Для чего нужен катализатор в автомобиле: признаки неисправности и способы промывки устройства
Резкий скачок уровня автомобилизации общества в конце двадцатого века потребовал глобального усиления требований к экологичности двигателей внутреннего сгорания. Суровые законодательные меры вынудили производителей разработать и внедрить сложные технические комплексы очистки выхлопных газов, главными компонентами которых стали системы электронного управления впрыском топлива и специальные узлы дополнительной переработки продуктов выпуска – каталитические нейтрализаторы.
Зачем нужен в машине каталитический нейтрализатор
Большая часть выхлопных газов состоит из вполне нейтральных и безвредных веществ – азота, водяного пара и двуокиси углерода. Но обойтись только их наличием практически невозможно, такое случается лишь в идеально отрегулированном двигателе, работающем в предсказуемом стационарном режиме.
Во всех других случаях мотор начинает выделять крайне опасные для человека химически активные вещества, моноокись углерода, углеводороды и окислы азота.
Прямое уничтожение подобных ядов с большой скоростью и в требуемом объёме практически невозможно, поэтому инженеры были вынуждены прибегнуть к известным из химии каталитическим реакциям переработки вредных веществ в относительно нейтральные.
Катализатором в химии называется компонент реакции, который участвует в процессе, хорошо его ускоряет, но сам при этом не расходуется.
Что ценного в устройстве
К сожалению, ценного там оказалось много. В роли катализаторов пришлось применить благородные металлы, наиболее подходящие для этой цели.
Дошло до того, что самым дешёвым из них оказалось золото, но чаще приходится использовать платину, палладий и родий. Многим известно, что эти элементы существенно дороже всем понятного золота.
Одновременно с применением столь недешёвых компонент потребовалось создать геометрически непростую структуру, обеспечивающую контактирование каталитического вещества со всем объёмом выпускаемого цилиндрами газа. Это мельчайшие керамические или металлические соты, сквозь которые и продувается весь поток выхлопа.
В результате автомобиль приобрёл сложное, массивное и дорогое устройство в виде металлического корпуса, высокотехнологичной начинки, да ещё и обрамлённое контрольными датчиками с двух сторон, непрерывно следящими за его сохранностью и правильной работой.
Экологичность даром не даётся. Да и на этом прогресс не остановился, дальнейшее ужесточение требований законодателей продолжает влиять на появление дополнительных систем очистки выхлопа.
Виды катализаторов
По своему назначению нейтрализатор может быть двух- или трехкомпонентным.
- В первом случае он выполняет относительно простые функции окисления (дожигания) угарного газа и углеводородов до образования воды и двуокиси углерода.
- Во втором – добавляется сложная способность устройства работать с окислами азота. Особенно много их образуется в современных дизельных и бензиновых моторах, в силу повышения экономичности, которых конструкторам приходится использовать обеднённые и бедные смеси на впуске.
Трёхкомпонентые катализаторы, а именно такие чаще всего применяются, в свою очередь, могут отличаться по конструктивному признаку, изготавливаясь на базе керамических или металлических сотовых изделий.
Керамические относительно дешевле, но не обладают высокой механической прочностью и долговечностью, склонны к растрескиванию и разрушению, не терпят ударов при наезде на препятствия.
Металлические конструктивы обладают достаточной упругостью, поэтому лучше держат внешние и внутренние удары. Внутренние могут возникать при аномальных процессах горения и разрушительно воздействовать на тонкую сотовую начинку, где, как уже упоминалось, обычно нанесены такие непростые вещества, как платина, палладий и родий.
Но даже металл не спасает от предательского попадания на тонкие соты посторонних веществ из двигателя в виде компонент контрафактных рабочих жидкостей, слишком богатой смеси или всевозможных соединений кремния.
Катализаторы отличаются и по способу их установки. Раньше они располагались в виде врезок выхлопной трубы, подобно глушителям и резонаторам. Но оказалось, что так их очень трудно и затратно прогревать до рабочей температуры, при которой начинаются каталитические реакции.
Поэтому сейчас нейтрализаторы ставят непосредственно за выпускным коллектором, максимально близко к точке выхода раскалённых выхлопных газов. Уже не надо долго ждать выхода прибора на режим, меньше загрязняются кислородные датчики и сокращаются расходы топлива на поддержание температуры.
Причины и признаки неисправности
Теоретически катализатор должен работать вечно. Благородные металлы не окисляются и не расходуются в химических реакциях каталитического типа. Но реальность выглядит значительно хуже. Тонкие приборы оказываются бессильны перед нарушениями температурного режима и механическими ударами.
Почти все проблемы бывают связаны с нарушением работы систем питания и зажигания двигателя, а также с применением некачественного топлива. Всё это приводит к повышению температуры нейтрализатора, оплавлению и выкрашиванию его сотовой структуры с последующим закупориванием пути свободного прохода выхлопных газов.
При этом катализатор способен нанести страшный ответный удар двигателю. Его близкое расположение к зоне выпускных клапанов привело к опаснейшему эффекту – раскрошенная керамика может попадать в цилиндры.
Это не является парадоксом, дело в том, что импульсный характер движения газов на выпуске приводит к хаотическому перемещению частиц по коллектору и всасыванию их в двигатель перепадами давления.
Результат известен многим мотористам – царапины и задиры на поверхностях, которым это полностью противопоказано. Двигатель отправляется в капитальный ремонт.
Общим признаком неисправности станет потеря мощности двигателя, его неспособность развить большие обороты. В конце концов он просто перестанет запускаться. Это легко себе представить интуитивно, вообразив, что некто коварно заткнул выхлопную трубу. Результат абсолютно идентичен.
Как проверить
Симптомы слишком характерны, чтобы вызывать сложности с диагностикой забитого катализатора.
Изменившийся звук выхлопа, сдавленное шипение в выпускной системе, иногда вообще крайне слабая реакция руки, подведённой к срезу выхлопной трубы. Обычно к тому же зажигается лампочка контроля состояния двигателя, ЭСУД заметит нештатные показания датчиков.
Окончательный диагноз будет поставлен после снятия катализатора с автомобиля. Запечённые, заполненные отложениями и раскрошенные соты невозможно не заметить.
Как почистить
В тех случаях, когда соты ещё не повреждены, но пропускная способность нейтрализатора уже снижена смолянистыми отложениями, его можно промыть.
Для этого лучше всего использовать жидкость, обычно применяемую для очистки карбюраторов или топливных форсунок. Только потребуется её значительно больше.
Катализатор заливается промывочной жидкостью, после чего ей предоставляется время на растворение загрязнений, затем её сливают, внутренности детали промываются горячей водой и просушиваются (продуваются).
Обычно процедура требует неоднократного повторения. Существуют также специально предназначенные для подобных промывок составы.
Зачем вырезают катализатор на автомобиле
Подобное удаление имеет негативные последствия в виде увеличения загрязнения окружающей среды.
Выполняется оно обычно по двум причинам – экономии на покупке новой детали, взамен пришедшей в негодность (изделие дорогое по описанным выше причинам) и мощностного тюнинга автомобиля.
Снижение сопротивления на выхлопе позволит мотору раскручиваться более уверенно. К тому не секрет, что экологичность и экономичность пока не могут существовать одновременно. На обслуживание хорошего катализатора требуется значительное количество дополнительного топлива, не несущего полезной нагрузки.
Тонкости удаления устройства из выхлопной системы
Выполнить это без значительных затрат времени иногда невозможно. Прошли времена, когда катализатор представлял собой удобный в обращении жестяной цилиндр с хрупкой керамической начинкой. Два крепких удара ломом — и дело сделано.
Сейчас приходится иметь дело с изделием замысловатой формы, без доступа к внутренностям, да ещё и с крепкими металлическими сотами. Приходится вскрывать корпус и потом его заваривать. В условиях СТО операция не самая дешёвая.
Завершиться процесс должен перенастройкой «мозгов» двигателя, иначе они сразу вычислят обман. Это делается различными способами, в зависимости от квалификации и привычек исполнителя. Могут применяться как программные, так и аппаратные «обманки» контролирующих датчиков.
Результат один – мотор адаптируется к новым условиям и перестаёт паниковать лампочкой «Check engine». Иногда ставят так называемый пламегаситель – специальную вварку, нормализующую звук, температуру и внутреннюю аэродинамику выхлопа.
Когда нужно менять катализатор на машине?
Каталитический нейтрализатор отработанных газов, его называют катализатор, применяется в автомобилях, соответствующих нормам токсичности выхлопа евро-2 и выше. Без применения подобных устройств добиться приемлемых параметров токсичности невозможно. Эксплуатация автомобиля, не соответствующего установленным нормативам, запрещается в экологических зонах многих стран. Нарушение карается большими штрафами. В России пользоваться такими машинами не запрещается, но их больше не выпускают.
Принцип работы каталитического нейтрализатора
Катализатор — это вещество, которое ускоряет химическую реакцию, не взаимодействуя с реагентами. В качестве рабочего вещества используются платина, родий, палладий. Такие металлы имеют высокую стоимость. Для снижения расхода на металлическую или керамическую основу наносится тонкий слой драгоценного металла. Для увеличения площади применяется сотовая, ячеистая структура, что позволяет сделать устройство компактным.
Каталитический нейтрализатор устанавливается в выпускном тракте автомобиля, между приемной трубой и средним сегментом. Под действием горячих выхлопных газов катализатор разогревается до необходимой температуры, и происходит ускоренное окисление части вредных веществ, содержащихся в отработанных газах.
Как узнать, что катализатор вышел из строя
Установить, исправен нейтрализатор или нет, поможет диагностика двигателя, проводимая квалифицированными автомеханиками с применением современных диагностических средств. Автомобили с катализаторами оснащены встроенной системой самодиагностики, которая фиксирует неисправности включением лампочки Check Engine.
Неисправность катализатора не всегда обнаруживается этой системой, приходится судить по косвенным признакам, таким как:
• снижение мощности;
• увеличение расхода топлива;
• в запущенных случаях течь масла из сальников, затрудненный пуск.
Если не вмешаться вовремя, неисправный нейтрализатор может вызвать другие побочные эффекты.
Типичные неисправности катализатора
Существует несколько причин, по которым устройство отрицательно влияет на работу двигателя. В том числе:
• повышенное противодавление выхлопу;
• механические повреждения от ударов;
• оплавление ячеек;
• износ.
На отечественных автомобилях с исправным двигателем каталитический нейтрализатор выхаживает более 100 тыс.км. Несоблюдение условий эксплуатации, которое выражается в использовании суррогатных ГСМ и несоблюдении межсервисных интервалов, приводит к ускоренному износу устройства.
Пониженная пропускная способность
Повышенное сопротивление потоку газов вызывается нагаром, который в избыточном количестве образуется в камере сгорания и попадает в ячейки катализатора. К этому приводят:
• некондиционное топливо;
• переобогащенная топливо-воздушная смесь;
• попадание в камеру сгорания охлаждающей жидкости или масла, что сопровождается белесым или сизым цветом выхлопа;
• длительная работа на холостом ходу.
Забитый катализатор не диагностируется электронной системой управления, лампочка Check Engine не отреагирует. Прогретый автомобиль проявляет себя вялым разгоном, резко увеличенным расходом топлива. Машина с холодным мотором едет как обычно, если ситуация не зашла слишком далеко.
Самостоятельно установить, что причиной снижения эксплуатационных характеристик является катализатор, непросто. Можно поступить следующим образом:
• поднести руку к глушителю исправного прогретого автомобиля такой же модели на определенном расстоянии, чтобы не обжечься.
• проделать то же на тестируемой машине и сравнить напор выходящих газов.
При тактильно ощутимой разнице виновником является катализатор. В специализированных сервисах поступают следующим образом:
• демонтируют датчик кислорода (лямбда-зонд), установленный до нейтрализатора;
• в освободившееся гнездо вкручивают специальный манометр;
• запускают двигатель и измеряют давление газов.
Если оно повышено — нейтрализатор забит.
Оплавление катализатора
К нему приводят:
• работа двигателя на переобедненной топливно-воздушной смеси;
• пропуски зажигания, вызванные неисправными свечами, катушками, другими причинами. В этом случае несгоревший бензин догорает в выпускном тракте, из-за чего ячейки катализатора перегреваются и оплавляются;
• переоборудование автомобиля под ГБО. Газ горит при более высоких температурах, чем бензин, каталитический нейтрализатор перегревается и быстро выходит из строя.
Машина, у которой оплавились соты нейтрализатора, ведет себя как с забитыми ячейками, но иногда появляется дребезг от отвалившихся кусков, если ячейки сделаны на керамической основе. Ячейки могут расколоться и от удара. Маленький осколок при обратном потоке воздуха может засосать обратно в двигатель, и тогда возможны серьезные последствия. Вплоть до расколотого поршня.
Выгорание драгметаллов
К нему приводит физический износ устройства. Современные автомобили укомплектованы двумя лямбда-зондами. Они измеряют содержание кислорода в отработанных газах до катализатора и после. По соотношению сигналов определяется эффективность очистки. При недостаточной производительности нейтрализатора загорится лампа Check Engine с соответствующим кодом неисправности.
В этом случае работа двигателя будет сопровождаться повышенной токсичностью выхлопа, а ездовые свойства особо не изменятся. Система пытается помочь катализатору и переводит двигатель на слегка обедненную смесь, без существенного ущерба ездовым качествам.
Как устранить неисправности катализатора
Неработающий катализатор требует оперативного вмешательства. Ездить на автомобиле, потерявшем половину мощности, в условиях плотного транспортного потока небезопасно. Известно несколько способов устранения неисправностей.,
1. Демонтировать нейтрализатор, удалить внутренности и установить пустой корпус обратно. Вместо датчиков кислорода потребуется установить «обманки», имитирующие их сигнал. По сути, автомобиль переводится на стандарт токсичности Россия-83. Этот вариант наименее затратный, но имеет побочные эффекты.
Усилится звук выхлопа из-за нового резонатора. Корпус катализатора имеет такую форму, что акустические волны в нем накладываются друг на друга и резонируют, что вызывает вибрацию стенок. Из-за этого появляется неприятный звук. Быстро прогорают глушитель и резонатор, так как горячие выхлопные газы не остывают в отсутствующем катализаторе.
2. Установка пламегасителя. Это более разумный вариант решения проблемы. По-прежнему потребуются «обманки». Пламегаситель снижает температурные нагрузки на среднюю и концевую часть выпускной системы. При правильно подобранной геометрии незначительно повышается мощность, не возникает повышенный шум.
3. Замена неисправного катализатора новым. Если учитывать цену каталитических нейтрализаторов, это самый затратный, но правильный путь. В конструкцию автомобиля не вносятся изменения, сохраняются заводские настройки. Двигатель значительно меньше отравляет окружающую среду.
Автомобилисты считают экологичность второстепенным качеством, но мало удовольствия в том, чтобы стоять в пробке рядом с чадящим КАМАЗом.
Удаление катализатора
Найдите специалиста по чип-тюнингу
Сделайте чип-тюнинг у проверенного специалиста с выдачей сертификата и возможностью манибэка.
АДАКТ против удаления корректно работающего катализатора.
Узнайте про возможные последствия для автомобиля.
Проверенные сервисы
Если катализатор вышел из строя и вы не хотите его менять на новый, то можно удалить его. Мы лишь советуем при этом обращаться к профессионалам, которые не ставят целью нажиться на драгметаллах.
Программное отключение катализатора и лямбда-зонда (ДК2) | от 3500 руб. |
Удаление катализатора и замена на пламегаситель (зависит от сложности демонтажа) | от 2500 руб. |
Указаны средние цены, итоговая стоимость зависит от объема и сложности работ.
Точную цену для своей модели можете узнать у наших партнеров в городе.
Адреса сервисов
Катализаторы устанавливают, чтобы очищать выхлоп от угарного газа (CO), недогоревших углеводородов (CH), и оксидов азота (NOx). Устройство обязательно устанавливается на все автомобили, начиная с экологического стандарта Евро-2.
Средний срок службы в российских реалиях — 80–100 тыс. км пробега, но может «забиться» и раньше — все зависит от качества заливаемого бензина. После выхода из строя у автовладельца два варианта: установить новое устройство либо программно и физически удалить катализатор.
Зачем удалять катализатор
Основных причин две:
-
Он пришел в негодность: забился, расплавился или поврежден после наезда на какое-либо препятствие на дороге. Быстрее и значительно выгодней в данном случае выбить и отключить и удалить катализатор, поскольку прочистить его просто невозможно:
При разрушении это все полетит в трубу, попутно сломав глушитель
Самостоятельно проверить состояние катализатора можно путем внешнего осмотра на автомобиле и внутреннего осмотра на просвет после демонтажа. Сразу предупредим, что не все конструкции позволяют осмотреть внутренности, к тому же степень износа так определить не получится, только примерную «забитость». Лучшим вариантом будет приехать в сервис и диагностировать по показаниям датчиков кислорода.
Компания АДАКТ против удаления катализатора, работающего корректно. Сервисы, которые предлагают убрать его и прошить автомобиль бесплатно или даже с доплатой, как правило, проводят работы некачественно: устанавливают пиратские прошивки или дешевые обманки лямбда-зонда. О последствиях для машины читайте в отдельной статье.
Причины поломки
Главная причина выхода из строя раньше заявленного срока службы — низкое качество топлива. Если топливная смесь не успевает полностью сгорать в цилиндрах, процесс догорания завершается в коллекторе и катализаторе. А это ведет к оплавлению внутренней структуры устройства, что постепенно ухудшает прохождение через него выхлопных газов.
Другие причины выхода из строя:
- механические повреждения конструкции и внутренностей вследствие наездов на препятствия, сильной тряски и т. п.,
- агрессивная среда (перепады температуры, дорожные реагенты),
- сам конвертер низкого качества (не оригинальный),
- проблемы с зажиганием и ДВС в целом (особенно если это ведет к увеличению продуктов работы двигателя в отработанных газах).
Признаки забитого катализатора
Контроль работы устройства обычно осуществляется на основании показаний двух кислородных датчиков (лямбда-зондов). По данным этих датчиков ЭБУ формирует топливо-воздушную смесь, чтобы добиться «лучшего» сгорания вредных веществ в «отработке».
Если данные второго кислородного датчика будут сильно отличаться от данных первого либо один из лямбда-зондов выйдет из строя, на панели загорится Check Engine. Диагностика покажет следующие ошибки:
- P0420–P0424 — ошибки, сообщающие о низкой эффективности (банк 1),
- P0425–P0429 — ошибки датчиков температуры и лямбда-зондов (банк 1),
- P0430–P0434 — низкая эффективность (банк 2),
- P0435–P0439 — ошибки по второму ДК.
Горящий «чек» и соответствующие ошибки — это главный сигнал, что катализатор надо менять либо удалять. Но еще до «чека» водитель может диагностировать проблему по характерным симптомам:
- снижение мощности двигателя,
- повышенный расход топлива,
- низкие обороты на холостом ходу,
- шум в выпускном тракте, глушителе.
Если продолжать эксплуатировать автомобиль, могут появиться трещины или разрывы труб в выпускном коллекторе из-за высокого давления, поскольку «отработке» деваться некуда.
Что делать с неисправным катализатором
Есть два пути решения проблемы:
- Заменить новым устройством.
Оригинальная запчасть стоит дорого, так как сама внутренняя структура содержит примеси дорогих металлов (платина, палладий). На некоторых моделях цена запчасти составляет до 80 000 рублей. Можно сэкономить и купить универсальный конвертер, но срок службы у него значительно меньше. - Вырезать и заменить на пламегаситель.
Этот способ выбирает большинство автомобилистов. Он не идеальный, имеет свои минусы, но обходится значительно дешевле. Здесь также есть несколько вариантов: можно удалить катализатор и поставить обманку или отключить в прошивке ЭБУ.
Установка обманки
Обманки бывают механические и электронные.
Механическая обманка по сути представляет собой мини-катализатор, который вкручивается вместе с кислородным датчиком. Монтируется просто, но, к сожалению, подходит не для всех автомобилей.
У такой обманки лямбда-зонда также есть свой срок службы — в среднем около 20 тыс. км. пробега.
Электронная обманка — это полноценный эмулятор сигналов датчика с микроконтроллером. Она действует либо на усреднение показаний реального «кислородника», либо на синхронизацию показаний с первым датчиком.
Установка электронного эмулятора
Электронная обманка более универсальна. Правда и минусов у нее больше: не получается учесть все режимы работы двигателя, поэтому неизбежны отклонения в его работе. Ну и поскольку это электроника — неизбежны проблемы с самим эмулятором.
Подробнее про обманки лямбда-зонда читайте в нашем материале.
Чип-тюнинг и отключение катализатора
Чип-тюнинг или перепрошивка ЭБУ — замена заводской программы блока управления на модифицированную версию. Чтобы программно удалить катализатор, в заводской прошивке отключают контроль устройства по датчикам кислорода, корректируются топливные карты и моментные модели.
Отключение в ЭБУ — обязательный этап. Это позволяет настроить двигатель на правильную работу и исключить появление ошибок навсегда. Вместо заводского устройства обычно устанавливают пламегаситель или стронгер. Можно дополнительно тюнинговать выпускную систему, поставив паука.
Установленный пламегаситель и новая гофра на Hyundai Tucson 2.7
Дополнительным преимуществом при чип-тюнинге станет улучшение реакции педали газа, повышение мощности и крутящего момента. Так вы достигнете сразу нескольких целей: сэкономите на замене и значительно улучшите динамику авто.
Плюсы и минусы удаления катализатора
Плюсы удаления
- Значительная экономия на покупке новой запчасти;
- Улучшение динамики;
- Нормализуется расход топлива;
- Прирост производительности, если дополнительно делать мощностной чип-тюнинг;
- Об ошибках можно забыть.
Минусы удаления
- Повышается токсичность выхлопа (переход на стандарт E2). Если вы сторонник экологического движения, покупайте новую запчасть;
- При прогреве-старте автомобиль будет больше дымить, при движении — всё по-прежнему;
- Изменится звук выхлопа — станет громче. Отчасти корректируется установкой пламегасителя.
Отзывы после удаления катализатора
От владельца Skoda Octavia 1.6:
«Мучала проблема затупа педали газа и чек по лямбде. Позвонил в сервис и записался на прошивку от адакт. Отдал машину и через 2 часа она была готова. Итог: педаль газа стала отзывчивой, отключили ЕГР и вентилятор вторичного воздуха(пылесос), разгон стал лучше. Даже выдали сертификат»
От владельца Volkswagen Golf GTI 1.8:
«После установки выхлопа на 76й трубе прошлым хозяином Дмитрием не была отключена лямбда после ката это должен был сделать я.
В результате нехитрых манипуляций в машину была залито ПО от АДАКТ. Антон сказал что тачка должна выдавать примерно 225 сил на 5500 об., плюс отключили СВВ, пылесос который) Первый старт — я в ах…е, как он поехал, это пипец. Как будто якорь убрали, 1ю и половину 2й на зимней резине машина готова шлифовать если вдавить газ в пол»
От владельца ВАЗ 2114:
«Немного не мало накатав 1000 км., стало понятно, что машина жрет бенз, как авто с объемом двигателя 2л(тойота марк2, ниссан цефиро), расход по подсчетам составил 12л на 100км — пиз***ц!
Считав ошибки бортовым компьютером, выяснил, лямда #2 сдохла. Покупать новую смысла нет, стоит дорого, долго не думая решил чипануть. Прошил под Евро-2. В динамике особо разницы не увидел, но расход опустился как минимум до 10 л. на 100 км., а это уже результат!»
Отзывы по своей модели смотрите в специальном разделе нашего сайта.
Про бесплатное удаление катализатора
Все чаще можно увидеть рекламу организаций, которые предлагают бесплатно удалить катализатор, прошить ваш автомобиль, а иногда еще и доплатить сверху. Стоит ли говорить о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке? Компаниий рассчитывают на количество, а не на качество.
Компания АДАКТ принципиально против удаления корректно работающего катализатора. Мы не рекомендуем автовладельцам проводить данные работы, даже если в сервисе предлагают самые заманчивые условия.
Удаление катализатора проводится в следующем порядке:
- Демонтаж выпускного коллектора.
- Резка металлического кожуха по заводскому шву.
- Извлечение катализатора и очистка коллектора и выхлопной системы от мелких остатков и осколков керамики.
- Установка качественного пламегасителя.
Данные работы требуют аккуратности, профессионализма работника, а также определенных затрат. Сервисы проводят данную процедуру бесплатно с одной лишь целью — изъять катализатор для дальнейшей продажи в центры скупки драгметаллов. О качестве такой работы говорить не приходится. В случае поломок или возникновения проблем с автомобилем, добиться возмещения ущерба или что-то доказать не получится.
Проверенные сервисы
Если катализатор вышел из строя и вы не хотите его менять на новый, то можно удалить его. Мы лишь советуем при этом обращаться к профессионалам, которые не ставят целью нажиться на драгметаллах.
Программное отключение катализатора и лямбда-зонда (ДК2) | от 3500 руб. |
Удаление катализатора и замена на пламегаситель (зависит от сложности демонтажа) | от 2500 руб. |
Указаны средние цены, итоговая стоимость зависит от объема и сложности работ.
Точную цену для своей модели можете узнать у наших партнеров в городе.
Как правильно и безопасно продать машину: пять советов
Сразу стоит напомнить, что ситуация на автомобильном рынке России кардинально изменилась в 2014 году, когда новые машины подорожали вдвое. Вторичный рынок в нашей стране в силу куда большего масштаба предложений и во многом стереотипного отношения отечественных покупателей, живет по иным законам, что в первую очередь касается формирования цен.
Кроме того, в последние годы очень сильное влияние оказывают официальные дилеры, которые после провала продаж новых автомобилей плотно взялись за “бэушки”. Ну и, конечно, свой кусок пирога хотят отхватить “перекупы”. В общем, человек, который никогда в своей жизни продажей машины не занимался, может открыть для себя совершенно новый мир, в котором он будет выступать ни много ни мало конкурентом автомобильному бизнесу. И к этому нужно быть готовым, иначе вас могут обмануть.
Первое, что нужно понимать, когда, собственно, наступает необходимость продажи. Тут, конечно, есть объективные и субъективные факторы, приоритет в которых предпочтительно все-таки отдавать первым.
Главный сигнал для продажи – машина начала “сыпаться” или восстановлена после серьезного ДТП. В подавляющем большинстве случаев автомобиль продается именно по этим причинам. Если ваши заезды на сервис участились до неприемлемых значений, значит пора расставаться.
Определяется это легко: годовые затраты на ремонт, поделенные на 12 месяцев, должны быть как минимум вдвое ниже размера ежемесячного платежа по кредиту на новую машину того же класса, что и у вас. То есть, когда раз в месяц перечислять банку проценты выгоднее и комфортнее, чем метаться по сервисам и искать запчасти подешевле.
Второй фактор продажи – резкое увеличение дохода или благосостояния. Наследство от бабушки или новая высокооплачиваемая должность – тоже является объективным фактором смены машины, даже если ее техническое состояние вас устраивает. Дело в том, что новые автомобили ежегодно дорожают, а ваша – ежегодно дешевеет, потому ценовой разрыв со временем будет только увеличиваться. Так что при наличии финансовой возможности поменять машину на новую сегодня гораздо выгоднее чем завтра.
А вот субъективный фактор продажи – “машина надоела, хочу другую” – скорее всего, ни к чему хорошему не приведет. С большой вероятностью вы либо подарите кому-то достойную машину и купите плохую, либо наберете кредитных долгов, которые усугубят ваше финансовое состояние.
Помните, что цены на вторичном рынке растут гораздо дольше, чем на первичном. А из-за обвала курса рубля и двукратного роста цен в 2014 году на новые автомобили, добавлять на такую же машину как у вас, только новую сегодня придется в два раза больше.
Самый неоднозначный фактор продажи, поскольку именно от стоимости будет зависеть и скорость реализации автомобиля, и размер доплаты за новую машину.
Первое, что стоит помнить – ваша машина не самая лучшая, а вы – не самый заботливый хозяин. Всегда найдется тот, у кого пробег меньше, масло менялось в два раза чаще регламента, кузов был завернут в пленку и так далее. Так что не обольщайтесь. Цена продажи – это ваши “хотелки”, а не реальная стоимость вашей машины. Попробуйте отнестись к этому объективно.
Второй фактор – любые улучшения автомобиля как то крутые литые диски, навороченная “музыка” или перешитый кожей салон вы делали исключительно для себя. Вашему покупателю все это не нужно, а потому на цену это не влияет – играют роль только заводские модификации, пробег и состояние. Чтобы дороже продать тюнинговые примочки, вам придется ждать человека, готового за них заплатить. Иногда это растягивается на долгие месяцы. А такой наворот как аэрография во весь кузов, скорее всего, оставит с вами машину навсегда, либо ее придется перекрашивать.
Если вы уверены в своем автомобиле, цена должна быть среднерыночной по всем факторам – региону продажи, состоянию, популярности модели и даже востребованности комплектации или цвета. Продать полноприводный кроссовер “на механике” в Москве сложнее, чем переднеприводный “на автомате” в Петрозаводске. А продать красный “Гелендваген” сложнее чем черный. Все это регулируется ценой, причем, самое удивительное, не всегда в сторону уменьшения. Например, если красный “Гелендваген” в вашем городе один, его можно продать дороже черного, накинув за эксклюзивность.
При этом среднерыночная стоимость означает, что у вас будет масса конкурентов с такими же машинами, поэтому должно быть преимущество. В первую очередь, это много качественных фотографий и очень хорошее описание. Описывать желательно все подробности: где машина ездила, у кого обслуживалась, по каким сервисным базам числится, что и как ремонтировалось.
Честность – также является залогом быстрой продажи. Если к вам пришел подготовленный покупатель, который задает неудобные вопросы, например, о ДТП, о которых вы умолчали. Тогда либо нужно уметь красиво выкручиваться, либо говорить, как есть, снижая цену.
Ну и при подаче объявления в интернете придется потратиться на продвижение – без этого сегодня никуда. Хотя бы минимальную сумму раз в неделю интернет-площадкам придется отдавать, чтобы попадать в приоритетную выдачу.
При любом раскладе с вами всегда будут торговаться, так что нужно понимать, сколько вы готовы уступить. Полное отсутствие звонков по объявлению говорит о том, что цена неоправданно высокая. Кстати, легкая уступчивость и низкая цена тоже не всегда во благо, поскольку вызывают подозрения.
В общем, формирование правильной стоимости подержанного автомобиля – это целая наука, параметры которой могут меняться в каждом конкретном случае.
На сегодняшний день существует три категории покупателей – частники, дилеры и перекупщики.
Самый выгодный, но и самый хлопотный покупатель – это такой же как и вы обычный автолюбитель. Он слабо разбирается в тонкостях и уловках этого бизнеса, торгуется в разумных “человеческих” пределах, а главным его страхом является обман продавца. В этом случае чаще всего сделка происходит при нахождении взаимного доверия, когда видно, что один не пытается юлить продавая, а второй не “отжать денег” покупая.
Однако в этом случае все издержки продажи лягут на ваши плечи – приведение машины в товарный вид, работа с сайтами объявлений, взаимодействие с потенциальными покупателями, поездки на сервисные проверки и т.д. Фактически на время реализации своей машины владелец сам себя устраивает на подработку продавцом, что компенсируется более высокой ценой продажи, но только при наличии необходимого времени.
Именно поэтому, первым, кто вам позвонит, будут перекупщики. Они прекрасно знают, что большая часть людей заморачиваться с продажей автомобилей не хотят, а потому предложат вам деньги “прямо сейчас”, но гораздо ниже размера вашего желания. Если “в лоб” взять вас не получится, пойдет долгий торг – вам расскажут насколько неликвидна ваша машина, что у нее только по фотографиям масса недостатков, а на сервисной проверке их вылезет еще больше. И так далее.
Тут как говорится, все на ваше усмотрение. Единственный момент: помните, что перекупщику ваша машина нужна только для заработка. Чем раньше вы сдадитесь, тем больше денег на вас заработают. Кроме того, среди перекупщиков регулярно встречаются мошенники, так что есть риск остаться и без машины, и без денег.
По большому счету, ровно по той же схеме работают и отделы Trade-in официальных дилеров. Главных отличия от перекупщиков три. Дилеры не работают с “мутными” машинами – то есть, с теми, у которых есть юридические или документальные проблемы, а также с автомобилями в очень плохом техническом состоянии. Второй момент: дилер – это гарантия юридической и финансовой чистоты сделки, вероятность обмана тут ничтожна.
Ну и третий момент – Trade-in работает в связке с отделом продаж новых автомобилей. То есть, неинтересная цена покупки вашей машины компенсируется скидкой на машину новую. То есть, вы как продавец в большинстве случаев ничего не теряете, правда, и не приобретаете. Тут все будет зависеть от того, нужна ли вам новая машина и какую скидку на нее предложат. Есть вероятность, что дилер согласится отдать вам с дисконтом новый автомобиль и без всяких “трейд-инов”. В этом случае, сдавать машину в салон опять же не выгодно.
Если кратко подытожить.
1.Продавать машину стоит только тогда, когда вы уверены, что новый автомобиль будет гарантированно и гораздо лучше имеющегося. В ином случае велик шанс поменять шило на мыло.
2.Не жадничайте. Продать машину можно за столько, за сколько ее купят, а не за столько, сколько вы изначально хотите.
3.У вас должно быть какое-то преимущество, которое выгодно отличает ваш автомобиль от всех остальных, иначе придется снижать цену.
4.В большинстве случаев выгодно продать машину можно только самому. Быстро – как правило, только через посредников.
5.Если выбор пал на посредников, хорошую машину лучше продавать через дилеров, проблемную – через перекупщиков.
Самостоятельная продажа автомобиля
Любой автовладелец сталкивался с вопросом, как продать автомобиль самостоятельно. Так как чаще всего автомобиль дорогостоящее имущество, то и у продавца, и у покупателя возникает множество вопросов о том, как правильно оформить сделку продажи. А если машина битая или находится в залоге у банка как кредитная, то сомнений становится еще больше. На самом деле самостоятельная продажа транспортного средства – это несложная задача с которой справится любой.
Документы для реализации машины
Для того чтобы у покупателя не возникло никаких вопросов и автомобиль был продан по всем правилам, необходимо подготовить все документы. Для осуществления сделки понадобятся:
Где оформить куплю-продажу автомобиля?
После того как покупатель осмотрел машину и принял решение о ее приобретении, встает вопрос о том, где же оформить сделку? Есть несколько вариантов, каким воспользоваться – решать вам.
- Оформить продажу автомобиля через нотариуса. Это самый сложный и непопулярный метод. Во-первых, нотариусы не работают по выходным. Во-вторых, за оформление вам придется заплатить несколько тысяч рублей, а в итоге на руки вы получите обычный договор купли-продажи. Так как подобная сделка не должна заверяться нотариально, то этот способ будет лишней тратой времени и денег. Никаких гарантий такой метод не дает.
- Оформить продажу машины через комиссионный магазин. Этот способ будет предпочтителен для покупателей, так как дает некоторые гарантии. Например, в том случае, если ТС продает не сам владелец, а его родственник, друг или знакомый. Новый владелец автомобиля может обезопасить себя и провести сделку через комиссионный магазин, покупая машину непосредственно у автомаркета. Стоит помнить, что такие комиссионки, как правило, берут немаленькие суммы за свое посредничество.
- Оформить передачу транспортного средства через специальные фирмы. Практически в каждом городе действуют фирмы, которые за небольшую плату (500-1000 рублей) составят для вас договор купли-продажи.
- Оформить продажу автомобиля самостоятельно. Самым популярным и распространенным способом в последнее время является самостоятельное оформление договора купли-продажи транспортного средства между продавцом и покупателем. При таком способе вы экономите время и деньги. Кроме этого, вы можете оформить сделку в любое время суток, что очень удобно, например, в том случае, если будущий владелец приехал из другого города.
Пошаговая инструкция самостоятельной продажи транспортного средства
Для того чтобы самостоятельная продажа автомобиля стала для вас элементарным делом, следует подробно изучить пошаговую инструкцию о реализации транспортного средства. Все действия довольно просты и вам не придется обращаться для продажи к третьим лицам.
- В первую очередь займитесь предпродажной подготовкой машины. Если есть возможность и желание – отремонтируйте или подправьте мелкие недостатки как внутри, так и снаружи. Обязательно помойте машину и сделайте химчистку салона, если это необходимо.
- Если автомобиль находится в залоге у банка как купленный в кредит, то необходимо обратиться в отделение банка и написать заявление о желании продать машину.
- Проверьте наличие всех необходимых для купли-продажи документов.
- Сделайте презентабельные фотографии и разместите объявления на самых популярных порталах для перепродажи автомобилей. Кроме этого, можно разместить объявление с машиной в соцсетях. Расскажите всем знакомым о том, что вы продаете авто. Часто именно «сарафанное радио» приводит к сделке. Следите, чтобы телефон на который вы дали объявления был включен и находился в зоне доступа.
- Если вам нужны государственные знаки, то необходимо пойти в отделение ГИБДД, написать заявление и получить новые номера на реализуемое ТС.
- Когда покупатель найден, необходимо заключить договор купли-продажи. Где его оформить – необходимо решить совместно с покупателем.
- Если регистрация в ГИБДД будет производиться покупателем самостоятельно, после заключения договора и передачи денег, необходимо отдать новому владельцу автомобиля все документы на ТС, полный комплект ключей и два договора купли-продажи.
- По желанию можно оформлять транспортное средство в отделении ГИБДД совместно, после происходит передача всех документов и ключей.
Договор купли-продажи автомобиля
Итак, если вы решили оформлять договор купли-продажи автомобиля на месте, то стоит позаботиться о правильном составлении договора. Единого бланка не существует, договор составляется в свободной форме.
Для удобства можно скачать в интернете один из бланков и заполнить его данными. Договор купли-продажи транспортного средства составляется в трех экземплярах. Один остается бывшему владельцу автомобиля, а покупатель забирает два и затем отдает один из них в ГИБДД при постановке авто на учет.
Есть некоторые требования, которых следует придерживаться при заполнении договора:
- все три экземпляра должны быть заполнены однотипно и содержать одинаковые данные;
- в договоре в обязательном порядке указывают данные продавца и покупателя (ФИО, паспортные данные, место регистрации). Кроме этого, необходимо указать все данные об автомобиле (VIN номер, номер СТС и ПТС, госномер, номер шасси/кузова/рамы, цвет, точное название ТС как указано в ПТС). Не забудьте указать стоимость автомобиля цифрами и прописью;
- внимательно переписывайте все данные, особенно VIN номер, номер ПТС и СТС. Если в них будет ошибка – договор будет недействителен;
- зафиксируйте в договоре факт передачи денег фразами «Деньги передал» и «Деньги получил», поставьте дату и подписи.
Вычеты при самостоятельной реализации транспортного средства
Для того чтобы не возникало задолженностей перед государством, важно вовремя подавать налоговую декларацию о продаже автомобиля. Согласно законодательству, каждый человек, продающий автомобиль, может воспользоваться налоговым вычетом.
Налоговый вычет – это сумма, на которую уменьшается налоговая база при уплате налога. Максимальный размер налогового вычета при самостоятельно продаже автомобиля равен 250 000 рублей. Например, если вы отдаете авто за 600 000 рублей, то налог вам будет нужно заплатить только с 300 000 рублей, а не с полной суммы сделки. На всю оставшуюся сумму действует стандартный налог в 13%.
Стоит помнить, что налоговый вычет касается только тех продавцов, которые владеют ТС менее 3 лет.
Если авто было в собственности более трех лет, то владелец полностью освобождается от уплаты налогов. Покупателю важно знать, что в том случае, если вы приобретаете машину за большую сумму, чем указано в договоре купли-продажи и продавец мотивирует это нежеланием платить налоги, вы можете столкнуться с некоторыми проблемами. Например, если автомобиль окажется неисправен, то вы сможете получить назад только ту сумму, которая указана в договоре.
Снятие с учета при продаже автомобиля
Согласно законодательству РФ с 2013 года не требуется предварительное снятие автомобиля с учета при его продаже. Это означает, что покупатель может самостоятельно заключить договор купли-продажи автомобиля, а затем в течение 10 дней зарегистрировать ТС по месту жительства или по месту пребывания. При этом госномера новый владелец может оставить те же.
Небольшие сложности возникают, если владелец хочет оставить себе номера и реализовывать авто без них. В этом случае ему необходимо прийти в ГИБДД до продажи авто, написать заявление о том, что он хочет оставить госномера и переставить их на другую машину. Ему выдадут новые госзнаки , а старый номер будет храниться в ГИБДД в течение 180 дней с момента подачи заявления. В течение этого времени необходимо обратиться в то же подразделение ГИБДД и поставить на учет новое авто с присвоением ему старых госзнаков.
При желании продавца или покупателя машину можно сразу же переоформить в ГИБДД, Даже в том случае, если новый владелец проживает в другом регионе. Для этого достаточно обратиться в отделение ГИБДД со всеми документами и договором купли-продажи автомобиля. Это будет несомненным плюсом для покупателя, так как убережет его от недобросовестного продавца. Ведь в случае регистрации автомобиль проверят и на угон, и на нахождение в залоге, и на штрафы.
Продавец также может себя обезопасить и воспользоваться услугой прекращения регистрации автомобиля. Она необходима в том случае, если покупатель в течение 10 дней с момента подписания договора не поставил авто на учет. Это чревато последствиями, ведь все штрафы и налоги будут приходить прежнему хозяину. Для того чтобы избежать таких проблем, можно через 10 дней с момента продажи пойти в отделение ГИБДД и проверить, был ли перерегистрирован автомобиль. Если нет, то можно прекратить регистрацию, предоставив договор купли-продажи авто и написав заявление. Регистрацию при этом можно будет возобновить в любой момент.
Штрафы перед реализацией транспортного средства
Если у вас имеются штрафы, то перед самостоятельной продажей автомобиля их необходимо оплатить. Рассчитывать на то, что при реализации транспортного средства они «сгорят» или будут начислены новому владельцу не стоит. Все штрафы, которые были получены до момента продажи авто будут числиться за вами. И если покупатель не будет знать о них на момент подписания договора купли-продажи, то при постановке на учет в ГИБДД ему о них точно расскажут, но оплачивать их придется вам. Получается, что самостоятельно реализовать автомобиль со штрафами вы можете, но избежать их выплаты вам все равно не удастся. Помните, что штраф выписывается не на машину, а на ее владельца.
Как самостоятельно оформить куплю-продажу битого автомобиля?
Если вы продаете автомобиль, побывавший в аварии, то сценарий будет таким же, как и с целым авто. Вам необходимо оформить с покупателем договор купли-продажи и передать все документы.
Единственным исключением будет тот момент, что покупатель вряд ли сможет поставить авто на учет в течение 10 дней, ведь порой ремонт и восстановление занимают гораздо больше времени. Для того чтобы обезопасить себя от последствий (получение штрафов и налогов), можно обратиться в ГИБДД с заявление о прекращении регистрации на ваше имя. Обязательно нужно указать, что регистрации прекращается в связи с продажей, а не в связи с утилизацией авто, иначе его больше нельзя будет поставить на учет.
Как оформить реализацию автомобиля в кредите?
Причин самостоятельной продажи кредитованного автомобиля может быть множество: нехватка денег на оплату долга или, например, желание приобрести другое авто. Если вы хотите самостоятельно продать автомобиль, который покупался в кредит и находится в залоге у банка, то необходимо придерживаться следующих действий:
- Вам необходимо сообщить в банк о решении продать автомобиль, узнать остаток долга.
- Банк выдает разрешение на продажу залогового имущества.
- Продавец и покупатель составляют договор о продаже авто, указав полную сумму.
- Часть суммы оплачивается в банке в счет погашения кредита.
- Заемщик берет справку о том, что кредит погашен и получает на руки оригинал ПТС.
- ПТС передается новому владельцу, продавцу отдается оставшаяся часть суммы.
- Новый владелец перерегистрирует автомобиль на себя.
Так как автомобилей, приобретенных в кредит, с каждым годом становится все больше и больше, то при покупке транспортного средства стоит быть внимательными. Помните, что не всегда ПТС находится в залоге у банка, а иногда продавец говорит ,что потерял оригинал, поэтому владеет только дубликатом ПТС. Если продавец совершил продажу авто без разрешения банка, то такие действия считаются незаконными. Банк легко может забрать автомобиль, а покупатель останется и без машины, и без денег.
Продажа автомобиля без купли-продажи
Случаются ситуации, когда машина была отдана новому владельцу без договора купли-продажи. Иногда это происходит из-за спешки, иногда из-за невнимательности. В любом случае это может привести к не самым приятным последствиям как для продавца, так и для покупателя.
Продавец может столкнуться со следующими неприятностями:
- все штрафы, налоги и издержки будут по-прежнему приходить на его имя;
- в случае если машина окажется на штрафстоянке, именно с вас будут взыскиваться задолженность.
У покупателя могут возникнуть следующие проблемы:
- он не сможет поставить автомобиль на учет;
- продавец в любой момент может заявить об угоне авто и покупатель останется и без денег, и без автомобиля, так как никаких подтверждений о собственности у него нет.
Реализовывать транспортного средства без оформления договора купли-продажи опасно и нецелесообразно, тем более что заполнение договора не займет много времени, но поможет избежать серьезных последствий как бывшему владельцу автомобиля, так и покупателю. Приобретением авто без договора купли-продажи часто занимаются перекупщики, которые не хотят вписывать лишнего владельца в ПТС, ведь это понижает стоимость автомобиля.
Нужна ли декларация при самостоятельной продаже автомобиля?
При самостоятельной продаже автомобиля, который находился в собственности менее трех лет, необходимо подавать налоговую декларацию о продаже. При этом необходимо приложить предыдущий договор купли-продажи машины. Он подтвердит, что вы приобретали авто за большую или равную продаже сумму. В этом случае вы избежите уплаты налогов. Если предыдущего договора нет, то у налоговой службы могут возникнуть вопросы.
От подачи декларации освобождаются лица, продавшие ТС, которое было в собственности более трех лет. Если авто реализовано за сумму, равную или меньшую, чем налоговый вычет (250 000 рублей), то декларацию подавать все равно стоит. Просто в этом случае необходимо заполнить заявление на налоговый вычет, и вы будете освобождены от уплаты налогов.
Как лучше оформить реализацию машины?
Самостоятельное оформление сделки по продаже автомобиля хоть и не сложное, но волнительное занятие. Ведь всегда есть риск нарваться на мошенников. Как лучше оформить сделку сказать невозможно, ведь для каждого продавца и покупателя будет свое мнение на это счет. Но есть общие правила, которых стоит придерживаться:
- Не бойтесь самостоятельно оформлять договор купли-продажи прямо на месте, не обращаясь к сторонним организациям. Этот документ будет иметь такую же юридическую силу, как и документ, оформленный у нотариуса. Если он составлен правильно (прописаны все данные авто, продавца и нового владельца) и на нем есть подписи, то он действителен.
- Не стоит продавать ТС по генеральной доверенности. Не соглашайтесь на уговоры покупателя о том, что у него нет времени и он обязательно оформит авто на себя в самое ближайшее время. Лучшим вариантом заключения сделки будет подписание договора купли-продажи. Тем более что составляется он в свободной форме прямо на месте и его подписание не займет много времени.
- Если вы хотите оставить номерные знаки себе, то стоит позаботиться об этом заранее. Сделать это после самостоятельной продажи будет уже невозможно.
- Обязательно сохраняйте договор купли-продажи, ведь он может стать доказательством того, что вы давно не владеете транспортным средством и не ответственны за налоги и штрафы.
Нюансы в самостоятельной продаже автомобиля
Конечно, покупатель сталкивается с большими рисками во время покупки автомобиля, но и собственник машины не застрахован от неприятностей. Чтобы не было проблем во время самостоятельной продажи авто или после нее, следует учитывать следующие нюансы:
- Обязательно правильно составляйте договор купли-продажи, проверяйте все данные, ставьте дату, и, возможно, даже время покупки. Это обезопасит вас от штрафов, которые может получить новый владелец перегоняя авто в свой регион или к месту жительства.
- Лучше заранее проверьте, не находится ли ваша машина в аресте у судебных приставов. Это поможет вам избежать проблем с покупателем, который не сможет поставить авто на учет.
- Если вы опасаетесь, что покупатель может отдать вам фальшивые деньги, то можете осуществить передачу денег в банке. Для этого попросите покупателя внести денежные средства на ваш счет. Если они фальшивые, то в кассе банка их не примут.
- Если принято решение регистрировать автомобиль сразу и вместе, то деньги продавцу должны быть переданы до момента регистрации.
Как продать машину с пробегом?
Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года |
Выставляя на продажу свою машину, каждый хочет сбыть ее быстро и за достойную цену. Однако реализовать авто с пробегом не всегда бывает просто.
Преимущество нового автомобиля основывается на идеальном состоянии транспортного средства. Новая модель не нуждается в проверке ее ходовых качеств. В случае покупки авто у дилерского центра на него распространяются условия гарантийного ремонта.
Подержанный автомобиль такими характеристиками и опциями похвастаться не может. Но реализовать подержанное ТС можно через знакомых или с помощью различных сайтов объявлений. Рассмотрим подробнее, как можно выгодно продать авто с пробегом.
Владелец б/у автомобиля должен грамотно подготовить машину к продаже, в том числе собрать все необходимые документы.
Что влияет на продажу?
Автомобиль — одно из наиболее сложных технических средств передвижения, где в большей степени оценивается не внешний вид, а ходовые качества. Природные условия беспощадны даже к наиболее технологичным моделям — машина с небольшим пробегом уступает по своим характеристикам более поздней своей версии.
Второй по значимости фактор успешной продажи подержанной машины — юридическая «чистота» документов на нее. Покупателя можно обмануть по телефону, предоставив некорректную информацию, но при личном изучении документов скрыть количество собственников или год выпуска автомобиля невозможно.
Неважно, что движет вами при подаче объявления по продаже собственного авто. В любом случае важно соблюдать предусмотренные ГК РФ правила заключения сделки, чтобы реализовать б/у автомобиль без негативных для себя последствий.
После продажи авто, покупатель вправе взыскать с вас убытки, если обнаружил скрытые дефекты в машине.
Как выгодно продать автомобиль?
Наиболее эффективный метод организации продажи даже на запчасти — следование следующей пошаговой инструкции:
- проведите диагностику авто на выявление недостатков технического состояния;
- при необходимости произведите ремонт или будьте готовы соразмерно снизить цену с учетом выявленных недостатков;
- выберите способ подачи объявления, который позволит охватить наибольшее число потенциальных покупателей (газеты, интернет-площадки и социальные сети, и пр.);
- подготовьте внешний и салонный вид машины — посетите автомойку и химчистку, заберите из салона все личные вещи;
- соберите пакет документов-оригиналов на транспортное средство;
- проверьте отсутствие задолженностей по оплате штрафов за нарушение ПДД с участием вашего автомобиля.
Документы для продажи автомобиля
Пакет обязательных для продажи документов включает в себя:
- ПТС;
- паспорт владельца ТС;
- техпаспорт (свидетельство о регистрации ТС);
- полис ОСАГО;
- договор купли-продажи (ГК РФ предусматривает простую письменную форму договора без необходимости его дополнительной регистрации);
- доверенность на представителя, если автомобиль продает не владелец.
При составлении договора обязательно укажите наименование машины, в противном случае документ будет признан недействительным.
Иными условиями, по которым стороны должны прийти к соглашению, являются стоимость авто и момент перехода прав на него.
После подписания договора и перерегистрации машины на нового владельца, не забудьте оплатить налог на автомобиль до 1 декабря следующего за отчетным годом. Налог начисляется автоматически исходя из срока фактического пользования автомобилем в отчетном году.
Если в течение 10 дней с момента продажи машины новый владелец не произвел перерегистрацию ТС, обратитесь самостоятельно в территориальное подразделение ГИБДД. Так вы исключите риск наложения на вас штрафов по устаревшим данным базы.
Кроме основных требований, предъявляемых к сделке, продавец должен ознакомиться с рядом нюансов, которые влияют на эффективность продажи.
Рейтинг самых продаваемых автомобилей в мире
Автомобильная промышленность достигла такого уровня технического оснащения транспортных средств, что соревнование между концернами вышло на международный уровень. Рейтинг самых продаваемых автомобилей свидетельствует не только о качестве машины, но и о положении конкретной страны на международном экономическом рынке.
Рейтинг не является объективным показателем качества автомобиля, поскольку объемы продаж зависят не только от характеристик, но и от соотношения цена-качество.
Для продажи автомобиля с пробегом изучение сводных таблиц позволяет сформировать потребительские предпочтения и требования к товару.
Общепризнанными лидерами являются Китай, Германия и Япония. Китай обгоняет по продажам, Германия и Япония ежегодно соревнуются за звание производителя года. Самыми популярными моделями в 2017 году стали Toyota Corolla, Ford F-Series и Honda CR-V (продано 183, 147 и 145 тыс. машин соответственно). Также в топ-5 попали Volkswagen Golf и Toyota RAV4.
Еще один критерий продаж, который затрагивает владельцев автомобилей с пробегом, — вероятность угона. Важно оценить, насколько привлекательной для преступления станет конкретная марка машины. Низким показателем отличается Швеция.
Наиболее объективным является рейтинг продаж машин с пробегом. Критерии отбора здесь иные — соотношение цены и состояния автомобиля и пробег. Лидерами неофициальной гонки подержанных авто являются, как ни странно, Россия и Япония. Место нашей страны обусловлено не собственной маркой, а сборкой моделей крупных европейских автопромов.
На первом месте оказался Ford Focus (продано больше 61 тыс. машин), далее идут Toyota Corolla, Hyundai Solaris, Toyota Camry и Renault Logan.
Особенностью рейтинга вторичный автомобилей также является ограниченный выбор моделей авто. С трудом реализуются внедорожники и крупные джипы, которые потребляют повышенное количество топлива из-за большого объема двигателя.
Все указанные показатели внимательно отслеживаются и оцениваются владельцами б/у автомобилей и покупателями как основные факторы, на которые следует обратить внимание при купле-продаже.
Можно ли продать автомобиль, находящийся в кредите?
Приобретение автомобиля — ответственный шаг, требующий больших денежных вложений. Не всегда необходимые на покупку средства есть у гражданина, поэтому приходиться оформлять заем.
Выплата кредита — длительное мероприятие, в течение которого меняются жизненные обстоятельства или отпадает необходимость в данном транспортном средстве. К таким причинам можно отнести:
- отсутствие средств, чтобы погасить долг;
- появилась необходимость покупки нового автомобиля другой марки;
- иные банки предлагают более выгодные условия кредитования.
Что же делать в ситуации, когда необходимо срочно продать автомобиль, находящийся в залоге у банка?
Право на распоряжение машиной, купленной в кредит, остается за вами.
Банку неважно, кто будет выплачивать кредит — вы или новый собственник. Но его позиция зависит от проводимой политики кредитования, и условиями договора продажа машины может быть запрещена.
Владелец авто должен обратиться с заявлением в кредитное учреждение, чтобы получить письменное согласие банка на сделку.
Продажу авто, по которой не выплачен кредит, можно осуществить двумя способами:
С согласия банка
Путем замены предмета залога
Перед тем, как согласиться на переоформление, рассчитайте фактические затраты, которые в подобных случаях обязан уплатить заемщик.
Рефинансирование кредита — еще один способ снять обременение с машины перед продажей. В случае, когда владелец выплатил значительную часть суммы кредита, он может обратиться за получением нового кредита без условия о залоге. Выбор данного способа зависит от условий рефинансирования и предложений кредитных учреждений.
Продажа автомобиля через салон — гарантия выполнения всех обязательств контрагентом, но цена договора будет ниже, чем на рынке подержанных автомобилей.
Если речь идет о перепродаже б/у автомобиля, находящегося в залоге, это означает, что владелец приобрел авто в официальном салоне. В данном случае салон и кредитное учреждение выступают партнерами. Поэтому можно обратиться в автосалон и продать машину обратно, а за счет вырученных средств погасить остаток кредита.
Как продать машину на запчасти выгодно и быстро?
Продажа машины на запчасти — выход из ситуации, когда больше нет возможности пользоваться автомобилем лично или продать его целиком. Причин в данном случае множество:
- автомобиль неисправен и починить его невозможно, либо стоимость ремонта превышает потенциальную цену, по которой его можно продать впоследствии;
- машина побывала в крупной аварии или тяжелых погодных условиях — даже если внешний вид не сильно пострадал, она может прийти в негодность в ближайшее время под действием коррозии или иных последствий аварии;
- срок эксплуатации транспортного средства превышает все разумные пределы, в связи с чем реализовать его не представляется возможным.
Альтернативным вариантом продажи авто на запчасти посредством разборки является его реализация через посредников, включая интернет-ресурсы.
Вне зависимости от характера причин продажи действия владельца машины сводятся к следующему:
- оценка популярности марки транспортного средства, год выпуска и фактический износ деталей — данные факторы напрямую влияют на стоимость продажи;
- размещение объявления во всех доступных источниках;
- посещение места разборок автотранспорта.
Если важна высокая цена продажи, придется запастись терпением и свободным временем для сравнения цен и условий от разных специализированных организаций.
Самостоятельно продать машину на запчасти — выбор тех владельцев, которые разбираются в устройстве автомобиля и могут снять детали без нанесения им ущерба.
Их реализация с рук является непопулярным методом продажи. Частные продавцы ничем не гарантируют качество детали и не могут подтвердить ее фактический износ документально.
В отличии от купли-продажи автомобиля, продать машину на запчасти без посещения ГИБДД невозможно. В данном случае следует воспользоваться государственной услугой по снятию авто с регистрационного учета по причине его утилизации. Снятие происходит на основании заявления и предварительной записи в территориальное подразделение ГИБДД.
Справка о снятии машины с учета является единственным требованием для продажи ее запчастей.
Продать автомобиль можно в любом виде — новый, подержанный, находящийся в залоге, либо его запчасти. Главное, чтобы были соблюдены требования, предъявляемые к оформлению сделки в каждом конкретном случае.
Как я продаю свои машины через интернет
Небитые, некрашеные, один хозяин
Есть разные способы продать автомобиль — со своими плюсами и минусами.
Расскажу, почему я продаю свои машины самостоятельно через «Авто-ру» или «Авито» и чем мне не нравятся другие способы.
Сразу оговорюсь: я не зарабатываю на продаже машин. Все проданные машины я покупал не для перепродажи, а для себя.
Почему я продаю машины сам
Для начала рассмотрим самые популярные способы продать свою машину, если вы не перекупщик и не хотите с утра пораньше в воскресенье занимать себе место на авторынке.
Продать машину перекупщикам или в автосалон, который выкупает автомобили с пробегом. Это самый простой вариант.
Плюс: это быстро.
Минус: скорее всего, машину оценят намного дешевле реальной стоимости.
Продать машину через комиссионный автомагазин. Такие компании выставляют машину на своей площадке, показывают ее покупателям и, возможно, смогут продать. За свои услуги магазины берут комиссию: либо от продажи, либо, если вы забрали автомобиль, за время, которое машина простояла на площадке.
Плюс: экономия времени — сотрудники компании делают работу за вас.
Минусы: автомобиль могут не купить, но за время, пока машина выставлена на площадке, придется заплатить. Кроме того, вы не сможете пользоваться автомобилем, пока он на продаже.
Воспользоваться услугой «трейд-ин» — то есть обменять свой автомобиль на другой с доплатой. Такой сервис доступен в большинстве автосалонов. Когда услуга только появилась, обменять свою машину можно было только на новую. Сейчас некоторые автосалоны готовы предложить в том числе и автомобиль с пробегом. Это удобно, если в этом же автосалоне вы выбрали другой автомобиль.
Плюсы: это быстро; возможно, вам дадут хорошую скидку на новую машину.
Минусы: стоимость вашего автомобиля оценят ниже рыночной, не всегда получится найти подходящий вариант новой машины.
Мой опыт. Все эти варианты мне не нравятся из-за их минусов. Когда я продаю автомобиль самостоятельно, я сам решаю, за какую сумму готов расстаться с ним и какую скидку дам покупателю. К тому же, если у меня еще нет другого автомобиля, то я продолжаю ездить на старом и остаюсь мобильным. И никому не нужно платить.
Самостоятельная продажа отнимает много времени: нужно сделать хорошее объявление, а потом показывать машину каждому потенциальному покупателю и самостоятельно оформлять сделку. Расскажу обо всем по порядку.
Как самостоятельно продавать на «Авито» или «Авто-ру»
Сайты вроде «Авито» или «Авто-ру» называются классифайдами — это специальные порталы, где размещают объявления о продаже какой-либо категории товаров, в нашем случае — автомобилей. Самые популярные автомобильные классифайды в России: «Авто-ру» , «Авито» и «Дром-ру» . Последним я не пользуюсь, потому что мне он кажется неудобным.
В интернете есть много инструкций, как создать хорошее объявление для размещения на классифайде. Я расскажу о своем алгоритме на примере «Авто-ру» и выделю два пункта, которые часто игнорируют, но я считаю их важными.
Основную информацию о своем автомобиле можно найти в свидетельстве о регистрации транспортного средства (СТС) — оно понадобится, чтобы правильно заполнить объявление.
На первом этапе нужно выбрать марку, модель, год выпуска, тип кузова и поколение автомобиля. Год выпуска и тип кузова написаны в СТС. Далее нужно указать тип двигателя, привода, коробки передач и модификацию мотора: объем и мощность. Это тоже можно найти в СТС.
Дальше самое интересное: заполнение информации об автомобиле и загрузка фотографий. Тут я придерживаюсь трех важных правил.
Дать максимум информации. Формы для заполнения данных на разных классифайдах похожи. Обязательно нужно указывать VIN, или вин-номер , цвет, пробег, год выпуска, количество владельцев, цену и контактные данные: имя, номер телефона — он также необходим для подтверждения того, что вы реальный продавец — и место осмотра. Кроме этого, есть поле для описания в свободной форме.
VIN (vehicle identification number) — идентификационный номер автомобиля. По нему можно узнать марку и модель автомобиля, год выпуска, а иногда и информацию о модификации, комплектации, двигателе, типе кузова, цвете машины
Я полностью описываю технические характеристики, состояние, комплектацию и опции. Например, если в машине есть мультимедийная система, которая соединяется с телефоном через блютус, а у соседа такой опции нет, я указываю это: будет преимуществом перед другими объявлениями. Если автомобиль недавно прошел техническое обслуживание, об этом тоже стоит рассказать.
Например, вот так выглядело мое последнее объявление:
Если у автомобиля есть крашеные элементы, можно указать их на схеме — так будет честно, но, возможно, некоторые покупатели сразу откажутся от вашей машины.
Какую цену указывать
Я делаю так: на разных сайтах ищу похожий автомобиль. Он должен быть того же года выпуска, с аналогичным пробегом — я оставляю «коридор» плюс-минус 20 тысяч километров, — с такими же техническими характеристиками и комплектацией. Сравниваю предложения и определяю некую среднюю цену.
Если продажа не срочная, а машина в хорошем состоянии, можно немного повысить цену, на 2—4% , тогда появится шанс продать дороже. На хороший автомобиль всегда находится свой покупатель, но, возможно, это займет чуть больше времени. Если продать нужно скорее, указываю цену чуть ниже средней.
Не стоит указывать ложную информацию о количестве владельцев, ДТП, скручивать пробег или скрывать какие-либо ограничения, которые наложены на автомобиль. Эту информацию легко узнать из открытых источников: бесплатно — на сайте ГИБДД или не бесплатно — в специальных сервисах, которые собирают подробные отчеты по автомобилю. Например, на «Автотеке» я покупал такой отчет за 129 рублей.
Наиболее подробно показать состояние машины на фотографиях. Я делаю столько фотографий, сколько необходимо, чтобы проиллюстрировать покупателю все преимущества и недостатки автомобиля. Это помогает сэкономить время на встречах с клиентами. Стараюсь делать не меньше 20 фотографий, качественно и при хорошем освещении.
Автомобиль должен быть чистым как снаружи, так и внутри.
Провести предпродажную подготовку. Показывать автомобиль нужно чистым снаружи и в салоне, а еще необходимо привести его в технически презентабельное и исправное состояние. Например, перед продажей своей машины я поменял две перегоревшие лампочки и обработал сколы краски на капоте. Кисточка для подкраски автомобиля и лампочки обошлись мне в 140 рублей.
Но какие-то работы требуют значительно больше времени и денег — стоит проводить такие работы или нет, зависит от степени повреждений и умения договариваться с покупателем. Всегда можно предложить соразмерную скидку или обсудить варианты устранения недостатка. Но некоторые повреждения могут доставить будущему владельцу юридические неприятности. Например, нельзя поставить на учет автомобиль с трещиной на ветровом стекле. Я бы поменял его до продажи, чтобы увеличить шансы найти покупателя быстро.
Частные объявления размещаются бесплатно. Но если один человек продает много автомобилей, он считается коммерческим продавцом и должен оплачивать размещение объявлений по тарифу портала.
После заполнения всех пунктов модераторы проверяют публикацию и обычно одобряют ее — объявление попадает в открытый доступ. Но иногда случаются и необычные ситуации — расскажу в следующем разделе.
Как мошенники воруют VIN
Однажды «Авито» отклонил мое объявление: выяснилось, что недавно на сайте уже продавали автомобиль с таким VIN, — система решила, что я купил автомобиль для перепродажи и должен заплатить за размещение. Но в реальности мой автомобиль никогда не выставлялся на продажу, а я не занимаюсь перепродажей машин.
Случилось это вот почему. Какой-то перекупщик приобрел похожую по параметрам машину. Если бы он тут же разместил ее снова, модераторы справедливо решили бы, что он купил ее для перепродажи и должен заплатить за размещение объявления. И тогда перекупщик, чтобы разместить объявление бесплатно, указал другой VIN, но от автомобиля с аналогичными характеристиками, цветом кузова, годом выпуска. Мне не повезло: в качестве подставного Р -номера перекупщик указал номер моей машины.
К сожалению, застраховаться от подобной схемы невозможно, как и привлечь к ответственности злоумышленников. Но если очень хочется разместить объявление на сайте, где его отклонили, обратитесь в службу поддержки пользователей.
На мое первое обращение служба поддержки отреагировала шаблонным ответом: «Другой пользователь недавно выставлял этот автомобиль на „Авито“. Мы сделали вывод, что вы перепродаете авто, чтобы получить доход. Так как мы предоставляем площадку с тысячами потенциальных покупателей, такое размещение у нас платное. Пожалуйста, отредактируйте объявление: выберите „Автомобиль приобретен на продажу“ в поле „Вид объявления“. Покупатели не видят это значение в объявлении».
Повторный звонок не дал результатов. Тогда мне пришлось заказать отчет на «Автотеке» — я писал об этом сервисе выше, он составляет отчет по вин-номеру автомобиля. Я предполагал, что раз мошенники используют мой VIN, то в отчете могут появиться записи, которые не относятся к моей машине.
Так и получилось: из отчета я узнал, что такая же белая Лада Калина продавалась в мае этого года в Ставропольском крае, посмотрел фотографии, которые сделал продавец, и историю заездов машины на техническое обслуживание. Еще в «моем» отчете был указан пробег автомобиля на момент продажи — 62,5 тысячи километров. Это было больше, чем реальный пробег моей машины — 54,5 тысячи километров. Я опасался, что если покупатель закажет такой же отчет, то это его отпугнет: никто не любит скрученные пробеги.
С этой информацией я снова обратился в службу поддержки, объяснил ситуацию, сотрудники зафиксировали ее. После рассмотрения обращений и отчета мое объявление опубликовали. На разбирательство ушло три недели. Все это время объявление висело еще на одном сайте, через который в итоге нашелся покупатель.
После размещения объявления
Где показывать автомобиль. На это нет никаких правил — как договоритесь с покупателем. Из моей практики, они обычно сами спрашивают, где можно посмотреть автомобиль. Иногда просят куда-то подъехать, но тут уже нужно смотреть по ситуации: удобно ли это вам. К каждому потенциальному покупателю на другой конец города через пробки не наездишься.
Иногда покупатели предлагают провести диагностику в автосервисе. Я считаю, что потенциальный покупатель должен сам оплачивать эту диагностику, потому что таких просмотров может быть много — если платить за каждый, то можно разориться.
Как общаться с перекупщиками. С вероятностью почти 100% первыми на объявление откликнутся перекупщики, которые будут сильно сбивать цену либо прямо по телефону, либо при осмотре. Перекупщики прикидываются автомобильными экспертами, находят у машины или придумывают ей недостатки и пытаются сбить цену, чтобы выкупить ее дешево.
Например, когда я продавал последний автомобиль, у «покупателя» был неправильно откалиброванный толщиномер — устройство для измерения толщины лакокрасочного покрытия. Прибор показывал завышенные значения по всем кузовным элементам — как будто машина битая «в круг» и зашпаклеванная. Под капотом он нашел масляные подтеки — исправить эту проблему на станции стоит 500 рублей, а он просил скидку за это 5 тысяч рублей. Я прекрасно знал историю автомобиля и был уверен в том, что машина хорошая, поэтому с таким покупателем попрощался.
Если вы попали в похожую ситуацию и вам кажется, что вас пытаются необоснованно продавить, не стоит ничего доказывать — лучше дождаться честного покупателя. Если вы продаете машину впервые и еще не очень хорошо разбираетесь в этом, возьмите с собой на встречу друга, который подкован в технических вопросах. К тому же, возможно, он уже когда-то продавал или покупал автомобиль и хорошо знаком с процессом.
Еще встречаются покупатели, которые по телефону подробно интересуются автомобилем, узнают все детали и даже договариваются о встрече, но перед ней просят прислать сканы документов на машину. Если покупатель вызывает у вас подозрение или просит документы слишком настойчиво — стоит насторожиться и, возможно, отказаться от сделки. К сожалению, подделка документов и обманутые продавцы — это реальность. Если покупатель хочет самостоятельно проверить «чистоту» автомобиля, ему будет достаточно узнать VIN — его можно сказать, в этом ничего криминального.
Иногда люди назначают встречу, но потом пропадают. Хорошо, если они перезванивают и объясняют ситуацию, отменяют встречу. Некоторые этого не делают и не отвечают на звонки.
Стоит ли торговаться. Приятно, когда на осмотр машины приходят грамотные эксперты, которые планируют купить автомобиль. Обычно они знают рыночную стоимость машины, не придумывают причины для скидки и торгуются, только когда находят какие-то недостатки.
Часто случается, что после осмотра покупатель задает вопрос: «Какая итоговая цена машины?» В такой ситуации важно заранее определить минимальную стоимость машины, за которую вы готовы продать ее. Последний раз я выставил на продажу автомобиль за 255 тысяч рублей, понимая, что это выше средней цены, поэтому решил, что смело могу скинуть цену до 240 тысяч рублей. Но не нужно сразу говорить покупателю минимальную цену: если машина хорошая, а деньги не нужны срочно, лучше подождать других покупателей — достойные предложения на вторичном рынке встречаются нечасто.
Некоторые покупатели приходят с семьями и маленькими детьми. Покупатель может не разбираться в автомобилях и часто ищет вариант подешевле. Такие клиенты начинают торговаться, просят скинуть цену, потому что «нужно докупить чехлы на сиденья, чтобы дети не пачкали салон, и детское кресло». Я не люблю делать скидки таким покупателям, потому что всегда знаю актуальную рыночную стоимость машины и не считаю такой торг обоснованным. Но, если машину нужно продать быстрее, можно сделать скидку и провести сделку.
Где и как оформлять сделку
Безопаснее всего заключать сделку где-то в людном месте, желательно там, где есть камеры наблюдения. Для меня лучшее место — отделение банка. Здесь можно сразу положить деньги на карту или счет, к тому же есть столы и стулья — удобно, чтобы подписать документы. Безопасный вариант получения денег такой: покупатель снимает их в банкомате или через кассу при вас — так исключается риск того, что купюры окажутся фальшивыми.
С 15 октября 2013 года для переоформления автомобиля не обязательно ехать в отделение ГИБДД — достаточно подписать три экземпляра договора купли-продажи и передать покупателю документы и ключи от машины. Также нужно поставить подпись в ПТС — паспорт транспортного средства, выдается при покупке автомобиля — в графе «Подпись прежнего собственника».
На «Авто-ру» можно заполнить бланк договора и распечатать его
В течение десяти дней покупатель должен поставить автомобиль на учет на свое имя. Если он не сделает этого, штрафы и транспортный налог будут начисляться на ваше имя, потому что он будет ездить с госномером, который оформлен на вас.
Если новый владелец окажется непорядочным человеком, доказывать свою невиновность придется через суд. Закон будет на вашей стороне, но время на юридические разбирательства придется потратить. Узнать, зарегистрировал ли покупатель автомобиль на себя, можно на сайте ГИБДД с помощью инструмента «Проверка автомобиля».
После продажи можно вернуть деньги за неиспользованную часть страховки ОСАГО (обязательный полис страхования для транспортных средств) и каско (добровольное страхование машины). В марте я застраховал автомобиль только по ОСАГО, полис стоил 8 тысяч рублей. В августе продал машину — значит, страховкой я пользовался только 5 месяцев. За оставшиеся 7 месяцев страховая компания вернула деньги — 3,5 тысячи рублей после вычета 23% по правилам ЦБ.