозов от штуцера ресивера (см. «Снятие обратного клапана вакуумного усилителя тормозов»).
Сжав два фиксатора, отсоединяем трубку продувки адсорбера от штуцера шланга системы холостого хода двигателя. Снимаем бачок гидроусилителя рулевого управления с верхней поперечины рамки радиатора.
Головкой «на 13» отворачиваем болт крепления кронштейна трубки гидроусилителя рулевого управления к блоку цилиндров. Демонтировать двигатель можно в сборе с насосом гидроусилителя руля или без него, не размыкая гидропривод усилителя.
При первом варианте отворачиваем болты крепления насоса гидроусилителя рулевого управления к кронштейну двигателя и, не отсоединяя от насоса трубку и шланг, шнуром или проволокой подвязываем насос к верхней поперечине рамки радиатора так, чтобы он не мешал демонтажу двигателя. При втором варианте отсоединяем от насоса трубку и шланг (см. «Снятие насоса гидроусилителя рулевого управления»), сливая из них рабочую жидкость в емкость.
Снимаем генератор (см. «Снятие генератора, замена регулятора напряжения и выпрямительного блока на двигателе 1,6 (16V)»).
Отсоединяем провода от стартера (см. «Снятие и проверка стартера»).
Отворачиваем болты крепления компрессора кондиционера к кронштейну (см. «Снятие компрессора кондиционера») и, не разъединяя трубок системы кондиционирования, отводим компрессор в сторону и подвязываем, чтобы он не мешал снятию двигателя.
Снимаем радиатор системы охлаждения (см. «Снятие радиатора»).
Отсоединяем от крышки и корпуса термостата, а также от подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости шланги системы охлаждения.
Отсоединяем колодки жгута проводов системы управления двигателем от катушек зажигания, регулятора холостого хода, топливных форсунок, электромагнитного клапана продувки адсорбера и датчиков: концентрации кислорода, детонации, абсолютного давления и температуры воздуха на впуске, сигнализатора недостаточного давления масла, температуры охлаждающей жидкости, положения коленчатого вала, положения дроссельной заслонки (см. соответствующие главы: «Двигатель 1,6 (16V)», «Система питания двигателя 1,6 (16V)», «Система управления двигателем 1,6 (16V)»).
Отводим жгуты проводов от двигателя в сторону.
Если двигатель предполагается вынимать из моторного отсека вверх с помощью подъемного устройства, то предварительно необходимо снять коробку передач (см. «Снятие коробки передач»).
Поднимаем капот и удерживаем его в вертикальном положении. Закрепляем цепи подъемного устройства за два рыма, расположенные на двигателе. Натянув цепи, убираем упор из-под двигателя, который поддерживал его при снятии коробки передач.
Снимаем правую опору силового агрегата (см. «Замена опор силового агрегата»).
Перед тем, как вынимать двигатель, необходимо еще раз проверить, все ли шланги, трубки, провода отсоединены от двигателя и отведены в сторону.
С помощью подъемного устройства поднимаем и вынимаем двигатель из моторного отсека. Если работа проводится на подъемнике и силовой агрегат снимается вниз, то генератор демонтировать необязательно – нужно лишь отсоединить от него провода.
При демонтаже силового агрегата вместо операций по снятию коробки передач необходимо выполнить следующие работы.
Снимаем приводы передних колес (см. «Снятие приводов передних колес») и подрамник (см. «Снятие подрамника»).
Отсоединяем трос привода выключения сцепления от вилки механизма выключения сцепления и кронштейна на коробке передач (см.«Замена троса привода выключения сцепления»). Отсоединяем тягу управления коробкой передач от штока механизма переключения передач (см. «Снятие тяги управления коробкой передач»). Отсоединяем «массовые» провода и жгут проводов от коробки передач (см. «Снятие коробки передач»). Снимаем датчик скорости (см. «Снятие датчика скорости»). Отсоединяем колодку проводов от выключателя света заднего хода (см. «Снятие выключателя света заднего хода»).
Устанавливаем под двигатель и коробку передач регулируемые упоры или прочный стол. Снимаем правую опору силового агрегата (см. «Замена опор силового агрегата»).
Отворачиваем гайку крепления левой опоры силового агрегата к кронштейну опоры (см. «Снятие коробки передач»).
Поднимая автомобиль на подъемнике или опуская силовой агрегат на регулируемых упорах, выводим шпильку кронштейна левой опоры из отверстия в подушке опоры.
Снимаем силовой агрегат. Устанавливаем двигатель или силовой агрегат на автомобиль в обратной последовательности.
Видео по теме “Снятие и установка двигателя или силового агрегата двигателя 1,6 (16V)Рено Логан, Сандеро”
Как зарегистрировать двигатель в ГАИ.
Замена двигателя субару вибротрамбовки на двигатель Кентавр ДВЗ 200Б1
замена двигателя газели
Снятие двигателя K4M Рено Логан Сандеро (Renault Sandero Logan): пошаговая инструкция
Работу выполняем при необходимости ремонта двигателя или его замены.
В случае если работа проводится на смотровой канаве или эстакаде, двигатель лучше вынимать из моторного отсека вверх с помощью подъемного устройства, предварительно демонтировав коробку передач. В гараже, оборудованном подъемником, удобнее вынуть из моторного отсека вниз весь силовой агрегат, а затем разъединить двигатель и коробку передач.
Операции по демонтажу двигателя и силового агрегата описываем для автомобиля с гидроусилителем руля и кондиционером.
Снимаем аккумуляторную батарею (см. «Снятие аккумуляторной батареи»).
Сливаем из двигателя масло (см. «Замена масла и масляного фильтра двигателя 1,6 (16V)») и охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости двигателя 1,6 (16V)»).
Снимаем корпус воздушного фильтра (см. «Снятие корпуса воздушного фильтра»).
Отсоединяем приемную трубу системы выпуска отработавших газов от выпускного коллектора (см. «Снятие системы выпуска отработавших газов»).
Снимаем защиту топливной рампы (см. «Снятие защиты топливной рампы»).
Отсоединяем наконечник топливной трубки от штуцера топливной рампы (см. «Снятие топливной рампы и форсунок»).
Отсоединяем трос привода дроссельной заслонки от рычага дроссельного узла и ресивера (см. «Замена троса привода дроссельной заслонки»).
Отсоединяем трубку обратного клапана вакуумного усилителя тормозов от штуцера ресивера (см. «Снятие обратного клапана вакуумного усилителя тормозов»).
Сжав два фиксатора, отсоединяем трубку продувки адсорбера от штуцера шланга системы холостого хода двигателя.
Снимаем бачок гидроусилителя рулевого управления с верхней поперечины рамки радиатора.
Головкой «на 13» отворачиваем болт крепления кронштейна трубки гидроусилителя рулевого управления к блоку цилиндров.
Демонтировать двигатель можно в сборе с насосом гидроусилителя руля или без него, не размыкая гидропривод усилителя.
При первом варианте отворачиваем болты крепления насоса гидроусилителя рулевого управления к кронштейну двигателя и, не отсоединяя от насоса трубку и шланг, шнуром или проволокой подвязываем насос к верхней поперечине рамки радиатора так, чтобы он не мешал демонтажу двигателя. При втором варианте отсоединяем от насоса трубку и шланг (см. «Снятие насоса гидроусилителя рулевого управления»), сливая из них рабочую жидкость в емкость.
Снимаем генератор (см. «Снятие генератора, замена регулятора напряжения и выпрямительного блока на двигателе 1,6 (16V)»).
Отсоединяем провода от стартера (см. «Снятие и проверка стартера»).
Отворачиваем болты крепления компрессора кондиционера к кронштейну (см. «Снятие компрессора кондиционера») и, не разъединяя трубок системы кондиционирования, отводим компрессор в сторону и подвязываем, чтобы он не мешал снятию двигателя.
Снимаем радиатор системы охлаждения (см. «Снятие радиатора»).
Отсоединяем от крышки и корпуса термостата, а также от подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости шланги системы охлаждения.
Отсоединяем колодки жгута проводов системы управления двигателем от катушек зажигания, регулятора холостого хода, топливных форсунок, электромагнитного клапана продувки адсорбера и датчиков: концентрации кислорода, детонации, абсолютного давления и температуры воздуха на впуске, сигнализатора недостаточного давления масла, температуры охлаждающей жидкости, положения коленчатого вала, положения дроссельной заслонки (см. соответствующие главы: «Двигатель 1,6 (16V)», «Система питания двигателя 1,6 (16V)», «Система управления двигателем 1,6 (16V)»).
Отводим жгуты проводов от двигателя в сторону.
Если двигатель предполагается вынимать из моторного отсека вверх с помощью подъемного устройства, то предварительно необходимо снять коробку передач (см. «Снятие коробки передач»).
Поднимаем капот и удерживаем его в вертикальном положении. Закрепляем цепи подъемного устройства за два рыма, расположенные на двигателе. Натянув цепи, убираем упор из-под двигателя, который поддерживал его при снятии коробки передач.
Снимаем правую опору силового агрегата (см. «Замена опор силового агрегата»).
Перед тем, как вынимать двигатель, необходимо еще раз проверить, все ли шланги, трубки, провода отсоединены от двигателя и отведены в сторону.
С помощью подъемного устройства поднимаем и вынимаем двигатель из моторного отсека.
Если работа проводится на подъемнике и силовой агрегат снимается вниз, то генератор демонтировать необязательно – нужно лишь отсоединить от него провода.
При демонтаже силового агрегата вместо операций по снятию коробки передач необходимо выполнить следующие работы.
Снимаем приводы передних колес (см. «Снятие приводов передних колес») и подрамник (см. «Снятие подрамника»).
Отсоединяем трос привода выключения сцепления от вилки механизма выключения сцепления и кронштейна на коробке передач (см.«Замена троса привода выключения сцепления»). Отсоединяем тягу управления коробкой передач от штока механизма переключения передач (см. «Снятие тяги управления коробкой передач»). Отсоединяем «массовые» провода и жгут проводов от коробки передач (см. «Снятие коробки передач»). Снимаем датчик скорости (см. «Снятие датчика скорости»). Отсоединяем колодку проводов от выключателя света заднего хода (см. «Снятие выключателя света заднего хода»).
Устанавливаем под двигатель и коробку передач регулируемые упоры или прочный стол. Снимаем правую опору силового агрегата (см. «Замена опор силового агрегата»).
Отворачиваем гайку крепления левой опоры силового агрегата к кронштейну опоры (см. «Снятие коробки передач»).
Поднимая автомобиль на подъемнике или опуская силовой агрегат на регулируемых упорах, выводим шпильку кронштейна левой опоры из отверстия в подушке опоры.
Снимаем силовой агрегат.
Устанавливаем двигатель или силовой агрегат на автомобиль в обратной последовательности.
Снятие и установка двигателя Renault Logan 2004-2015
Снимайте двигатель в сборе с коробкой передач, опуская его вниз из моторного отсека. Для этого необходим подъемник, чтобы повыше поднять переднюю часть автомобиля. В гаражных условиях при отсутствии подъемника потребуются домкрат, а также прочные и достаточно высокие опоры, чтобы установить на них приподнятую переднюю часть автомобиля, что даст возможность извлечь из-под него двигатель, опущенный на пол гаража.
Двигатель очень тяжелый, поэтому рекомендуем снимать его с помощниками.
При снятии и установке двигателя, имеющего большую массу, применяйте только полностью исправные грузоподъемные механизмы, рассчитанные на соответствующую нагрузку, и особенно тщательно контролируйте правильность и надежность присоединения к транспортным проушинам двигателя тросов, траверс и пр.
1. Для удобства работы снимите капот (см. «Снятие и установка капота» ).
2. Снизьте давление в системе питания (см. «Снижение давления в системе питания» ).
4. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и снимите ее с автомобиля (см. «Снятие и установка аккумуляторной батареи» ).
6. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. «Замена охлаждающей жидкости» ).
7. Если снимаете двигатель для ремонта, слейте масло из масляного картера (см. «Замена масла в двигателе и масляного фильтра» ).
8. Снимите систему выпуска отработавших газов (см. «Замена элементов системы выпуска отработавших газов» ), так как ее приемная труба препятствует опусканию двигателя вниз.
9. Отсоедините колодки жгутов проводов:
– датчиков положения дроссельной заслонки, абсолютного давления, температуры охлаждающей жидкости, температуры всасываемого воздуха;
– регулятора холостого хода.
Перечисленные в п. 9 операции описаны в подразделе «Замена прокладки головки блока цилиндров» .
10. Отсоедините разъемы жгутов проводов от датчика давления насоса гидроусилителя рулевого управления (см. «Замена насоса гидроусилителя рулевого управления» ).
11. . модуля зажигания.
12. . датчика верхней мертвой точки.
13. . датчика концентрации кислорода в отработавших газах.
14. . датчика детонации.
15. . датчика давления масла.
16. . датчика скорости.
17. . и выключателя света заднего хода.
18. Отсоедините от коробки передач два «массовых» провода, вывернув болты их крепления.
19. Отсоедините провода от генератора (см. «Снятие и установка генератора» ).
21. Выведите моторный жгут из держателей на двигателе (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров» ) и отведите его в сторону.
22. Отсоедините передний конец троса привода дроссельной заслонки от промежуточного рычага на впускной трубе и от кронштейна на двигателе (см. «Замена троса привода дроссельной заслонки» ).
23. Отсоедините от впускной трубы шланг продувки адсорбера.
24. . и шланг к вакуумному усилителю тормозов, сжав фиксаторы его крепления.
25. Отсоедините топливный шланг от топливной рампы (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров» ).
26. Отсоедините шланги от патрубков термостата, головки блока цилиндров и водораспределительной трубы.
27. Извлеките шланги отопителя из держателей на кронштейне и отведите их в сторону.
28. Выверните болт крепления держателя шланга продувки адсорбера.
29. . и отведите шланг в сторону.
30. Выверните болт крепления к двигателю держателя трубопровода системы гидроусилителя рулевого управления.
31. Выверните болты крепления компрессора кондиционера к кронштейну.
32. . и, не отсоединяя от него трубопроводы, отведите в сторону и закрепите любым доступным способом (например, привязав проволокой).
33. Аналогично отсоедините от двигателя насос гидроусилителя рулевого управления (см. «Замена насоса гидроусилителя рулевого управления» ).
34. Отсоедините тягу управления коробкой передач.
35. . и передний конец троса привода выключения сцепления (см. «Замена и регулировка троса привода выключения сцепления» ).
36. Отсоедините от коробки передач приводы передних колес (см. «Снятие и установка приводов передних колес» ).
38. Закрепите стропы грузоподъемного механизма за переднюю.
39. . и заднюю транспортные проушины и натяните стропы.
40. Снимите правую и левую опоры подвески силового агрегата (см. «Замена опор подвески силового агрегата» ).
Задняя опора подвески силового агрегата была снята вместе с подрамником.
41. Еще раз проверьте, все ли провода, шланги и навесные узлы отсоединены от двигателя.
42. Опустите двигатель вниз на пол.
43. Вывесите переднюю часть автомобиля (поднимите автомобиль на подъемнике) на высоту, достаточную для извлечения из-под автомобиля силового агрегата, и установите под кузов надежные опоры.
44. Извлеките двигатель из-под автомобиля.
45. Устанавливайте двигатель и все снятые узлы и детали в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:
– перед установкой силового агрегата очистите от ржавчины метчиком резьбовые отверстия крепления его опор;
– прокладку приемной трубы обязательно замените новой;
– при подключении проводов и трубопроводов тщательно следите за правильностью их расположения в моторном отсеке, не допуская соприкосновения с нагревающимися и движущимися элементами силового агрегата.
После установки двигателя выполните следующее.
Снятие двигателя K4M Рено Логан Сандеро (Renault Sandero Logan)
Характеристики двигателя Renault K4M 1.6 16V Логан, Сандеро, Меган, Альмера
Параметр | Значение |
---|---|
Конфигурация | L |
Число цилиндров | 4 |
Объем, л | 1,598 |
Диаметр цилиндра, мм | 79,5 |
Ход поршня, мм | 80,5 |
Степень сжатия | 9,8 |
Число клапанов на цилиндр | 4 (2-впуск; 2-выпуск) |
Газораспределительный механизм | DOHC |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Номинальная мощность двигателя / при частоте вращения коленчатого вала | 77 кВт – (105 л.с.) / 5750 об/мин |
Максимальный крутящий момент / при частоте вращения коленчатого вала | 145 Н•м / 3750 об/мин |
Система питания | распределенный впрыск топлива MPI |
Рекомендованное минимальное октановое число бензина | 92 |
Экологические нормы | Евро 4 |
Вес, кг | – |
Замена правой опоры
Снимаем защиту силового агрегата (см.«Снятие
защиты силового агрегата»). Подставляем под поддон картера через
деревянный брусок регулируемый упор (например, домкрат). Без
использования регулируемого упора можно монтажной лопаткой слегка
приподнять правую сторону двигателя (за поддон картера, опираясь
лопаткой на подрамник)…
…и вставить между подрамником и поддоном картера деревянный клин.
Накидным ключом «на 18» ослабляем затяжку болта крепления опоры к ее
кронштейну.
Вынимаем из двух держателей, расположенных на кронштейне опоры, трубку
подвода топлива к рампе, трубку отвода паров топлива из адсорбера и жгут
проводов.
Головкой «на 16» отворачиваем…
…три болта крепления кронштейна опоры к верхней крышке привода ГРМ…
…и три болта крепления опоры к кузову.
Снимаем правую опору силового агрегата в сборе с кронштейном.
Отвернув болт крепления опоры к ее кронштейну…
…разъединяем опору и кронштейн.
Устанавливаем правую опору силового агрегата в обратной
последовательности. Болты крепления опоры затягиваем предписанным
моментом (см.«Приложения»).
Какой двигатель стоит?
Renault Sandero Stepway – невероятно популярный хэтчбек в странах Латинской Америки. Сперва автомобиль собирали в Бразилии, а после первый экземпляр авто сошел с конвейера автозавода в Аргентине. Спустя некоторое время московский завод «Автофрамос» также запустил сборку модели. Долгое время хэтчбек шел только с механической коробкой передач. Факт отсутствия модификации с двумя педалями несколько занижал продажи автомобиля. Но уже в 2011 году появилась версия и с автоматической коробкой, что существенно повлияло на общую динамику продаж Сандеро Степвей. Теперь касательно силовой установки. Базовым мотором авто считается 1.6-литровый мотор с двумя различными форсировками – на 84 и 116 сил.
Другие важные характеристики двигателя:
- рядное расположение цилиндров;
- количество цилиндров – 4;
- количество клапанов – 16;
- крутящий момент – 145 Нм;
- максимальная скорость – 165 км/ч.
В 2012 году на автосалоне в Париже была представлена вторая генерация модели – Renault Sandero Stepway 2. Кардинально изменилась внешность авто, стал разнообразней и привлекательней функционал. Гамма силовых установок осталась практически неизменной. Приобрести хэтчбек можно в трех комплектациях. Базовым, как и прежде, остался 1.6-литровый движок с индексом H4M. Мотор Renault-Nissan H4M-HR16DE является эволюцией «реношного» K4M, модернизацией последнего в 2004 году занялись две вышеупомянутые компании.
Потенциальный ресурс силового агрегата Renault Sandero Stepway 1.6 – Н4М
Гидрокомпенсаторов в H4M нет, поэтому каждые 100 тысяч километров пробега придется самостоятельно регулировать зазоры клапанов. В системе имеется фазорегулятор, установлен он на распределительном вале выпускных клапанов. В целом механизм отличается стабильностью работы и большим ресурсом. Нареканий в стороне фазорегулятора со стороны владельцев Renault Sandero Stepway не было замечено. На основании опыта эксплуатации автомобилей с мотором K7M и K4M под капотом, можно предположить вероятный срок службы эволюционированной модификации установки – H4M-HR16DE.
В сети есть информация о том, что якобы этот двигатель «ходит» 200-250 тысяч километров. Многие источники утверждают ресурс, основываясь на заявления производителя. Стоит сказать, что цифра в 250 тысяч километров пробега является гарантийной. То есть, это минимальный порог километража, который способен преодолеть Рено Сандеро Степвей с мотором H4M. При своевременном и правильном обслуживании двигатель с легкостью пройдет 400-450 тыс. км. Для этого необходимо соблюдать следующее:
- Пользоваться исключительно оригинальным моторным маслом, предписанным самим производителем установки. Основа двигателя – алюминиевая, следовательно, необходимо постоянно следить за качеством и состоянием рабочих жидкостей системы. В это число входит не только смазочный материал, но и охлаждающая жидкость. Для хэтчбека лучшим образом подходит масло Elf.
- Во время техобслуживания H4M-HR16DE применять только подходящие данной версии движка воздушные и топливные фильтры. В профилактических целях проверять клапана CVTC, категорически нельзя допускать «голодание» гидромуфты. Немалую роль в выработке всего ресурса установкой играют воздушные фильтры. Экономия на элементах, которые, на первый взгляд, кажутся не такими и значимыми, может привести впоследствии к серьёзной поломке.
Соблюдая простые правила и рекомендации каждый владелец Renault Sandero Stepway позволит силовому агрегату авто полностью выработать заложенный производителем потенциал и ресурс.
Снятие двигателя K7J или К7М Рено Логан Сандеро (Renault Sandero Logan): пошаговая инструкция
Работу выполняем при необходимости ремонта двигателя или его замены.
В случае если работа проводится на смотровой канаве или эстакаде, двигатель лучше вынимать из моторного отсека вверх с помощью подъемного устройства, предварительно демонтировав коробку передач. В гараже, оборудованном подъемником, удобнее вынуть из моторного отсека вниз весь силовой агрегат, а затем разъединить двигатель и коробку передач.
Операции по демонтажу двигателя и силового агрегата описываем для автомобиля с гидроусилителем руля и кондиционером.
Снимаем аккумуляторную батарею (см. «Снятие аккумуляторной батареи»).
Сливаем из двигателя масло (см. «Замена масла и масляного фильтра двигателя 1,6 (16V)») и охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости двигателя 1,6 (16V)»).
Снимаем корпус воздушного фильтра (см. «Снятие корпуса воздушного фильтра»).
Отсоединяем приемную трубу системы выпуска отработавших газов от выпускного коллектора (см. «Снятие системы выпуска отработавших газов»).
Снимаем защиту топливной рампы (см. «Снятие защиты топливной рампы»).
Отсоединяем наконечник топливной трубки от штуцера топливной рампы (см. «Снятие топливной рампы и форсунок»).
Отсоединяем трос привода дроссельной заслонки от рычага дроссельного узла и ресивера (см. «Замена троса привода дроссельной заслонки»).
Отсоединяем трубку обратного клапана вакуумного усилителя тормозов от штуцера ресивера (см. «Снятие обратного клапана вакуумного усилителя тормозов»).
Сжав два фиксатора, отсоединяем трубку продувки адсорбера от штуцера шланга системы холостого хода двигателя.
Снимаем бачок гидроусилителя рулевого управления с верхней поперечины рамки радиатора.
Головкой «на 13» отворачиваем болт крепления кронштейна трубки гидроусилителя рулевого управления к блоку цилиндров.
Демонтировать двигатель можно в сборе с насосом гидроусилителя руля или без него, не размыкая гидропривод усилителя.
При первом варианте отворачиваем болты крепления насоса гидроусилителя рулевого управления к кронштейну двигателя и, не отсоединяя от насоса трубку и шланг, шнуром или проволокой подвязываем насос к верхней поперечине рамки радиатора так, чтобы он не мешал демонтажу двигателя. При втором варианте отсоединяем от насоса трубку и шланг (см. «Снятие насоса гидроусилителя рулевого управления»), сливая из них рабочую жидкость в емкость.
Снимаем генератор (см. «Снятие генератора, замена регулятора напряжения и выпрямительного блока на двигателе 1,6 (16V)»).
Отсоединяем провода от стартера (см. «Снятие и проверка стартера»).
Отворачиваем болты крепления компрессора кондиционера к кронштейну (см. «Снятие компрессора кондиционера») и, не разъединяя трубок системы кондиционирования, отводим компрессор в сторону и подвязываем, чтобы он не мешал снятию двигателя.
Снимаем радиатор системы охлаждения (см. «Снятие радиатора»).
Отсоединяем от крышки и корпуса термостата, а также от подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости шланги системы охлаждения.
Отсоединяем колодки жгута проводов системы управления двигателем от катушек зажигания, регулятора холостого хода, топливных форсунок, электромагнитного клапана продувки адсорбера и датчиков: концентрации кислорода, детонации, абсолютного давления и температуры воздуха на впуске, сигнализатора недостаточного давления масла, температуры охлаждающей жидкости, положения коленчатого вала, положения дроссельной заслонки (см. соответствующие главы: «Двигатель 1,6 (16V)», «Система питания двигателя 1,6 (16V)», «Система управления двигателем 1,6 (16V)»).
Отводим жгуты проводов от двигателя в сторону.
Если двигатель предполагается вынимать из моторного отсека вверх с помощью подъемного устройства, то предварительно необходимо снять коробку передач (см. «Снятие коробки передач»).
Поднимаем капот и удерживаем его в вертикальном положении. Закрепляем цепи подъемного устройства за два рыма, расположенные на двигателе. Натянув цепи, убираем упор из-под двигателя, который поддерживал его при снятии коробки передач.
Снимаем правую опору силового агрегата (см. «Замена опор силового агрегата»).
Перед тем, как вынимать двигатель, необходимо еще раз проверить, все ли шланги, трубки, провода отсоединены от двигателя и отведены в сторону.
С помощью подъемного устройства поднимаем и вынимаем двигатель из моторного отсека.
Если работа проводится на подъемнике и силовой агрегат снимается вниз, то генератор демонтировать необязательно – нужно лишь отсоединить от него провода.
При демонтаже силового агрегата вместо операций по снятию коробки передач необходимо выполнить следующие работы.
Снимаем приводы передних колес (см. «Снятие приводов передних колес») и подрамник (см. «Снятие подрамника»).
Отсоединяем трос привода выключения сцепления от вилки механизма выключения сцепления и кронштейна на коробке передач (см.«Замена троса привода выключения сцепления»). Отсоединяем тягу управления коробкой передач от штока механизма переключения передач (см. «Снятие тяги управления коробкой передач»). Отсоединяем «массовые» провода и жгут проводов от коробки передач (см. «Снятие коробки передач»). Снимаем датчик скорости (см. «Снятие датчика скорости»). Отсоединяем колодку проводов от выключателя света заднего хода (см. «Снятие выключателя света заднего хода»).
Устанавливаем под двигатель и коробку передач регулируемые упоры или прочный стол. Снимаем правую опору силового агрегата (см. «Замена опор силового агрегата»).
Отворачиваем гайку крепления левой опоры силового агрегата к кронштейну опоры (см. «Снятие коробки передач»).
Поднимая автомобиль на подъемнике или опуская силовой агрегат на регулируемых упорах, выводим шпильку кронштейна левой опоры из отверстия в подушке опоры.
Снимаем силовой агрегат.
Устанавливаем двигатель или силовой агрегат на автомобиль в обратной последовательности.
Снятие силового агрегата двигателя K7J или К7М
Моменты затяжки | |
Болты крепления подрамника | 105 Нм |
Болт крепления тяги привода переключения передач к коробке передач | 27,5 Нм |
Болт крепления тяги привода переключения передач к рычагу переключения передач | 27,5 Нм |
Болты крепления фланца защитного чехла внутреннего шарнира приводного вала на коробке передач | 25 Нм |
Болты крепления рулевого механизма к подрамнику | 105 Нм |
Верхние болты крепления соединительных тяг подрамника | 21 Нм |
Болты крепления амортизаторной стойки к поворотному кулаку | 105 Нм |
Гайки крепления пальцев шаровых шарниров наконечников рулевых тяг | 37 Нм |
Болты крепления плавающих скоб тормозных механизмов | 105 Нм |
Болты крепления «массовых» шин на коробке передач | 21 Нм |
Болт крепления трубопровод а низкого давления гидроусилителя рулевого управления на подрамнике | 21 Нм |
Болты крепления трубопроводов гидроусилителя рулевого управления на опоре коробки передач | 21 Нм |
Болты крепления трубопроводов гидроусилителя рулевого управления на коробке передач | 21 Нм |
Болт крепления трубки низкого давления гидроусилителя рулевого управления на блоке цилиндров | 21 Нм |
Гайки крепления ступицы | 280 Нм |
Примечание:
Снятие двигателя в сборе с коробкой передач происходит только при снятии двигателя в сборе с коробкой передач, с валами привода колес, с поворотными кулаками и с подрамником.
• Установите автомобиль на двухстоечный подъемник.
Важное замечание! При проведении этой операции необходимо закрепить автомобиль на подъемнике ремнем, чтобы предотвратить нарушение равновесия автомобиля.
• Слейте хладагент из холодильного контура.
– патрубок забора воздуха,
– правую опору маятниковой подвески,
– корпус воздушного фильтра,
– блок дроссельной заслонки,
– поддон аккумуляторной батареи,
– ЭБУ системы впрыска.
• Вытащите предохранители и реле жгута проводов двигателя из держателей в блоке реле и предохранителей в моторном отсеке.
• Извлеките жгут проводов двигателя из крепления на полке под аккумуляторную батарею.
• Уложите жгут проводов с предохранителями и реле на двигатель.
– гайки ступиц с помощью приспособления (Rou. 604-01),
– внутренние накладки (1),
– боковые грязезащитные щитки (2).
– моторное масло, если это необходимо,
– масло из коробки передач, если это необходимо,
Модели с механическим рулевым управлением и системой отопления и вентиляции салона
• Отсоедините колодку проводов (3) от электровентилятора системы охлаждения двигателя.
• Отсоедините жгут проводов электровентилятора системы охлаждения двигателя (4).
Модели с рулевым управлением с усилителем и системой отопления и вентиляции салона
• Отсоедините колодку проводов (5) от электровентилятора системы охлаждения двигателя.
• Отсоедините жгут проводов электровентилятора системы охлаждения двигателя (6).
• Отсоедините колодку проводов (7) от датчика давления в системе гидроусилителя рулевого управления.
• Снимите болты крепления трубопроводов:
– гидроусилителя рулевого управления:
– на верхней части подрамника (8)
– на многофункциональном кронштейне,
– на задней стенке блока цилиндров.
– шланг низкого давления о т насоса гидроусилителя рулевого управления и слейте рабочую жидкость из контура,
– трубопровод высокого давления с насоса гидроусилителя рулевого управления,
– трубопровод высокого давления от рулевого механизма.
• Снимите трубопровод высокого давления гидроусилителя рулевого управления.
Модели с механическим рулевым управлением и системой кондиционирования воздуха
• Отсоедините колодки проводов (9) от электровентилятора системы охлаждения двигателя.
• Разъедините разъем (10) датчик давления хладагента.
• Отсоедините штуцеры трубопроводов кондиционера от компрессора.
Внимание!
Чтобы предотвратить попадание влаги в контур, обязательно заглушите отверстия трубопроводов и компрессора пробками.
Модели с рулевым управлением с усилителем и модели с системой кондиционирования воздуха
• Отсоедините колодки проводов (11) от электровентилятора системы охлаждения двигателя.
• Отсоедините колодку проводов (12) от датчика давления в системе гидроусилителя рулевого управления.
• Снимите болты крепления трубопроводов:
– гидроусилителя рулевого управления,
– на верхней части подрамника (13),
– на многофункциональном кронштейне,
– на задней стенке блока цилиндров.
– шланг низкого давления от насоса гидроусилителя рулевого управления и слейте рабочую жидкость из контура
– трубопровод высокого давления с насоса гидроусилителя рулевого управления,
– трубопровод высокого давления от рулевого механизма.
• Снимите трубопровод высокого давления гидроусилителя рулевого управления.
• Разъедините разъем (14) датчик давления хладагента.
• Отсоедините штуцеры трубопроводов кондиционера от компрессора.
Внимание!
Чтобы предотвратить попадание влаги в контур, обязательно заглушите отверстия трубопроводов и компрессора пробками.
– шаровой наконечник (15) троса привода от блока дроссельной заслонки,
– стопор оболочки (16) троса привода дроссельной заслонки.
– колодка проводов от электромагнитного клапана продувки адсорбера,
– вакуумный шланг усилителя тормозов от впускного коллектора,
– шланг вентиляции картера (17) от впускного коллектора,
– подводящий топливопровод (18) от топливораспределительной рампы,
Примечание:
– Примите меры по предотвращению выброса бензина при отсоединении топливопроводов.
– Эта операция выполняется в защитных перчатках.
• Отсоедините шланги системы охлаждения (19).
• Выньте шланги системы охлаждения (20) из держателя.
• Отверните болт (21) крепления «массовой» шины на коробке передач.
– болты крепления направляющих колодок (22) и подвяжите направляющие колодок в сборе со скобами и тормозными колодками камортизаторным стойкам,
– шаровые шарниры наконечников рулевых тяг (23) с помощью приспособления (Tav. 476).
– болты (24) крепления амортизаторных стоек к поворотным кулакам,
– болты (25) верхнего крепления соединительных тяг подрамника.
– два болта крепления рулевого механизма.
• Закрепите рулевой механизм на кузове.
Модели с коробкой передач JH1 или JH3
– трос привода сцепления от вилки выключения сцепления (26),
– трос привода сцепления от стопора оболочки троса (27).
• Извлеките защитный резиновый чехол (28) рычага переключения передач на коробке передач.
• Отверните болт (29) крепления вилки привода переключения передач.
• Закрепите тягу привода переключения передач на кузове.
• Снимите заднюю опору маятниковой подвески.
• Снимите каталитический нейтрализатор.
• Установите приспособление для поддержания двигателя (Mot. 1453) со страховочным ремнем и используйте в качестве точки крепления подъёмную проушину со стороны привода ГРМ.
• Снимите правый узел маятниковой подвески.
• Зафиксируйте двигатель на правой стороне подрамника:
– установите резиновую прокладку (32) между подрамником и кронштейном насоса гидроусилителя рулевого управления в передней части двигателя,
– установите приспособление (Mot. 1159-03) между подрамником и блоком цилиндров в задней части двигателя (33),
– опустите двигатель, чтобы зафиксировать его на правой части подрамника.
• Установите приспособление для поддержания двигателя (Mot. 1453) со страховочным ремнем и используйте в качестве точки крепления подъемную проушину со стороны маховика.
• Отверните гайку левой опоры маятниковой подвески.
• Отверните гайку (34) крепления верхнего кожуха на сайлент-блоке коробки передач.
• Бронзовой выколоткой выбейте шпильку крепления коробки передач, чтобы отделить двигатель и коробку передач в сборе от кузова.
• Снимите опору коробки передач, отвернув гайки (35).
• Зафиксируйте коробку передач на левой части подрамника:
– установите резиновую прокладку под коробку передач (36),
– опустите коробку передач, чтобы закрепить ее на левой части подрамника.
• Установите приспособление (Mot. 1390) под подрамник.
• Опустите автомобиль до уровня четырех опорных лап приспособления (Mot. 1390).
• Отрегулируйте положение опорных . лап для обеспечения устойчивости
подрамника на приспособлении (Mot. 1390).
• Подведите опорные лапы под подрамник до касания с ним в точках (37).
• Отверните болты крепления подрамника.
• Поднимите автомобиль, чтобы отделить двигатель в сборе с коробкой передач от кузова.
Примечание:
– Убедитесь, что ничто не мешает извлечению двигателя в сборе с коробкой передач из кузова.
– При выполнении работ, требующих отсоединения двигателя в сборе с коробкой передач от подрамника, необходимо предварительно отметить положение (Mot. 1159-03) и коробки передач относительно подрамника.
• Вставьте два резьбовых стержня приспособления (Tav. 1747) в передние отверстия для крепления подрамника для выравнивания подрамника при установке двигателя и коробки передач в сборе.
• Заверните болты крепления подрамника.
• Затяните требуемым моментом болты крепления подрамника (105 Нм).
• Используйте приспособление (Mot. 1453) для установки на место опоры маятниковой подвески двигателя в сборе с коробкой передач.
– правую опору маятниковой подвески,
– левую опору маятниковой подвески.
– диагностический прибор (Mot. 1159-03).
Модели с коробкой передач JH1 или JH3
• Нанесите смазку MOLYKOTE 33 на болты крепления тяги привода переключения передач.
• Остановите тягу выбора и переключения передач.
• Затяните требуемым моментом:
– болт крепления тяги привода переключения передач к коробке передач (27,5 Нм),
– болт крепления тяги привода переключения передач к рычагу переключения передач (27, 5 Нм),
• Установите резиновый чехол на рычаг привода переключения передач.
• Установите трос привода сцепления.
Модели с рулевым управлением с усилителем
• Установите трубку низкого давления гидроусилителя рулевого управления.
– вал привода левого переднего колеса с о стороны коробки передач,
– болты крепления защитного чехла внутреннего шарнира вала привода колеса на коробке передач,
• Затяните требуемым моментом болты крепления фланца защитного чехла внутреннего шарнира приводного вала на коробке передач (25 Нм)”
• Нанесите состав LOCTITE FRENBLOC на резьбу болтов крепления направляющих пальцев скоб тормозов.
– два болта крепления рулевого механизма,
– тепловую защиту рулевого механизма,
– болты верхнего крепления соединительных тяг подрамника,
болты крепления амортизаторной стойки к поворотному кулаку,
– шаровые шарниры наконечников рулевых тяг,
• Затяните требуемым моментом:
– болты крепления рулевого механизма к подрамнику (105 Нм),
– верхние болты крепления соединительных тяг подрамника (21 Нм), болты крепления амортизаторной стойки к поворотному кулаку (105 Нм),
– гайки крепления пальцев шаровых шарниров наконечников рулевых тяг (37 Нм),
– болты крепления плавающих скоб тормозных механизмов (105 Нм).
• Установите «массовые» шины на коробке передач.
• Затяните требуемым моментом болты крепления «массовых» шин на коробке передач (21 Нм).
• Установите каталитический нейтрализатор.
• Установите заднюю опору маятниковой подвески.
Модели с рулевым управлением с усилителем
• Установите болт крепления трубопровода низкого давления гидроусилителя рулевого управления в верхней части подрамника.
• Затяните требуемым моментом болт крепления трубопровода низкого давления гидроусилителя рулевого управления на подрамнике (21 Нм).
• Заверните болты крепления трубопроводов гидроусилителя рулевого управления:
– на опоре коробки передач,
• Затяните требуемым моментом:
– болты крепления трубопроводов гидроусилителя рулевого управления на опоре коробки передач (21 Нм),
– болты крепления трубопроводов гидроусилителя рулевого управления на коробке передач (21 Нм).
– трубопровод низкого давления к насооу гидроусилителя рулевого управления с помощью приспособления, или (Mot. 1448),
– трубопровод низкого давления к бачку с рабочей жидкостью.
• Затяните требуемым моментом болт крепления трубки низкого давления гидроусилителя рулевого управления на блоке цилиндров (21 Нм).
• Присоедините разъем датчика давления в системе гидроусилителя рулевого управления.
• Подсоедините шланги системы охлаждения двигателя с новыми хомутами к:
– патрубок подвода охлаждающей жидкости,
– радиатор системы охлаждения двигателя.
– вакуумную трубку к впускному коллектору,
– колодки проводов от электровентилятора системы охлаждения двигателя.
– залейте масло в двигатель,
– заправку маслом коробки передач,
– заправку жидкостью системы охлаждения.
• Соедините разъем датчика давления хладагента.
• Установите гайки ступиц с помощью приспособления (Rou. 604-01).
• Затяните требуемым моментом гайки крепления ступицы (280 Нм).
– боковые грязезащитные щитки.
– ЭБУ системы впрыска.
– держатели предохранителей и колодки реле на панели,
– крышку блока предохранителей и реле.
• Вставьте жгут проводов двигателя в крепление на полке под аккумуляторную батарею.
• Установите корпус воздушного фильтра.
– поддон аккумуляторной батареи,
• Удалите воздух из системы охлаждения двигателя.
Модели с рулевым управлением с усилителем
• Заправьте рабочей жидкостью систему гидроусилителя рулевого управления.
• Сначала остановите двигатель и удалите воздух из системы гидроусилителя рулевого управления, поворачивая рулевое колесо из левого крайнего положения в правое.
• Запустите двигатель и удалите воздух из системы гидроусилителя рулевого управления, поворачивая рулевое колесо из левого крайнего положения в правое.
• Доведите до нормы уровень рабочей жидкости в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления.
• Убедитесь в отсутствии подтекания топлива.
Сборка двигателя K7J
Установка поршневых пальцев
Поршневые пальцы плотно запрессовываются в верхние головки шатунов и имеют плавающую посадку в поршнях. Для запрессовки поршневых пальцев используйте комплект приспособлений Mot. 574-22, содержащий:
– подставку для поршня (S);
– оправки для извлечения пальцев.(1);
– установочные стерхни (А) с центрирующими приспособлениями (С);
– кольцо В18 и призму V18 из комплекта Mot. 574-23.
– состояние шатунов (они могут быть скручены и погнуты);
– поверхности контакта между вкладышами и шатунами (при наличии заусенцев удалите их хонинговальным бруском, чтобы обеспечить правильную посадку вкладыша).
Для нагрева шатунов используйте нагревательную плиту мощностью 1500 Вт.
Уложите верхние головки шатунов на нагревательную плиту.
Обеспечьте плотное прилегание поверхности верхней головки шатуна к плите.
Для контроля за температурой нагрева шатунов положите на верхнюю головку каждого шатуна на участке (а) небольшой кусочек оловянного припоя с температурой плавления приблизительно 250°С.
Подготовка поршневых пальцев
Убедитесь, что поршневые пальцы свободно входят в соответствующие новые поршни. Используйте центрирующее приспособление С13 и установочный стержень А13.
Установите поршневой палец (Е) на установочный стержень (А), вверните центрирующее приспособление (С) до упора и затем отверните его обратно на 1/4 оборота.
Сборка шатуна с поршнем
На днищах поршней нанесены метки “Vt” (тип 1) или “Л” (тип 2), указывающие направление в сторону маховика.
При сборке поршня с шатуном следуйте приведенным ниже инструкциям:
– установите на подставку кольцо В18 и призму V18, наложите на них поршень и закрепите его имеющимся зажимом;
– удостоверьтесь, что отверстия для пальца в поршне точно совпадают с отверстием в кольце В18.
Нагревайте верхние головки шатунов, пока не расплавится припой.
Смажьте моторным маслом центрирующее приспособление и поршневой палец. Вставьте поршневой палец в поршень на подставке и убедитесь, что он свободно перемещается в осевом направлении и при необходимости восстановите соосность отверстий.
Ориентация поршня относительно шатуна
1. Цилиндры 1 и 2:
– Поршень должен быть установлен на подставке так, чтобы стрелка, выгравированная на его днище (тип 1) или метка “А” (тип 2), была направлена вверх и находилась справа от вертикальной средней плоскости поршня, а выступ (2) на днище поршня располагался внизу и слева от этой плоскости.
– Установите шатун так, чтобы стопорной выступ (3) вкладыша шатунного подшипника находился внизу и справа от вертикальной средней плоскости поршня.
2. Цилиндры 3 и 4:
– Поршень должен быть установлен на подставке так, чтобы стрелка, выгравированная на его днище (тип 1) или метка “Л” (тип 2), была направлена вверх и находилась справа от вертикальной средней плоскости поршня, а выступ (2) на днище поршня располагался сверху и слева от этой плоскости.
– Установите шатун так, чтобы стопорной выступ (3) вкладыша шатунного подшипника находился внизу и справа от вертикальной средней плоскости поршня.
Последующие операции следует выполнять как можно быстрее, чтобы избежать охлаждения шатуна. 3. Когда температура припоя достигнет точки плавления (припой превратится в каплю):
– сотрите каплю припоя;
– вставьте в поршень центрирующее приспособление;
– вставьте шатун в поршень;
– как можно быстрее вставьте поршневой палец до упора центрирующего приспособления в подставку.
4. Убедитесь, что поршневой палец остается внутри поршня во всех положениях шатуна в поршне.
– вкладыши без канавок в гнезда коренных 1, 3 и 5 и вкладыши с канавками в гнезда подшипников 2 и 4;
– боковые регулировочные полукольца коленчатого вала в гнездо коренного подшипника 3 (канавками в сторону коленчатого вала);
2. Смажьте коренные и шатунные шейки вала моторным маслом.
3. Поставьте на место крышки коренных подшипников (они помечены цифрами с 1 до 5 и эти цифры должны находиться на стороне впуска).
Ключом с головкой Тогх 14 мм предварительно затяните болты крышек подшипников с моментом 25 Нм и затем доверните на угол 47 ± 5°.
Примечание : Не забудьте нанести на участки (А) крышки коренного подшипника № 1 тонкий слой герметика RHODORSEAL 5661.
4. Проверьте осевой зазор коленчатого вала. Он должен быть в пределах 0,045 – 0,252 мм при отсутствии износа и в пределах 0,045 – 0,852 при наличии износа.
Установка поршневых колец
Поршневые кольца, установленные на заводе, должны свободно перемещаться в своих поршневых канавках.
Они должны быть установлены правильно по их
1. Ориентируйте кольца на поршне, как показано на рисунке:
2. Вставьте подобранные поршни с шатунами в блок цилиндров, следя за тем, чтобы расположение и направление поршней были правильными. – Цилиндры 1 и 2:
Поршни должны быть установлены так, чтобы метка “VT” (тип 1) или метка “А” (тип 2) указывала в сторону маховика, а выступ (8) на днище поршня находился справа от оси (9).
Поршни должны быть установлены так, чтобы метка “VT” (тип 1) или метка “Л” (тип 2) указывала в сторону маховика, а выступ (8) на днище поршня находился слева от оси (10).
3. Затяните гайки болтов крышек шатунов с моментом 10 Нм и затем подтяните с моментом 43 Нм.
– масляный насос (момент затяжки болтов крепления масляного насоса 22 – 27 Нм);
– крышку сальника коленчатого вала. Для уплотнения используйте герметик LOCTITE 518. Герметик должен быть нанесен, как показано на рисунке ниже, слоем (В) толщиной 0,6 -1,0 мм;
– сальники коленчатого вала, смазав маслом их рабочие кромки и наружную поверхность. Для установки сальника со стороны маховика используйте приспособление Mot. 1129-01.
Для установки сальника со стороны привода распределительного вала используйте приспособление Mot. 1385.
5. Установите промежуточное кольцо, которое следует перевернуть на другую сторону, если на нем остались следы от старого сальника.
6. Установите на место маховик.
Болты крепления маховика необходимо заменить новыми и затянуть их с моментом 50 – 55 Нм. Затяжку производите, чередуя болты по диагонали.
7. Установите водяной насос, уплотнив его посадочную поверхность герметиком LOCTITE 518. Герметик должен быть нанесен, как показано на рисунке ниже, полосой (С) толщиной 0,6 -1,0 мм.
– зубчатый шкив коленчатого вала;
– поддон картера. Для уплотнения его посадочной поверхности используйте герметик RHODORSEAL 5661. Ширина полосы герметика (D) должна быть 3 мм.
Примечание : Не забудьте установить новые сальники вместо двух старых сальников на обоих концах поддона картера.
Установка головки блока цилиндров
Способ затяжки болтов крепления головки блока цилиндров.
После снятия головки блока цилиндров старые болты крепления головки во всех случаях должны заменяться новыми.
Смажьте резьбу болтов и поверхность под их головками моторным маслом.
Предварительная осадка прокладки
Затяните болты головки с моментом 20 Нм, после чего доверните на угол 100 ± 6° в указанной ниже последовательности:
– затяните болты 1 и 2;
– затяните болты 3,4, 5 и 6;
– затяните болты 7, 8 , 9 и 10.
Для осадки прокладки необходимо выждать 3 минуты.
Окончательная затяжка болтов головки
1. Отпустите болты 1 и 2, после чего снова затяните их с моментом 20 Нм и доверните на угол 110 ± 6°.
2. Отпустите болты 3, 4, 5 и 6, после чего снова затяните их с моментом 20 Нм и доверните на угол 110 ±6°.
3. Отпустите болты 7, 8, 9 и 10, после чего снова затяните их с моментом 20 Нм и доверните на угол 110 ±6°.
Подтяжка болтов крепления головки блока цилиндров в процессе эксплуатации не требуется.
4. Установите: – ось коромысел так, чтобы она была обращена меткой (1) в сторону привода механизма газораспределения. При этом болты (А) размером М8х100 и М8х28,7 мм должны входить в отверстия (В);
– болты (2) крепления оси коромысел и затяните их с моментом 23 Нм. Не забывайте смазывать резьбу и поверхность под головкой болтов моторным маслом;
– крышку головки блока цилиндров, не производя затяжку ее крепежных болтов, так как это облегчит установку фаз газораспределения.
Установка ремня привода механизма газораспределения
А – Датчик, В – Индикатор, С – Соединительный провод, D – Калибровочная пружина.
1. Принцип действия прибора для измерения натяжения ремня.
Датчик позволяет обеспечить постоянную величину прогиба ремня, что достигается регулировочной ручкой (1), нажимным устройством (2) и наружными кронштейнами (3).
Сила реакции ремня измеряется устройством (4), оснащенным тензодатчиками. Деформация датчиков приводит к изменению их электрического сопротивления, которое затем преобразуется и индицируется в единицах SEEM (US).
2. Калибровка прибора для измерения натяжения ремня.
Прибор отрегулирован на заводе изготовителя, однако его калибровочные величины необходимо проверять каждые шесть месяцев.
3. Процедура установки нуля:
– Включите прибор (выключателем Е) с полностью ввернутой регулировочной ручкой (1).
– Если индикатор показывает О, следовательно прибор откалиброван правильно.
– При полном отсутствии индикации, проверьте степень заряженности аккумулятора (9 В).
– В случае индикации какой-либо другой величины, кроме нуля, вращением регулировочного винта (F) настройте индикатор на 0.
4. Проверка калибровки прибора.
– Включите прибор (выключателем Е).
– Установите упругую калибровочную пружину (Z) на датчик прибора, как показано на рисунке. Контрольные величины отштампованы на пружине сверху: (А) – минимальная величина, (В) – максимальная величина.
– Затяните регулировочную ручку (1) до положения после третьего щелчка.
При этом индикатор должен показывать величину X, находящуюся в пределах А и В (А ^ X Примечание : Возможно потребуется провести несколько предварительных проверок, прежде чем будет достигнута правильная величина. В случае постоянного получения неправильных величин за дополнительной информацией обратитесь в местный Главный офис послепродажного обслуживания фирмы.
Примечание : Комплект каждого прибора содержит собственную калибровочную пружину. Не заменяйте ее на калибровочную пружину от другого прибора.
1 – Ручка с накаткой (нажимное устройство), А – Контрольная величина на калибровочной пружине, В – Контрольная величина на калибровочной пружине, Z – Калибровочная пружина.
5. Установка фаз газораспределения. На гладкой стороне ремня изображена стрелка, показывающая направление его движения. Там же имеются две метки для установки фаз газораспределения.
– Совместите метки (N) на ремне с метками на зубчатых шкивах (L) и крышках (М).
– Пропустите ремень в правильном направлении и наденьте его на зубчатый шкив коленчатого вала.
– Установите на ремень датчик прибора Mot. 1273.
– Поверните ручку прибора на три ее щелчка.
– Натягивайте ремень приспособлением Mot. 1135-01 пока прибор Mot. 1273 не покажет требуемую величину.
Нормальное натяжение ремня по этому прибору должно быть 30 единиц SEEM.
– Затяните натяжитель, проверьте и окончательно отрегулируйте величину натяжения.
Для этого проверните коленчатый вал не менее чем на три оборота.
(1) – направление затяжки натяжителя.
– Удостоверьтесь, что величина натяжения ремня остается в допустимых пределах отклонения (± 10%).
В противном случае повторите процедуру регулировки натяжения.
Примечание : Снятый ремень повторному использованию не подлежит.
– Затяните гайку натяжителя (О) с моментом 50 Нм. Затяжка гайки натяжителя с моментом 50 Нм необходима во избежание ее возможного последующего отворачивания, что может привести к повреждению двигателя.
Регулировка зазора в механизме привода клапанов
Нормальная величина зазора на холодном двигателе:
Впускные клапаны. 0,10 – 0,15 мм
Без замены клапанов. 0,25 – 0,30 мм
При установке новых клапанов. 0,20 – 0,25 мм
Таблица. Регулировка зазора методом “качания”.
Регулировка зазора по методу “полного открытия выпускного клапана”
1. Установите выпускной клапан цилиндра № 1 в положение полного открытия и отрегулируйте зазор впускного клапана цилиндра № 3 и выпускного клапана цилиндра № 4.
2. Проделайте ту же операцию на других цилиндрах, руководствуясь приведенной ниже таблицей.
Выпускной клапан в положении полного открытия
Регулируемый впускной клапан
Регулируемый выпускной клапан
3. Установите на место:
– крышку головки блока цилиндров с новой прокладкой;
– кронштейн катушек зажигания;
– провода свечей зажигания и их держатель;
– крышку привода распределительного вала;
– шкив коленчатого вала (затяните болт крепления шкива с моментом 20 Нм, после чего доверните на угол 68 ± 6°);
– датчик давления масла;
– кронштейн подвески двигателя;
– впускной трубопровод (затяните с моментом 25 Нм);
– ремень привода генератора.
Процедура натяжения ремня привода навесных агрегатов
Примечание : Натяжение производят на холодном двигателе (при температуре окружающей среды). 1. Ремень привода навесных агрегатов (модели с кондиционером).
Схема привода генератора, кондиционера и насоса усилителя рулевого управления. А – Шкив коленчатого вала, В – Шкив компрессора кондиоционера, С – Шкив генератора переменного тока, D – Шкив насоса усилителя рулевого управления, Е – Обводной ролик, Т – Натяжной ролик.
Детали привода генератора, кондиционера и насоса усилителя рулевого управления. 1 – Обводной ролик, 2 – Ремень привода навесных агрегатов, 3 – Шкив насоса усилителя рулевого управления, 4 – Насос усилителя рулевого управления, 5 – Шкив коленчатого вала, 6 – Натяжной ролик, 7 – Компрессор кондиционера, 8 – Генератор.
– Чтобы надеть ремень, поверни т е гаечный ключ влево.
– Заблокируйте натяжной ролик, используя для этого 6-мм шестигранный торцевой ключ (1).
Примечание : Проверьте, что внутренний ручей (1) шкивов остается свободным при установке ремня.
2. Ремень привода навесных агрегатов (модели без кондиционера).
Схема привода генератора и насоса усилителя рулевого управления. А – Шкив коленчатого вала, В – Шкив насоса усилителя рулевого управления, С – Шкив генератора переменного тока, Т – Натяжной ролик, -> – Точка проверки натяжения ремня.
Детали привода генератора и насоса усилителя рулевого управления (модели без кондиционера). 1 – Ремень привода навесных агрегатов, 2 – Шкив коленчатого вала, 3 – Насос усилителя рулевого управления, 4 – Шкив насоса усилителя рулевого управления, 5 – Промежуточный шкив (модели без усилителя рулевого управления) 6 – Генератор, 7 – Натяжной ролик, 8 – Стопорная гайка, 9 – Регулировочный болт.
– Приводной ремень натягивается с помощью регулировочного болта (1) (при этом нужно ослабить затяжку двух болтов крепления натяжного ролика) с последующей затяжкой стопорной гайки (2).
– Затяните болты крепления автоматического натяжного ролика. Примечание : Ремень привода навесных агрегатов имеет пять клиньев, а шкив генератора и шкив насоса усилителя механизма рулевого управления выполнены 6-ручьевыми; поэтому при установке приводного ремня обязательно нужно оставлять свободным внешний ручей шкивов (Е).
3. Для правильной установки ремня навесных агрегатов на шкивах, проверните коленчатый вал двигателя на два оборота.
4. Убедитесь, что натяжение ремня остается при этом в допустимых пределах. В противном случае, повторите процедуру регулировки.
Примечание : Снятый ремень повторному использованию не подлежит. 5. Установите:
– трубопровод системы охлаждения с новым уплотнительным кольцом;
– выпускной коллектор (момент затяжки крепления 25 Нм);
– тепловой экран (момент затяжки крепежной гайки 20 Нм).