Путеводная нить. Что лучше: штатная навигация или простой смартфон?
Навигационные системы в автомобилях прошли через две крупные трансформации. Сначала под влиянием систем мониторинга дорожных заторов крупные производители стали внедрять в автомобильные устройства похожие сервисы. Работали они через радиочастоты и сильно запаздывали по сравнению с обычными мобильными телефонами, которые могли эксплуатировать гораздо более совершенные каналы связи. Смартфоны позволяли закачивать информацию о пробках в гораздо большем объеме, из-за чего мобильное устройство могло предложить более быстрый маршрут. В итоге водители стали замечать, что выключали экран в своем автомобиле и начинали пользоваться бесплатными картами.
Разработчики мультимедийных устройств, чтобы как-то сравниться телефонными навигаторами по скорости, стали внедрять в бортовые штатные системы SIM-карты, которые могли скачивать данные с центральных навигационных сервисов. Однако за связь приходилось платить, а получаемые данные вновь отличались по достоверности от обычных бесплатных карт, и смартфоны не переставали пользоваться популярностью.
В итоге автопроизводители договорились с популярными сервисами, и на бортовых экранах появились привычные карты. Посмотрим, насколько они эффективны?
Работа от телефона
KIA Sportage получил новую мультимедийную систему в ходе небольшого рестайлинга. Во внешности изменений нет, но зато добавилось новое оборудование.
Под капотом машины стоит 2,0-литровый бензиновый 150-сильный атмосферный мотор 2.0 MPI, который давно знаком ценителям KIA. Вместе с ним поставляется 6-ступенчатый гидромеханический автомат и полноприводная трансмиссия, построенная на основе электрогидравлической многодисковой муфты Dynamax концерна Magna в задней оси. Эта трансмиссия вполне прижилась на кроссоверах KIA.
Но сейчас речь об информационно-развлекательной системе с 8-дюймовым дисплеем и с поддержкой привычных мобильных карт из смартфона. Такие же устройства теперь ставятся на многие автомобили разных марок. Есть она на Nissan, а также на Renault. Теперь такое же программное обеспечение получил и Sportage в комплектациях от Luxe Plus и выше. Эта «голова» доступна только в топовых комплектациях и рассматривается маркетологами как премиальная опция. Посмотрим, стоит ли за нее переплачивать.
Чтобы оценить систему, проще всего взять обычный смартфон с бесплатными картами и выбрать на нем, а также на штатной магнитоле одинаковые цели. Посмотрим, какой они проложат путь и как поведут себя в течение поездки. Правда, для этого надо подключить отдельный телефон с выходом в интернет по Wi-Fi в качестве точки доступа.
Так и поступаем. Цель находится на противоположном конце Москвы. Поедем с юга на север — из Подольска в Мытищи. Сначала обе навигации рассчитывают одинаковый маршрут и показывают одинаковое время.
Кто быстрее качает?
Стартуем, и в процессе езды видно, как маленький навигатор в телефоне все время старается обновить информацию, подкачивает данные, следит за пробками. Головное устройство KIA немного подтормаживает, но в целом не отстает от мобильника.
Перемещаться на Sportage по городу удобно. Руль легко вращается в руках. Вместо 2,8 оборота от упора до упора на старом кроссовере теперь он делает 2,7. Хотя в баранке и присутствует лишняя электронная искусственность. Порой обратная связь с дорогой совсем не чувствуется, что расстраивает.
Но вдруг смартфон изменил маршрут и требует готовиться к повороту, в то время как штатная навигация настоятельно требует ехать прямо. Пролистываю карты — и точно. По маршруту покраснение, и надо объезжать. Однако штатное головное устройство KIA затора не видит. То есть, несмотря на одинаковые оболочки, KIA рассуждает по-другому или не успевает подкачать нужные данные. Едем по навигации вперед. Смартфон «ругается», стараясь голосом развернуть водителя обратно, а потом успокаивается и пересчитывает маршрут. Дальше движемся в тишине. И действительно, вскоре темп движения замедляется и образуется затор. Приходится постоять минут десять перед светофором, и дорога вновь свободна.
Тайные тропы
Время от времени попадаются неглубокие ямы, которые еще не успели подлатать на второстепенных московских улицах. Подвеска хлопает по ним колесами, но пробоев нет, да и удары получаются мягкие и глухие. Шумоизоляция в Sportage отменная. Хотя подвеска стала жестче. Были усилены задние сайлент-блоки и рулевой механизм: ступичные подшипники инженеры сделали прочнее. В целом этот кроссовер может легко глотать асфальтовые ямы глубиной более 5 см, при этом не отклоняясь от траектории.
И вот — новый поворот, смартфон выбирает маршрут через небольшие проезды, заставляет обруливать скопления транспорта на больших магистралях. А в это время «мобильные» карты на KIA опять хандрят и не успевают скачивать обновленную информацию. Они ведут прямо через «Варшавку» и на ТТК. В общем, это надоедает, и приходится выключать штатную навигацию.
В чем же причина такой работы топовой системы KIA? Скорее всего, в отсутствии быстроты реакции. Кроме того, без поддержки она не работает и требует отдельный телефон с Wi-Fi, который бы передавал ей информацию. Да и по цене система дорога. Чтобы пользоваться ей, надо выбирать дорогие комплектации машины Luxe Plus и выше по цене от 1 724 900 рублей, в то время как за 1 629 900 рублей уже можно приобрести неплохую машину. В общем, сомнительное удовольствие. Зачем переплачивать почти 100 тысяч, если под рукой всегда есть смартфон с широким экраном, который не требует дополнительных трат? Да и карты на нем можно запустить любые.
Однако и у смартфона есть недостатки. Это мешающий при подзарядке провод и невозможность размещения на центральной консоли. Чтобы взгромоздить смартфон перед глазами, приходится пользоваться присоской с кронштейном, а это не всегда удобно.
Как правильно выбрать навигацию в Автопутешествие. Обзор лучших навигационных систем для авто
Выбираем правильно навигацию для своих автопутешествий.
Обзор навигационных систем для поездок на машине. Оптимальная навигация для города и для бизнеса. Навигация для междугородных и длинных трассовых поездок. Навигация для дальних автопутешествий. Специальные приложения для планирования и прокладки маршрута.
Смотрите самый подробный и полный обзор о том, как выбрать лучший навигатор. И обязательно поделитесь с друзьями автомобилистами.
P.S. Друзья, текстовый вариант я обязательно опубликую позже. Пока прошу посмотреть видео.
Комментарии 7
Хорошая подсказка ! (не все “дружат” с навигатором)
Уверен — кому то очень пригодится.
Саймон, как всегда — “всё в ёлку!”
Удачи !
Трассы-Яндекс;
Города-Дубльгис;
Бездорожье Османд + Советские военные карты.
По навигации, так уж сложилось, у меня получился такой набор:
1. Европейская часть РФ (федералки + города) => Навител + Яндекс + смышленый штурман
2. Европейская часть РФ (глухие места) + не РФ => Osmand + SASplanet (предварительная загрузка карт + спутника в домашних условиях) + смышленый штурман.
С чем Вам навител нравится? Карты обновляютя раз в квартал-полугодие и зачастую уже устаревшие.
Если знать где брать карты неофициальные, правда придется более старые версии программы использовать, то можно найти очень неплохие варианты карт. Я речь веду про глубинки — отдаленные места, лесные дороги.
Это конечно зависит от региона. Например в Томске есть проект rusnavi.org который объединяет несколько регионов. Так там вся Сибирь почти до домика в деревушке глухой прорисована. До сих пор занимаются этим делам и правят и добавляют. Но например Красноярск давно ушел из проекта и не делится инфой.
Раньше навител хорошо выручал, но их лицензионная политика просто жесть, давно ушел от них, но ломанными программами и самодельными картами иногда пользуюсь. Но повторюсь — в зависимости от региона, если вижу что есть свежие подробные карты.
А так полностью согласен с мнением большинства: город — 2гис и яндекс, трасса — Яндекс и сейчас 2гис (научили его строить меж городов маршруты), зарубеж — османд.
В свое время покупал лицензионный навител, но перестал пользоваться, когда он меня под кирпич завел на глазах у гибдд. А я ток права получил, не успел среагировать. Поэтому сейчас на трассе и в городе яндекс. В походах и трудно доступных местах гармин с картами osm, родные мне не нравятся.
mKuzmich123
С чем Вам навител нравится? Карты обновляютя раз в квартал-полугодие и зачастую уже устаревшие.
Федералки редко сильно меняются, Навител прост в обращении (у меня штурман на нем учился), на ура работает в оффлайне, чисто по сумме этих характеристик. Например сильно распиаренный Яндекс в том же оффлайне, ИМХО конечно, но полный шлак, Османд не сильно удобен в городах, опять же ИМХО.
У меня сложилась такая структура, меня и штурмана она устраивает, а в остальном дело вкуса.
Выбираем лампочки для фар: как не прогореть
Перегорела лампа? Не искушайте судьбу — немедленно купите новую!
Лампу нужного типа подобрать несложно, особенно если держишь в руках сгоревшую. Да и продавец всегда подскажет, если неохота изучать описания и каталоги. Советуем выбирать продукцию солидных компаний, которых не так много: Philips (и его бренд Narva), а также OSRAM и GE. Любопытно, что обычную лампочку купить практически невозможно — они часто идут только на конвейер. А на прилавках — самые разные лампы с «улучшениями».
Присмотритесь к этикеткам и надписям повнимательнее, чтобы не купить заведомо ненужное или негодное.
Как понять, сколько прослужит лампа, если ресурс (Life time) на упаковках обычно не указывается?
Срок службы галогеновых ламп со стандартным световым потоком — примерно 600 часов. Он во многом зависит от напряжения. Оптимальное — 13,2 В. Превышение этого значения всего на 5% аукается снижением срока службы на 40% (зато световой поток лампы увеличивается примерно на 18%).
Напротив, если напряжение ниже на 5%, срок службы вырастает аж на 60%, но при этом на 10% падает световой поток. Для сравнения: срок службы газоразрядных (ксеноновых) ламп — примерно 3000 часов, светодиодов (LED) — 10 000, а новейших органических светодиодов (OLED) — аж 30 000 часов.
Существуют «долгоиграющие» лампы — с более толстой нитью или, скажем, с особой смесью газов: добавляют ксенон или криптон для замедления испарения атомов вольфрама с нити накаливания. Но в любом случае между заявленным сроком службы и световым потоком, как правило, имеется взаимосвязь: лучше светишь — меньше живешь (снижение ресурса составляет 10–50%), и наоборот.
Производители порой идут на маленькие хитрости. К примеру, если на лампе написано, что она дает на 50% больше света и одновременно вдвое дольше живет, никакого обмана нет — просто фирма по умолчанию сравнивает новинку с лампами предыдущего поколения.
Должен ли на упаковке лампы присутствовать знак сертификации?
По российскому законодательству на упаковках автомобильных ламп должен стоять знак соответствия. Часто его помещают и на наклейки. А вот чего там точно не должно быть, так это надписей типа Not for use in Europe («Не использовать в Европе») или Offroad use only («Использовать только вне дорог общего пользования»). В обоих случаях речь о лампах, которые никто не сертифицировал по Правилам ЕЭК ООН (российский Техрегламент базируется на этих Правилах), а значит, нам с вами устанавливать их в автомобильные фары нельзя.
Возможна ли установка в фару вместо галогеновой лампы подходящей по разъему светодиодной?
Однозначно нет! Многочисленные восточные поделки, облепленные со всех сторон светодиодами, теоретически не могут ужиться с конструкцией фары, рассчитанной на конкретную лампу с определенным расположением нити накаливания. Плохо будет и вам, и окружающим. Единственным исключением является одна из ламп марки Philips, в которой мощный светодиод расположен так же, как нить накаливания в обычной лампе. Конструктивно она идеально впишется в фару под цоколи Н11, Н8 и Н16. Но использовать ее для головного освещения не разрешается. В противотуманках — пожалуйста. Однако у светодиодов есть одна неприятная особенность: поскольку у них более низкая рабочая температура, фары могут запотевать и обмерзать.
Обращать ли при выборе лампы внимание на надписи типа 2600 К?
Мы лучше всего видим и различаем предметы в яркий солнечный день. Так называемая дневная цветовая температура лежит между 4000 и 6500 К. Чем ближе по цветовой температуре свет искусственного источника к дневному, тем комфортнее это освещение: глаза меньше устают, водитель не так утомляется. Но подобные лампы неважно освещают дорогу в дождь и туман, ведь белый свет лучше отражается от капель. В такую погоду эффективнее лампы желтого свечения, с цветовой температурой менее 3000 К; их обычно устанавливают не в головные фары, а в противотуманные.
Для повышения цветовой температуры используются колбы синего цвета. К примеру, у ламп Philips DiamondVision она составляет 5000 К. Любопытно, что у некоторых лампочек верхнюю часть колбы делают цветной исключительно ради эстетики. Так, лампы Philips ColorVision подкрашивают стёкла фар в один из четырех популярных цветов, при этом пучок света абсолютно белый.
Имеет ли смысл вместо штатной лампы 60/55 Вт приобрести более мощную — 100/90 Вт?
Ни в коем случае. Штатная проводка серийного автомобиля не рассчитана на повышенные токи; эксперимент чреват пожаром. Подобная светотехника может использоваться разве что на машинах, специально подготовленных для соревнований.
Что означают надписи Beam Performance +60% или +50% Light? Каковы негативные последствия применения подобных ламп?
Такие надписи обещают, что при использовании этих ламп отдельные контрольные точки перед автомобилем будут освещены лучше, чем при использовании лампочек со стандартным световым потоком. Что до негатива, то все лампы с подобными заявленными эффектами обычно имеют меньший ресурс (Life time). И не забывайте, что за каждый обещанный «плюс» вам придется платить.
Может ли галогеновая лампа с пометкой intense white хenon effect («интенсивное белое ксеноновое свечение») светить как газоразрядная?
Эта формулировка на практике означает, что лампа дает чистый белый свет. Но настоящие газоразрядные лампы, обычно называемые ксеноновыми, светят значительно лучше галогеновых.
Выбор лампочек в машине для замены зависит от типа фар
Стоит ли покупать более дорогие автомобильные лампы с повышенной светоотдачей?
Замена лампочек – это самый дешевый способ улучшить освещение нашего автомобиля. Хорошие лампочки не только дают больше света, чем обычные лампочки, но и могут «омолодить» внешний вид автомобиля. Заменив лампочки, вы можете решить различные проблемы, например связанные с плохим освещением дороги или с частым перегоранием ламп .
- Чем эффективнее светит лампа, тем меньше ее срок службы
- Частое выгорание лампочек также является следствием высокого напряжения в автомобиле
- Прочные и хорошие лампы, которые дают синий, «ксеноновый» свет, предлагаются только самыми авторитетными производителями.
Чтобы правильно выбрать лампы для автомобильных фар, вам нужно знать их тип, а именно: какие лампы подходят для фар вашего автомобиля (лампы H4, H7 или другие).
Наиболее распространенными типами являются лампы H4 и H7. А вот когда-то популярные лампы H1 встречаются все реже и реже. В некоторых автомобилях используются немного более экзотические типы ламп, такие как HB3 или HB4, оснащенные патроном для лампы, чтобы облегчить установку источника освещения в ограниченном пространстве автомобильной фары.
Важно: в фару определенного типа можно устанавливать только предназначенные для нее лампочки и никакие другие! Например, в галогенную фару ни в коем случае нельзя устанавливать ксеноновые лампы. Во-первых, это нарушение действующего законодательства. А во-вторых, мощный свет ксеноновых ламп быстро выжжет покрытие отражателей фар.
Как правило, сегодня в одной автомобильной фаре устанавливается две лампы. Бывает так, что две лампы разных типов горят рядом друг с другом, например H7 и H1.
И как же узнать, какой тип лампы подходит нашей машине? Самый простой способ – снять перегоревшую (или все еще исправную) лампочку и проверить. Тип лампы отмечен на ее воротнике, хотя более опытные водители узнают лампу с первого взгляда, когда она снята с фары; все, что вам нужно сделать, это снять крышку фары и посмотреть на патрон лампы.
Наиболее распространенные типы лампочек:
Самые популярные виды лампочек
- H4 – лампа с двумя нитями накала, одна опора лампы для дальнего света и ближнего света. Имеет три электрических разъема. Антибликовое покрытие наносится на колбу лампы.
- H7 – в настоящее время самая популярная лампа накаливания с одним электрическим разъемом. Он поддерживает либо дальний, либо ближний свет. Две такие лампочки могут работать в одной фаре.
- H1 – все более редкий тип лампы с одной нитью. Она может работать с дальним или ближним светом. Отличается одним разъемом и удлиненной колбой.
- H3 – лампочка с одной нитью накала, чаще всего встречающаяся в противотуманных фарах. Характерная особенность: электрический разъем на кабеле.
- HB4, HB3 – улучшенные версии лампы H7, оснащенные пластиковым креплением и разъемом для подключения.
Какая лампа светит лучше?
Особенно авторитетные известные производители ламп предлагают лампы во многих модификациях, которые отличаются цветом излучаемого света и эффективностью. Такие лампы довольно сложно производить, что, конечно, сказывается на себестоимости. Дело в том, что характеристики ламп создаются производителями не произвольно. Обычно производство ламп регламентировано соответствующими стандартами. В Европе стандарт устанавливает для автомобильных ламп как геометрию нити накала, так и общее количество света, излучаемого с допустимым отклонением 10-15 процентов.
Например, предполагается, что нить накала фары ближнего света с лампой H4 излучает 1000 люмен плюс-минус 15%, а нить накала H7 составляет 1500 лм +/- 10%.
Но как тогда получается, что некоторые дорогие лампы, согласно декларациям производителей, дают «до 150 процентов» больше света на дороге?
Хитрость заключается в следующем: нить накала таких «крутых» ламп изготовлена из более тонкой проволоки, которая нагревается до более высокой температуры и излучает больше света, чем нить накала обычной лампы. Однако, чтобы не превышать допустимое общее излучение света, регламентированное стандартами, на фрагмент колбы лампочки помещают синий фильтр, который останавливает свет.
Дело в том, что фильтр улавливает свет в этом месте, которое потенциально наименее используется большинством отражателей или линз. В итоге там, где свет используется чаще всего, его может быть больше за счет более яркого свечения нити.
На практике все зависит от конструкции автомобильной фары и конфигурации отражателя. В некоторых отражателях дорогие лампы увеличенной эффективности реально дают лучшее качество освещения дороги, тогда как в других отражателях дорогие лампы лишь немного дают преимущества. Однако редко когда дорогие лампы, установленные в фару с отражателем, светят хуже, чем обычные лампы, рекомендованные автопроизводителем. К сожалению, есть в лампах увеличенной освещенности побочный эффект – это более короткий срок службы.
Устанавливать ли в машину дорогие лампы с повышенной светоотдачей?
Лампы накаливания с повышенной эффективностью имеют более яркую нить накала и (как правило) фильтр на осколке колбы
На дороге никогда не бывает слишком много света, но увеличение количества света не может быть сделано любой ценой. На практике главное – это долговечность автомобильных лампочек. Если в вашей машине вы меняете лампы раз в год или реже, вероятно, имеет смысл установить более дорогие лампы с увеличенной светоотдачей. Если же вы меняете обычные лампы каждые 2 месяца, тогда установка более дорогих ламп, возможно, нецелесообразна, поскольку тогда вы будете менять их раз в месяц. Это не имеет смысла.
Одним из основных факторов, влияющих на долговечность лампочек, является напряжение в электрической системе автомобиля. На заводе-изготовителе лампочки испытываются при напряжении 13,2 В, а в автомобиле реальное напряжение при движении составляет 13,8-14,4 В.
При увеличении напряжения всего на 5 процентов, как правило, срок службы лампы сокращается в два раза!
Поэтому если теоретический срок службы обычной лампы составляет 550 часов, а срок службы лампы с повышенной светоотдачей – 200 часов, то если на практике в вашем автомобиле напряжение в электросети составляет 14,4 В (это не является дефектом – это нельзя исправить, понизим напряжение!), обычная лампа проработает примерно 150 часов, а лампа с повышенной светоотдачей – всего 50-60 часов!
В этом случае автовладельцу стоит подумать об установке лампочек с увеличенным сроком службы (конечно, такие лампочки дают меньше света даже, чем стандартные лампочки), которые в теории светят 1500 часов, а на практике – как минимум 400.
Что это за Кельвины?
Лампочки с сильным синим фильтром дают очень мало света .
На упаковке лампочки все чаще обнаруживается информация о том, что лампы излучают свет в Кельвинах (К) – 3200, 3600 или даже 4000 Кельвинов. Означает ли это, что чем больше значение Кельвинов, тем больше света дает лампа? Ничего подобного!
Дело в том, что в Кельвинах описывается цветовая температура света – некоторые лампочки дают более желтый свет, тогда как другие дают более холодный синий свет. Проще говоря, чем больше Кельвинов, тем синее свет (тем ближе свет к «ксеноновому» освещению).
Конечно, повышенная цветовая температура лампочек может идти рука об руку с повышенной эффективностью, но . это не обязательно. Особенно это касается дешевых китайских ламп с темно-синим стеклом, которые излучают очень мало света.
Все просто: синий фильтр останавливает свет, фильтрует и поглощает его. В случае применения продуктов от известных брендов, которые выпускают качественные дорогие лампы, подобный фильтр не ухудшает качество света.
Виды автомобильных ламп
Автомобильная светотехника представляет собой набор устройств, которые монтируются внутри и по периметру автомобиля, и обеспечивает освещение дорожной поверхности в темное время суток, обозначение габаритов автомобиля, а также предупреждает о маневрах других участников движения. Первые автомобильные лампочки работали на керосине, затем появились революционные лампы накаливания Эдисона, современные источники света шагнули еще дальше. О видах автомобильных ламп мы и поговорим в этой статье далее.
- Стандарты автомобильных ламп
- Виды цоколей автоламп
- Софитный (S)
- Фланцевый (P)
- Бесцокольный (W)
- Штифтовой (B)
- Разновидности автомобильных лампочек по типу освещения
- Обычные лампы накаливания
- Галогенные
- Ксеноновые (газоразрядные)
- Светодиодные
- Можно ли устанавливать ксеноновые и светодиодные лампы в фары
Стандарты автомобильных ламп
Автомобильные лампы отличаются не только по типу, но и по цоколю. Знакомый нам резьбовой цоколь был предложен Эдисоном в 1880 году, с тех пор появилось множество вариантов. Существует три основных стандарта цоколей, встречающиеся на территории СНГ:
- Отечественный ГОСТ 17100-79/ГОСТ 2023.1-88.
- Европейский IEC-EN 60061-1.
- Американский ANSI.
Автомобильные лампы
Европейский стандарт более распространен и имеет свои символы, определяющие тип лампы и цоколь. Среди них:
- T – относится к мини-лампе (T4W).
- W (в начале обозначения) – безцокольная (W3W).
- W (в конце после цифры) – показывает мощность в ваттах (W5W).
- H – обозначение для галогенных ламп (H1, H6W, H4).
- С – софитная.
- Y – колба лампы оранжевого цвета (PY25W).
- R – колба 19 мм (R10W).
- P – колба 26,5 мм (P18W).
Отечественный стандарт имеет следующие обозначения:
- А – автомобильная лампа.
- МН – миниатюрная.
- С – софитная.
- КГ – кварцевая галогенная.
В обозначении отечественных ламп присутствуют цифры, которые указывают на различные параметры.
Например, АКГ 12-24+40. Первое число после букв показывает напряжение, после тире – мощность в ваттах, а «плюс» указывает на два тела накаливания, то есть, ближний и дальний свет с обозначением мощности. Зная эти обозначения, можно легко определить тип прибора и его параметры.
Виды цоколей автоламп
Тип соединения с патроном обычно указывается на корпусе. Существуют следующие виды цоколей, применяемых на автомобилях.
Софитный (S)
Софитные лампочки преимущественно используются для подсветки салона, номерных знаков, багажника или перчаточного ящика. Они расположены между подпружиненными контактами, что делает их похожими на предохранители. В маркировке обозначаются буквой S.
Фланцевый (P)
Цоколи данного типа обозначаются буквой P и применяются, главным образом, в фарах дальнего и ближнего света, где необходимо четкое положение спирали относительно корпуса. Также такие лампы называют фокусирующими.
Бесцокольный (W)
Лампы этого типа обозначаются буквой W. На приливах колбы формируются проволочные петельки и крепятся за счет упругости контактов, которые обхватывают эти петли. Такие лампочки вынимаются и монтируются без поворота. Как правило, это миниатюрный стандарт (T). Широко применяются в автомобилях и в гирляндах.
Штифтовой (B)
Лампы со штифтовым цоколем наиболее широко применяются в автомобилях. Такое соединение также называют байонетным, когда цоколь фиксируется в патроне через поворот.
Разновидности ламп в автомобиле
Разделяют также симметричное штифтовое соединение с обозначением BA и несимметричное штифтовое соединение (BAZ, BAY). Маленькой буквой в маркировке указывается количество контактов: p (5), q (4), t (3), d (2), s (1).
В следующей таблице указаны расположение автоламп, их тип и маркировка по цоколю.
Разновидности автомобильных лампочек по типу освещения
Кроме различия по типу соединения, автомобильные осветительные приборы различаются по типу освещения.
Обычные лампы накаливания
Такие лампочки широко применяются в быту. В качестве тела накала используется вольфрамовая или угольная нить. Чтобы вольфрам не окислялся, из колбы откачен воздух. При подаче электроэнергии нить разогревается до 2000К и обеспечивает свечение.
Выгоревший вольфрам может оседать на стенках колбы, снижая прозрачность. Нередко нить просто перегорает. КПД таких изделий на уровне 6-8%. Также из-за длины тела накала свет получается рассеянным и не дает нужной фокусировки. Ввиду этих и других недостатков обычные лампы накаливания уже не применяются в качестве основного источника света в автомобилях.
Галогенные
Галогенная лампа также работает по принципу накаливания, только в колбе находятся пары галогенов (буферный газ) – йод или бром. Это повышает температуру спирали до 3000К, а также увеличивает срок службы от 2000 до 4000 часов. Светоотдача составляет от 15 до 22 лм/Вт.
Галогенные лампы
Атомы вольфрама, выделяющиеся при работе, вступают в реакцию с остаточным кислородом и буферными газами, что исключает появления осадка на колбе. Цилиндрическая форма колбы и короткая спираль обеспечивает отличную фокусировку, поэтому такие изделия чаще всего применяются для головного света в автомобилях.
Ксеноновые (газоразрядные)
Это современный тип осветительных приборов. Источником света является электрическая дуга, образующаяся между двух вольфрамовых электродов, которые находятся в колбе, заполненной ксеноном. Чтобы повысить светоотдачу ксенон находится под давлением до 30 атмосфер. Цветовая температура излучения достигает 6200-8000К, поэтому для таких ламп нужны особые условия эксплуатации и обслуживания. Спектр ближе к дневному свету, но существуют также ртутно-ксеноновые световые приборы, которые дают голубоватый оттенок. Световой пучок не сфокусирован. Для этого применяются специальные отражатели, которые фокусируют свет в нужном направлении.
Такие приборы дают прекрасное свечение, но есть и свои недостатки в использовании. Прежде всего, автомобиль должен быть оборудован системой авторегулировки наклона пучка света и фароомывателями, чтобы не допустить ослепления встречных автомобилей. Также необходим блок розжига, чтобы обеспечить напряжение для появления дуги.
Светодиодные
Светодиодные элементы сейчас набирают все большую популярность. Изначально LED-лампы применялись в основном для стоп-сигналов, задних габаритов и т.д. В перспективе автопроизводители могут полностью перейти на светодиодные осветительные приборы.
Светодиодные лампы
Свечение в таких лампах образуется в результате высвобождения фотонов из полупроводников при подаче электричества. Спектр может быть разным в зависимости от химического состава. Мощность автомобильных LED-ламп может достигать 70-100 лм/Вт, что в несколько раз выше, чем у галогеновых.
К преимуществам LED-технологии можно отнести:
- устойчивость к вибрации и ударам;
- высокий КПД;
- низкое энергопотребление;
- высокую световую температуру;
- экологичность.
Можно ли устанавливать ксеноновые и светодиодные лампы в фары
Самостоятельная установка ксеноновых или светодиодных ламп может повлечь за собой проблемы с законом, так как их мощность в несколько раз выше галогеновых. Существует три основных варианта применения светодиодных автоламп:
- Использование светодиодов для головного ближнего и дальнего света было изначально предусмотрено автопроизводителем, то есть, автомобиль приобретен в данной комплектации.
- Самостоятельно установить светодиоды или ксенон можно, если это предусмотрено в более дорогих комплектациях модели автомобиля. В этом случае придется поменять полностью фары.
- Монтаж светодиодов в штатные галогенные фары автомобиля.
Последний способ не совсем законен, так как меняется спектр и интенсивность освещения.
Следует обращать внимание на маркировку. Если указывается HR/HC, то это соответствует применению галогенных ламп. Для ксенона соответствует индекс D и LED для диодов. Мощность источника света не должна отличаться от заявленной производителем.
Также существуют конкретные требования Технического регламента таможенного союза к светодиодному и ксеноновому оборудованию. Должна присутствовать система авторегулировки пучка света по углу, а также устройство очистки. В случае нарушения предусмотрен штраф в 500 рублей. В некоторых случаях вплоть до лишения прав от шести месяцев до одного года.
При выборе и замене автомобильных ламп следует обращать внимание на маркировку, чтобы подобрать соответствующий тип. Стоит выбирать те лампочки, которые рекомендованы производителем.
Всё, что вы хотели знать про автолампы, но стеснялись спросить. Часть 1/3. Лампы накаливания.
Лампы накаливания известны очень давно, и на сегодняшний день технологии их производства достигли своего физического предела. В автомобиле они в основном применяются в качестве сигнальных: габариты, поворотники, стопсигналы. Это именно классические лампы накаливания: воздух из колбы откачан до достаточно глубокого вакуума, чтобы присутствующий в атмосфере кислород не окислял вольфрам. Вольфрамовая спираль работает при очень высокой температуре, максимально близкой к температуре плавления. Поэтому металл с поверхности нити активно испаряется, оседая на более холодной колбе, которая покрывается изнутри блестящим серым налетом, не пропускающим свет.
Спираль со временем истончается и лампа перегорает. Так заканчивают свой недолгий век габаритные лампы и лампы стоп-сигналов. А учитывая, что они прослужили одинаковое количество часов и были взяты из одной партии – я настоятельно вам рекомендую при перегорании одной из сигнальных ламп менять их все разом, потому что вслед за одной перегорят и остальные с небольшим промежутком времени.
Более продвинутой версией лампы накаливания является галогенная лампа.
В этих лампах наоборот, создано избыточное давление смеси инертных газов с примесями галогенидов. При этом последние вступают в обратимую химическую реакцию с испаряющимися молекулами вольфрама, не давая им долететь до колбы. Эти соединения затем распадаются на поверхности раскаленной добела спирали, высвобождая металлический вольфрам. Такие меры позволяют поднять рабочую температуру спирали, увеличить яркость и продлить ресурс лампы. Однако со временем вся спираль, которая у новой лампы гладкая и блестящая покрывается металлическим ворсом от происходящих в лампе превращений.
Спираль новой лампы
Спираль лампы, проработавшей некоторое время (увеличение по клику на картинке)
Дело в том, что при рабочей температуре спирали, близкой к температуре плавления происходит процесс роста кристаллической решетки металла – т.н. рекристаллизация.
Со временем спираль становится рыхлой, молекулярные связи между отдельными кристаллами нарушаются, в таких местах возникают зоны повышенного электрического сопротивления, в то время как остальные области спирали в холодном состоянии наоборот имеют очень низкое сопротивление.
По этой причине большинство ламп накаливания перегорают именно в момент включения: где тонко, там и рвется. В зонах повышенного сопротивления выделяется запредельное количество тепла, которое расплавляет вольфрам и лампа с эффектным хлопком и вспышкой перегорает. Кстати, устройства плавного пуска позволяют отсрочить этот момент, продлевая срок службы ламп в 3-5раз. Этот принцип мы используем в своём реле ходовых огней РХО-23 – все режимы работы ламп в этом реле реализованы с постепенным нарастанием рабочего напряжения.
Самая распространённая причина выхода из строя новых ламп накаливания – загрязнения колбы.
На поверхности нашей кожи, даже на только что вымытых руках содержатся выделения сальных желез, которые оставляют практически невидимые отпечатки пальцев (да, привет дактилоскопистам!)
Эти отпечатки, оставленные на поверхности колбы новой лампы начинают испаряться при включении лампы, вызывая интенсивное охлаждение той части колбы, на которой они находятся, в то время как остальная колба быстро нагревается. Из-за существенной разницы температур в стекле возникают термические напряжения, которые могут разрушить колбу.
Поэтому всегда обезжиривайте новые лампы перед их установкой, например, очистителем карбюратора – продается в любом автомагазине, стоит недорого и очень эффективно удаляет загрязнения с поверхности колбы.
Прогресс в области ламп накаливания, к которым кстати относятся все без исключения газонаполненные лампы (галогенки) приблизился к своему физическому пределу.
Кстати все галогенные лампы являются газонаполненными, поэтому выделение газонаполненных ламп в отдельную группу – не более чем рекламный трюк. Это именно обычные галогенки, да еще и с колбой, как правило, окрашенной в голубой или синий цвет. Цветная колба – это вообще идиотизм, потому что она представляет собой светофильтр, пропускающий определенный цвет, и отсекающий самую эффективную часть спектра лампы: желтую и красную. Т.е. светит такая лампа значительно хуже обычной, а стоит зачастую в 5-10 раз дороже! И что самое печальное – в этой помойной теме засветились все именитые бренды. А чтобы не проходить омологацию, они пишут на этих говнолампах что то вроде “не для использования на территориии Европы и США”. Или “не для дорог общего пользования”. Но вся реклама всё равно направлена на обычные авто для дорог общего пользования. Такое вот англосаксонское “двоемыслие” по Оруэлу и “просто бизнес, ничего личного”.
В итоге светят такие лампы немного «белее» обычных, но вот беда: светоотдача у них ожидаемо хуже, и в сырую погоду с ними нихрена не видно! Проведите простой эксперимент: поставьте такую лампу только в одну фару, а вторую пока не трогайте и включите ближний свет. Затем попеременно закрывайте своей тушкой свет от каждой из фар и сравнивайте пятно на дороге. Уверяю вас: сильно удивитесь!
Венцом творения в сфере ламп накаливания являются HIR лампы.
Эта аббревиатура расшифровывается как halogen infrared reflective. Можно сказать, это физический предел технологии производства ламп накаливания. В hir лампе применена шарообразная колба, на поверхности которой сформировано так называемое горячее зеркало – например, послойное напыление металлического серебра и окиси индия для защиты серебра от окисления. Такое покрытие отражает инфракрасный спектр назад на спираль, вызывая локальный перегрев именно поверхности спирали, при этом температура основной массы вольфрама остается как у обычной лампы. За счет этого яркость такой лампы получается как у перекальных ламп +30%, но живет она гораздо дольше. Правда и стоит столько, что проще каждые месяц менять перекальные лампы
Изначально эти лампы задумывались как некий промежуточный вариант между галогенками и газоразрядными лампами. Но эта тема «не взлетела» из за их дороговизны и малораспространенности. Такие автолампы бывают всего в двух цоколях похожих на HB3 и HB4 (HIR2 и HIR1). Например, эти лампы стоят в секции дальнего света в Lexus серии IS и ES, а также в ближнем свете некоторых праворульных японских авто, выпущенных для внутреннего рынка Японии.
И даже бывают лампы HIR вот такой причудливой формы, похожие на ксеноновые, но это не ксеноновые лампы!
Это HIR лампы фирмы General Electric, произведённые по лицензии Toshiba.
Лампы +30% +50% +150% и лампы повышенной мощности.
Все плюсовые лампы – это обычные перекальные галогенки, у которых спираль тоньше и короче. Другими словами, они расчитаны не на 14В бортовой сети, а на 10-11В. Светят чуть ярче, но очень недолго! Срок их службы исчисляется неделями, а то и днями. Потом они ожидаемо перегорают. Физически реально изготовить такие лампы с прибавкой к яркости в те самые 30%. Всё остальное – реклама. Никаких +150% там в принципе быть не может. Ушлые барыги используют специальную методику подсчёта этих самых процентов, но кто помнит напёрсточников и картёжников – суть здесь та же: в дураках всегда остаётся покупатель. Да и получить действительно ощутимую прибавку в освещённости таким способом всё равно не получится. Если вам не хватает света – нужно менять оптику, а не искать чудо лампы!
Кстати, если света обычных галогеновых фар вам не хватает – стоит замерять напряжение на клеммах аккумулятора при заведённом двигателе и сравнить показания вольтметра с напряжением на самих лампах. Если оно отличется больше чем на полвольта – можно получить заметную прибавку к яркости, пробросив дополнительные провода непосредственно к лампе. Как правило, на многих авто есть проблемы с разминусовкой, и утечка происходит именно в минусовом проводе. Иногда просто “заземлив” лампы дополнительным проводом, можно получить почти двухкратный прирост яркости ламп.
А вот ставить лампы повышенной мощности в обычные фары ни в коем случае нельзя! В лучшем случае у вас поплавится разъём лампы, хуже, если поплавится и загорится проводка. В современных авто используются очень тонкие провода на пределе их возможностей, поэтому проблемы с проводкой вам гарантированы.
Именно лампы накаливания дают практически линейный спектр, наиболее близкий к идеальному спектру абсолютно черного тела.
К тому же они дёшевы и лишены эффекта мерцания, в их конструкции нет вредных веществ. Поэтому во многих областях, критичных к цветопередаче (например, хирургии), эти лампы прочно занимают свою нишу, несмотря на свой основной недостаток: крайне низкую энергоэффективность. Говоря проще: жрут электричества много, света дают мало, но он очень качественный.
Как выбрать светодиодные лампы для автомобиля
Сейчас автомобили выпускают с фарами, использующими источники света четырёх типов конструкции: простые лампы накаливания, газонаполненные (ксеноновые, галогенные) и светодиодные.
Последнее время светодиодные лампы для автомобиля или LED-лампы (от английского light-emitting diode) приобретают популярность в быту и на производстве, а также у автолюбителей. Основные причины повышения спроса на эти светильники в том, что у них световой поток больше при меньшей мощности, а срок службы больше при сравнении с обычными.
Типы ламп, применяемых в головных фарах современных автомобилей
Основные требования к светодиодным лампам для автомобиля
Прежде чем выбирать или приобретать светодиодные лампочки, стоит определить, подойдут ли они для такого типа фар и задних фонарей. Потому что конструктивно светодиодные лампы длиннее обычных. Вернее, не сама лампа, а её хвостовик. Причина этого — в необходимости установки радиаторов охлаждения светодиодов и наличия в данном типе ламп драйвера. Это устройство для стабилизации тока. А увеличение длины светильника может не дать установить защитные кожухи на цокольную часть фары.
Кулер и драйвер могут не позволить установить LED-лампу в фару
Далее стоит посмотреть на излучаемый лампочкой свет. Насколько ярким и качественным он будет, зависит от нескольких факторов:
- Мощность излучателя.
- Световой поток.
- Цветовая температура.
- Направленность света.
Световой поток лампы — это яркость луча, испускаемого источником. Измеряется люменами.
Если в большинстве ламп с мощностью и световым потоком на момент написания статьи всё более-менее нормально и одинаково, цветовую температуру каждый выбирает себе по вкусу, но вот направленность света — это основная проблема светодиодных ламп для автомобилей. Из-за отличий в конструкции излучателя сложно обеспечить одинаковое распространение света в галогенках и LED-лампах. Отсюда вытекает проблема, состоящая в том, что оптика рассчитана изначально под галогеновые лампы. На рисунке ниже вы можете наблюдать, о чём идёт речь, здесь изображено примерно, как должно быть.
Расположение светодиодов и нити накала в стандартной лампе
Светодиодные лампы делят по виду светодиодов на две группы:
- SMD — при этой технологии светодиоды закрепляются на поверхности лампочки. Поэтому они проще в монтаже, и у них меньше потребление энергии. По этой технологии изготавливают светодиодные излучатели мощностью 10 Ватт и более, выдающие очень яркое свечение без дополнительной установки рассеивающих линз;
- COB — светодиоды, изготовленные по этой технологии, устанавливают непосредственно на плату, что уменьшает объём, улучшает однородность светового луча, обеспечивает больший отвод тепла от диодов.
Светодиодные лампы, изготовленные по технологиям: слева — SMD, справа — COB к содержанию ↑
Номинальная мощность и световой поток для каждого цоколя
Номинальная мощность лампы указывается в паспорте автомобиля, по ней выбирают предохранители, а также сечение проводов. Световой поток, в свою очередь, также должен соответствовать типу лампы и оптике для обеспечения достаточной освещённости дорожного полотна перед автомобилем.
Предлагаю взглянуть на сводные данные из каталога OSRAM по номинальным характеристикам галогеновых ламп разных типов:
- H1 55w — 1550 лм;
- H3 55w — 1450 лм;
- H4 60w — 1650 лм дальний, 1000 лм ближний;
- H7 55w — 1500 лм;
- H8 35w — 800 лм;
- H9 65w — 2100 лм;
- H11 55w — 1350 лм;
- HB2 60w — 1500 лм дальний, 910 лм ближний;
- HB3 60w — 1860 лм;
- HB4 51w — 1095 лм.
Для сравнения потребляемой мощности галогенок со светодиодными аналогами предлагаю таблицу, в которой приведены примеры характеристик некоторых типов ламп.
Маркировка цоколя, применение | Мощность галогенной лампы, Вт | Мощность светодиодной лампы, Вт | Световой поток, лм |
Н1 (дальний свет, ПТФ) | 55 | 5,5 | 1550 |
Н3 (ПТФ) | 55 | 5,5 | 1450 |
Н4 (совмещённая — ближний/дальний) | 60 | 6,0 | 1650 дальний свет 1000 ближний свет |
Н7 (дальний, ближний, ПТФ) | 55 | 5,5 | 1500 |
Н8 (дальний, ближний, ПТФ) | 35 | 3,5 | 800 |
Из таблицы видно, что мощность светодиодных ламп на порядок меньше мощностей галогенных при равной яркости. Это означает, что и нагреваться светодиодная лампа будет меньше, и потребление энергии, соответственно, будет меньше. Однако величины, приведённые в таблице, достаточно условны, скорее, расчётны, на практике мощность светодиодных ламп отличается, от производителя к производителю. Поэтому на рынке можно найти светодиодную лампу одного и того же типа, но с разной заявленной мощностью: 5.5, 10, 12, 15, 30, и даже пишут 50 ватт.
Температура светового потока
По температуре светового потока определяют, каким цветом будет светиться лампа. Измеряется в градусах по Кельвину. В таблице ниже представлено соответствие оттенка света показателю температуры.
Оттенок света | Показатель температуры, К |
Тёплый жёлтый | 2700–2800 |
Тёплый белый | 3000 |
Нейтральный белый | 4000 |
Холодный белый | 6000 |
Чем выше показатель цветовой температуры света, тем холоднее его оттенок.
От температуры света зависит утомляемость глаз при вождении в тёмное время суток и ослепляющий эффект на водителей других автомобилей.
Различия в свечении ламп с разной цветовой температурой
Хотя ослепляющий эффект в большей степени зависит от правильной регулировки ламп, самих фар и конструкции ламп. Поэтому после установки LED-лампы нужно произвести настройки направления светового пучка на специальном стенде.
Настройка фар автомобиля к содержанию ↑
Плюсы и минусы светодиодных автомобильных ламп
Прежде чем хвалить или ругать светодиодные лампы, ещё раз сравним их показатели с галогеновыми и ксеноновыми источниками света, но уже по сроку службы в таблице ниже:
Параметры ламп |
Светодиодные |
Ксеноновые |
Галогенные |
Потребляемая мощность, Вт | 3,5 | 35 | 55 |
Срок службы | 25000–50000 | 5000 | 500 |
Плюсы светодиодных ламп:
- При меньшей мощности, по сравнению с галогенками, светодиодные дают яркий свет.
- Длительность службы светодиодных излучателей многократно превышает этот показатель у ламп накаливания. Кроме того, LED-лампы меньше подвержены поломке при ударах и вибрациях.
- Меньшая температура нагрева LED-ламп позволяет разрабатывать более компактную оптику, потому что меньше вероятность оплавления пластмассовых деталей.
- Светодиоды разгораются почти мгновенно, быстрее чем галогеновые лампы и уж тем более, чем ксенон. Что повышает вероятность того, что вас быстрее заметят на дороге. Хотя это сомнительный плюс, потому что в последних поколениях ксенона розжиг происходит достаточно быстро, и даже можно моргать светом без всяких проблем.
- Высокая стоимость, по сравнению с галогеновыми лампами. Но хорошие галогенки дорого стоят, сопоставимо со средними по качеству LED-лампами.
- Неправильный выбор источников света со слишком высокой яркостью, а уж тем более с неправильным расположением излучателя, может ослеплять водителей других автомобилей.
- С течением времени яркость свечения светодиодов уменьшается, что снижает видимость дороги и самого автомобиля. Хотя галогеновые лампочки к концу срока службы тоже светят хуже.
- Из-за радиаторов охлаждения могут не подойти к фарам авто, а у ламп с кулером — он может заклинить. Это приведёт к перегреву источников света, значит, их преждевременному выходу из строя.
Для ближнего света
В качестве ближнего света чаще используют лампочки типов: H1 (в последнее время в фарах ближнего света применяют редко), Н7, H8, HB4, или Н11.
Для дальнего света
Лампочки дальнего света бывают разные, обычно используют: Н1, HB3, H9, H11.
Светодиодные лампы Н1, HB3, H9, H11 и их галогенные аналоги
Фактически сами излучатели LED-ламп головного света могут не отличаться (хотя должны), производители лишь устанавливают разные цоколи (хвостовики) непосредственно на сам прибор, либо выносят его на проводе, если используется массивный радиатор или кулер для охлаждения.
Совмещённые модели светодиодных ламп
Отличием этих LED-ламп является совмещение в одной автолампе двух диодных излучателей света: ближнего (в фаре располагается сверху лампочки) и дальнего (в фаре располагается снизу лампы). Такое расположение излучателей света в фаре позволяет направлять пучок света в нужном направлении: от источника сверху лампочки свет отражается от рефлектора и направляется перед автомобилем (ближний свет); от источника снизу лампы свет отражается рефлектором и направляется вперёд. Тем самым дорога освещается на большее расстояние (дальний свет). У таких излучателей света цоколь обычно Н4.
Расположение светодиодов в совмещённой лампе
Если на коробке или на самой лампочке с цоколем Н4 указано одно значение светового потока — 3000, 3800 или 4500 лм, то нужно понимать, что это значение дано для двух источников суммарно. Следует помнить, что фактическая яркость будет в два раза меньше, то есть: 1500, 1900 и 2200 люменов.
Кроме H4 есть и другие двухнитевые галогенки и их LED-аналоги:
- Н13 (55/60 Вт) — используют в американских автомобилях.
- HS1 (35/35 Вт) — уменьшенная мощность, используется в мототехнике. Почти взаимозаменяема с H4 (вместо HS1 можно поставить H4, а наоборот — потребуются небольиие доработки).
- R2 (45/40 Вт) — двухнитевые лампы накаливания, почти не применяют как морально устаревшие. Использовались в двухфарных системах для дальнего и ближнего света, как на ВАЗ 2101 например.
- HR2 (45/40 Вт) — галогенный аналог предыдущей.
- P21/5 (21/5 Вт) — две нити используются для стоп-сигнала и габаритов.
Совмещённые LED-лампы R2, HR2, H4, HS1, H13 и их двухспиральные галогенные аналоги к содержанию ↑
К противотуманным фарам
ПТФ светят прямо, чтобы осветить дорожное полотно при тумане и непогоде. Какие же светодиоды лучше применять в ПТФ? Дело в том что в противотуманных фарах используют разнообразные лампочки: HB3, HB4, H1, H2, H3, H7, H11, H9. Свет рассеивается благодаря рифлёному стеклу и отражателю. Тем не менее часто применяются лампы со спиралью, которая расположена перпендикулярно оптической оси, а именно H3. Типы ламп в галогенном исполнении обеспечивают поток порядка 1500 лм. Соответственно, светодиоды должны обеспечивать не меньше. При этом не стоит выбирать лампочки со слишком высокой цветовой температурой, которые светят синеватым светом. Наоборот, для противотуманок желательно тёплое свечение с обилием жёлтых и красных оттенков в спектре, а именно 2400К, 3000К, 4300К. Порекомендовать что-то конкретное нельзя, поскольку в штатных ПТФ каждого из автомобилей используется свой тип лампочек. В тех ПТФ, что монтируются самостоятельно на бампер или кенгурятник, может быть что угодно.
Светодиодные лампы H1, H2, H3, H7, H11, H9, HB3, HB4 и их галогенные аналоги
Для габаритных огней и задних фонарей и ДХО
Для обозначения габаритов автомобиля спереди и сзади применяют лампочки бесцокольные W5W (они же Т10) и T4W (иногда обозначаются по типу цоколя ba9s) мощность 5 и 4 Вт соответственно. Если задний габарит совмещён со стоп-сигналом, то можно использовать двухспиральные лампочки типа W21/5W или P21/5W, мощность спиралей которых составляет 21 и 5 Ватт соответственно. А для отдельных стоп-сигналов односпиральная P21W.
Лампы W5W, T4W, W21/5W, P21/5W
Световой поток лампочек габаритных огней обычно лежит в пределах 50–100 лм, а стоп-сигнала около 150 лм и более.
Для освещения салона и приборной доски
В плафоне освещения салона часто используют 5-ваттные C5W, реже на 10, 18 или 21 ватт. Их называют софитными, потому что цоколь расположен на обоих концах. Такие же часто применяют для подсветки номерного знака. Кроме них часто используются и упомянутые выше лампочки W5W.
Софитные лампочки для освещения салона
Для подсветки приборной доски тоже применяют лампочки с цоколями W5W (T10) и T4W. Они используются и для подсветки органов управления, но иногда и миниатюрные с цоколем Т5 (как Т10, только меньшего диаметра). Но в современных автомобилях подсветка приборной доски зачастую несменная — в виде распаянных на плате SMD-светодиодов.
Сравнение T10 и T5
Какие проблемы могут возникнуть при установке светодиодов вместо штатных лампочек?
Главная проблема, с которой сталкиваются автолюбители при замене автомобильных ламп — это ошибки блока управления. Может загореться «Check», например. Это связано с тем, что блок управления отслеживает потребление тока приборами освещения, а светодиодные лампочки потребляют мало. «Мозги» при опросе ламп думают, что лампочка перегорела или возникла другая неисправность, и уведомляют водителя о проблеме со световыми приборами. В некоторых машинах можно не обращать внимание, а ездить так как есть, но случается, что фары со светодиодными источниками не светят совсем. Решить эту проблему можно двумя способами:
1. Сложный. Обратиться в сервис: и если есть такая возможность, то в блоке управления пропишут светодиодные лампы. Обычно такое возможно, если есть комплектация этой модели со светодиодами.
2. Простой — установить так называемую обманку, или балласт. В этом случае преимущество светодиодных ламп в их низком потреблении мощности исчезает, зато вы получаете от них яркий белый свет . Такие обманки называются в магазинах по-разному, как просто “обманка для светодиодных ламп”, так и “LED can-bus”.
Самодельные обманки
Зачастую обманка — это обычный резистор с низким сопротивлением и высокой мощностью. Их можно купить готовые, но не все хотят платить пару-тройку сотен рублей за простое сопротивление. Поэтому автолюбители нашли выход и из этой ситуации. Итак, обманку можно сделать самому, для этого можно установить параллельно лампочкам:
- Резистор соответствующего сопротивления и мощности. Например, для замены W5W нужен резистор сопротивлением около 28–30 Ом, мощностью более 5 Ватт (или несколько меньшей мощности, соединённых последовательно/параллельно).
- Подключить параллельно патронам лампочек простое реле (вернее, его катушку).
- Спрятать где-то, вне фары или фонаря обычные лампочки накаливания.
Но такие решения хороши для маломощных ламп габаритов, подсветки номера и др. При этом есть и готовые лампочки уже со встроенной обманкой.
W5W со встроенной обманкой, к маркировке таких ламп часто добавляется CANBUS
При установке светодиодов вместо ламп ближнего/дальнего света или противотуманок придётся покупать модуль, подобный тому, что изображён ниже. При выборе лампочек учитывайте их тип (H7, H3 и т. д.).
Модуль обманка