Пропедевтика курса информатики в начальной школе Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щадная Мария Анатольевна
В статье анализируется необходимость изучения информатики , начиная с младшего школьного возраста; рассматриваются цели, которые ставятся перед учителем и учащимися при изучении информатики в начальной школе .
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щадная Мария Анатольевна
Текст научной работы на тему «Пропедевтика курса информатики в начальной школе»
ПРОПЕДЕВТИКА КУРСА ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Щалная М.А.
Щадная Мария Анатольевна – старший преподаватель, кафедра информатики, ф изико-мат ематический фа куль т ет, Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский
Аннотация; в статье анализируется необходимость изучения информатики, начиная с младшего школьного возраста; рассматриваются цели, которые ставятся перед учителем и учащимися при изучении информатики в начальной школе.
Ключевые слови: информатика, начальная школа, преемственность обучения.
Наша действительность диктует свои условия для комфортного и успешного “вливания” детей во взрослую жизнь. В постиндустриальном мире. в котором мы с вами живем, существует четкая необходимость в том. чтобы люди могли с легкостью осуществлять все необходимые действия с информацией: поиск, обработку и хранение информации, а также своевременную передачу актуальной и достоверной информации.
Привитие этих навыков, в большей степени, необходимо начинать в раннем школьном возрасте, постепенно сводя привычки сначала в навыки, доводя их до автоматизма, а затем и в устойчивые знания. Как это осуществляется с научением детей счету, письму и чтению в начальной школе, и затем, закреплению этих навыков в старшей школе.
Таким образом, важной составляющей учебного процесса в начальной школе выступает формирование комфортной информационной и коммуникационной среды, которая включает в себя на обязательном уровне не только информационные объекты и связи между ними, но и
средства, технологии, обеспечивающие сбор, обработку, передачу и хранение информации.
С одной стороны, наше современное общество, функционируя в этой среде, вносит в нее изменения. которв1е оказывают влияние на нее, улучшая ее: с другой же стороны.
научно-технический прогресс также вносит в информационную среду свой вклад, усовершенствуя в первую очередь, техническую сторону информационно-коммуникационной среды, что влечет за собой изменение взаимоотношений в обществе между их участниками во всех возрастных группах: будь то взрослые, подростки или младшие школвники.
Современный мнр ставит перед образованием задачу, не толвко воспитать гуманного человека, но и сформнроватв качества будущего профессионала, свободно владеющим навыками грамотного применения информаиноннв1х технологий, как в профессиональной. так и в социально -бвгговой сфере.
Актуальнвш вопросом выступает определение возраста учащихся, с которого можно или нужно начинатв изучение информатики как предмета в школе. В настоящее время рекомендуется начинатв обучению информатики в соответствии со следующим делением по курсам:
1. Пропедевтический курс информатики (началвная школа и 5-6 классв1 средней общеобразователвной школы);
2. Базовый курс информатики (7-9 классы средней общеобразовательной школы);
3 . Профильный курс (10-11 классы средней общеобразователвнойшколв1).
Для каждого временного периода изучения информативен вв1 делены свои значимые пели. которые можно сформулировать следующим образом: на пропедевтическом курсе осуществляется знакомство учащихся с компьютером, позволяя сформировать основу информационной культуры; изучение информатики на базовом уровне предполагает, что учащиеся овладеют навыками владения компьютером в учебной и профессиональной деятельности; и, наконец.
профильный курс, целью которого является продолжение изучения курса информатики на более высоком уровне.
Изучение информатики в начальной школе направлено на достижение таких целен, как:
1. Научить учащихся работать с информацией: о суше с тв лягв ее поиск, анализ, обработку, передачу и хранение информации:
2. Формирование компьютерной грамотности и информационной кулвтуры;
3. Подготовка учащихся к дальнейшему изучению информатики, знакомство с фундаменталвнв1ми знаниями основ информатики, т.е. знакомство учащихся с основными понятиями, к которым относят такие понятия, как: информация, объект, алгоритм.
4. Формирование целостной картннв1 возможностей и ере он а л вно го компвютера, к которым относят: возможноств рисоватв, вычислять и писатв; возможноств сохранения информации в памяти компьютера, представленной в виде рисунка или символов: возможноств передачи информации: возможность поиска необходимой информации.
Таким образом, если рассматриватв основные цели изучения курса информатики в началвной школе, то их можно пред ста витв следующим образом:
1. Развитие логического мышления, направленное на развитие способностей принимать решения, н формирование умений мыслить последователвно и рассудительно;
2. Развитие алгоритмического мышления:
3. Развитие системного мышления, т.е. умение определять и выстраивать отношения между объектами:
5. Повышение уровня информационной культуры.
Итак, воспитание информационного мировоззрения – это основная цель. которую ставит перед собой пропедевтический курс информатики, т.е. подготовка младших школвников к умению работатв с большими объемами информации.
Можно сделать вывод, основываясь на том. что целью начального образования является формирование устойчивого фундамента для дальнейшего обучения, что информатика в начальной школе, на пропедевтическом этапе обучения, может быть рассмотрена в контексте двух позиций:
1. Формирование необходимых и достаточных знаний об информационной деятельности человека.
2. Умение решать задачи с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, т.е. осуществлять поиск, обработку, передачу и хранение информации.
Информатика может не просто увлечь детей, но и дать нм возможность изучения школьных предметов с принципиально новой стороны, так. например: изучение текстового редактора на уроке информатике может способствовать и выработке умению грамотного написания текста, и формулирования своих мыслей; изучение технологии поиска необходимой информации побуждает детей познавать окружающий мир. расширять кругозор и. как следствие, формировать личностные качества такие, как самостоятельность и творчество; изучая на уроках информатики графический редактор, у учащихся развивается образное и логическое мышление в совокупности с эмоциональной составляющей. Таким образом, можно сказать, что информатика тесно связана с другими предметами школьного курса начальной школы, помогая учащимся в процессе обучения.
Информатика выполняет сложную функцию, с одной стороны, обучая учащихся необходимым знаниям по предмету, с другой стороны, мотивирует учеников применять полученные знания в процессе изучения других предметов школьного курса.
В соответствии с ФГОС к учащимся, выпускных классов начальной школы, предъявляются требования, в которых четко прописаны и знания, и умения в области информационно-коммуникационных технологий. Уровень знаний, которыми должны овладеть ученики начальной
школы, предполагает регулярное изучение информатики, как самостоятельного урока в учебном плане, но, согласно ФГОС нового поколения, информатика, как отдельный предмет в начальной школе не выделена в самостоятельный предмет. Она изучается частично в рамках несколвкнх дисциплин: математики и технологии. н, в рамках других дисциплин. Таким образом, при отсутствии информатики, как предмета в начальной школе, спрос с учащихся достаточно велик и предполагает, что ученик сможет овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.
Чтобы нзучитв все то. что предписывает федеральный стандарт в области информатики, учебные заведения идут одним из двух путей: организуют либо внеклассную работу в форме кружка информатики, либо ввщеляют дополнительные часы за счет часов математики и технологии.
В заключении можно сказать, что пропедевтика курса информатики в начальной школе это не только важная составляющая учебного процесса в целом, но достаточная и необходимая работа с учащимися с тем. чтобы сформнроватв требуемые стандартом знания и умения, и, обязательно, осушествитв преемствен но ств информатики при переходе учащихся с начальной школы в среднее звено.
Информатика в начальных классах
В современном мире, когда технологии развиваются очень быстро, без знания компьютера просто не обойтись. Чем раньше ребенок будет обладать компьютерной грамотой, тем лучше. Информационная эпоха, в которую мы живем, действительно требует от детей новых навыков – таких, как способность получать, оценивать и интерпретировать большое количество данных. И все это невозможно сделать без компьютерного помощника, который становится основным средством получения информации и общения.
Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе. Это в первую очередь связано с необходимостью владения компьютерной грамотностью. Но не менее важной задачей является привитие ребенку навыков абстрактного мышления, умения логически мыслить. Все это предъявляет качественно новые требования к обучению в начальной школе. Именно дети младшего школьного возраста легче усваивают основные понятия и получают практические навыки работы на компьютере. Новые информационные технологии в образовании в сочетании с традиционными средствами способствуют развитию ребенка как творческой личности.
Актуальность изучения информатики в начальных классах выражается в том, что рано или поздно дети начинают использовать компьютер — использовать не как предмет изучения, а как удобное средство решения тех или иных повседневных задач. Так почему же не научить ребенка правильному взаимодействию с компьютером, подобно тому, как мы учим его в школе правильно держать ручку и правильно сидеть при письме? Мне кажется, что основные пользовательские навыки лучше усвоятся в раннем возрасте.
В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все то, что ему неизвестно. Учащиеся начальной школы, как правило, уже имеют определенные представления о компьютере и компьютерных программах. Моя задача, как учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы систематизировать эти стихийно сложившиеся представления и связать их с основными понятиями информатики.
Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это вовсе не предмет для игры и попутчик в путешествии по виртуальным мирам, а инструмент решения различных задач.
На каждом уроке информатики целесообразно совмещать изучение теоретического материала с выполнением практических заданий для отработки умений и навыков учащихся. Младший школьник должен уметь планировать и организовывать свою деятельность, работать в паре, в группе, работать с различного рода информацией.
Если рассматривать структуру самого урока информатики, то можно выделить следующие этапы:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. Обычно в этот этап урока входит приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана и целей урока.
2. Проверка домашнего задания, которая проводится разными методами в зависимости от поставленной цели.
3. Введение нового материала, которое осуществляется или на основе сообщения учителя или путем самостоятельной его проработки учащимися.
4. Закрепление нового материала. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
5. Контроль над результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
6. Задание на дом. В эту часть урока входит объяснение сущности задания и, если нужно, методики его выполнения.
7. Подведение итогов урока.
Урок может включать все названные элементы (комбинированный урок), или только некоторые (специализированный урок, направленный на решение определенной дидактической задачи).
В течение урока информатики в начальной школе необходимо проводить физкультминутки двигательные и для глаз (1-3 минуты). Работа на компьютере должна строго соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Для учащихся 3-4 классов время работы на компьютере составляет не более 15 минут. Исходя из этого, целесообразно разделить урок на две части: первая часть урока – это работа с тетрадью и учебником, вторая часть урока – работа за компьютером. Очень важно, чтобы за каждым ребенком было закреплено свое рабочее место, что требуется по технике безопасности.
Результатом работы является развитие грамотной речи, умение детей слушать и слышать друг друга, проявление познавательных интересов, применение знаний на других уроках.
Предмет информатики реализует различные межпредметные связи, то есть при изучении практические задания по информатике наполняются различным предметным содержанием.
В 3-4 классах, когда понятия информатики и информации становятся осознанными, я предлагаю детям создать презентации, подготовить доклады, которые используются на уроках окружающего мира, математики, русского языка, литературного чтения. Это является своеобразной «гимнастикой для ума», дети с удовольствием читают дополнительный материал, делятся своими «открытиями» с товарищами. Все это делает урок познавательным, интересным и запоминающимся.
При работе с младшими школьниками чрезвычайно важно разнообразие форм, методов и приемов работы на уроке. На каждом моем уроке присутствуют элементы игры, проблемные ситуации, исследование, работа в паре, самостоятельная работа.
Проводя уроки информатики в начальной школе, я заметила, что если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Именно этот факт наталкивает на мысль применять новые информационные технологии на любом уроке.
Целесообразность изучения информатики в начальных классах подтверждается результатами обучения:
учащиеся знакомятся с видами информационной деятельности;
получили навыки клавиатурного письма;
узнают о видах информационных объектов, сами создали проекты презентации, информационные объекты на разных программах;
у детей повышается уровень логического мышления;
увеличивается скорость мыслительных операций.
Таким образом, уроки информатики в начальной школе дают возможность научить детей применять компьютерную технику в образовательном процессе, повышают мотивацию к учению, развивают наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся.
На уроках информатики дети знакомятся с различными средствами ИКТ, учатся вводить различные виды информации в компьютер, приобретают первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ. Все это заложит основу успешной учебной деятельности в старших классах.
Использование информационных технологий и уроки информатики дают возможность повысить уровень познавательной активности младших школьников, расширить уровень индивидуализации обучения, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся и является важнейшим условием повышения качества образования. ИКТ используется не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели любого урока. Широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми.
В высыпающемся меню к этому разделу сайта Вы найдете интересные материалы по теме.
Информатика в начальных классах
Вы будете перенаправлены на Автор24
Задачи информатики как учебного предмета для начальной школы
В начальных школах России информатика представлена с 2002 года как обособленный предмет, со специальной методикой изучения, структурой и содержанием. Обучение информатике в младших классах (начиная со 2-го) могут проводить как учителя начальной школы без привлечения компьютерного оборудования, так и педагоги-информатики в специализированных классах.
Рисунок 1. Задание по информатике для младших школьников по теме “Алгоритмы”, для выполнения которого не нужен компьютер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Задачами обучения информатике в 2-4 классах являются:
- познакомить учащихся с основными свойствами информации, приемами ее восприятия и обработки;
- преподать начальные навыки работы на компьютере;
- рассказать об информационном обществе и информационной безопасности.
Поскольку информатика оперирует довольно абстрактными категориями, которые ученикам младших классов усваивать трудно, акцент следует делать на межпредметных связях, чтобы учащиеся опирались на уже знакомый им материал.
Информатика в начальной школе в контексте межпредметных связей
Одним из вариантов изучения информатики в младших классах является сочетание ее с курсами математики, технологии, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки, русского, иностранного языков и т.д.
Наиболее тесно информатика связана с курсом математики. Для интеграции между этими предметами можно задействовать такие темы, как:
Готовые работы на аналогичную тему
- Сравнение предметов: по размеру, по весу, по возрасту. Поиск объекта по признакам. Упорядочение объектов по параметру. Установление взаимнооднозначного соответствия. Сравнение рядов по длине и количеству объектов.
- Ориентация в пространстве (в рамках подготовки к курсу геометрии). Изучение направлений движения (вправо, влево, вверх, вниз, стороны света, движение по часовой и против часовой стрелки). Сопоставление фигур и их проекций на плоскости.
- Развитие формальной логики. Анализ истинных и ложных высказываний, построение отрицаний, освоение метода исключения.
- Числа и операции над ними. Освоение натурального ряда. Построение последовательностей из предметов, событий, дат, составление маршрутов и планов. Цепочки символов, кодирование путем замены одних знаков на другие. Одинаковые и разные множества, формирование множества по описанию. Объединения и пересечения множеств.
- Нумерация. Понимание десятичной системы исчисления. Нумерация в разных странах и в разные эпохи. Решение сюжетных арифметических задач. Представление числовых данных с помощью таблиц, диаграмм.
- Величины и их измерение. Измерение времени. Денежные единицы. Единицы вместимости и массы. Сложение и вычитание именованных чисел. Единицы измерения информации.
В начальной школе изучают предмет “Технология”, в рамках которого несколько часов отводится на раздел “Работа на компьютере”. В ходе ее изучения рассматриваются такие темы, как “Назначение узлов компьютера”, “Включение и выключение компьютера и подключаемых устройств”, “Клавиатура”, “Пользование мышью”, “Использование текстового редактора”, “Поиск информации”, “Соблюдение правил безопасности”.
Рисунок 2. Правила поведения в кабинете информатики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В рамках предмета “Окружающий мир” целесообразно дополнять излагаемый на уроках материал электронными документами, найденными в Интернете (энциклопедиях, словарях и др.) как учителем, так и учениками. Изучение таких предметов, как ИЗО и музыка, может быть дополнено освоением графического редактора, компьютерных средств воспроизведения аудио- и видеоинформации. Изучение языков в начальной школе также может быть более эффективным с привлечением средств информатики: текстового редактора, электронных книг, интерактивных презентаций.
Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров в начальной школе
Поскольку компьютер является сложным техническим устройством, содержащим высоковольтные узлы, и генерирующим электромагнитное излучение, в начальной школе следует уделять повышенное внимание технике безопасности и охране здоровья учащихся. Соответствующие требования изложены в СанПиН 2.2.2.542-96. Вся используемая техника должна иметь санитарно-эпидемиологические заключения о безопасности для здоровья детей.
Помещения, где размещены компьютеры, должны быть хорошо освещены. Для компьютерных классов рекомендуется выбирать помещения, ориентированные на север и северо-восток с окнами, оборудованными жалюзи или другими светорегулирующими устройствами.
Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Следует учитывать, что каждый компьютер создает электромагнитное поле радиусом около 1,5 м. Расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями мониторов не менее 1,2 м.
Трудности представляет подбор мебели для младших школьников. Для них рабочие места следует оснащать подставками для ног. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Ноги, спина и предплечья должны иметь опору, линия взора приходится немного выше центра монитора.
Освещенность рабочих поверхностей стола должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк. Изображение на экране монитора должно быть четким и контрастным. При работе с текстовой информацией следует настраивать вид документа как темные знаки на светлом фоне. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.
Продолжительность занятий за компьютером для учащихся II-IV классов – не дольше 15 минут. Рекомендуется проводить с детьми в игровой форме “зарядку для глаз”: сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз.
Рисунок 3. Зарядка для глаз. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности обучения младших школьников программированию
Задачи обучения информатике в школе
Что такое логическое мышление?
Как развить логическое мышление у младшего школьника?
Изучение психолого-педагогической литературы дало основание сделать вывод, что, хотя проблема организации формирования и развития логико-алгоритмического мышления в педагогической и психологической теории до сих пор не нашла единого решения, практически все исследователи единодушны в том, что в практике обучения целенаправленная работа по формированию и развитию логико-алгоритмического мышления младших школьников необходима и должна носить системный характер. Для эффективного формирования и развития логико-алгоритмического и алгоритмического мышления на уроках информатики учеников начальных классов необходимо использовать специальную систему заданий, которую можно включать в учебный процесс при изучении различных учебных предметов дополнительно к учебникам. При этом сама система заданий должна учитывать специфику восприятия и мышления детей младшего школьного возраста. Только в этом случае можно говорить о том, что она соответствует личностно ориентированному подходу к обучению.
Навыкам работы с какими-то конкретными приложениями обучить учащихся начальных классов особой сложности не представляет: они с раннего детства «дружат» с компьютером, к школе уже достаточно уверенно запускают игры, а то и в Интернет могут что-то посмотреть. Но те психологические особенности, которые свойственны этому возрасту позволяют сделать большой шаг в развитии логико-алгоритмического и алгоритмического мышления у учащихся начальных классов. Не сделав этого мы, во-первых, ограничим их возможности по дальнейшему освоению сложной учебной информации, а, во-вторых, сократим для себя контингент выпускников средней школы, который сможет осваивать специальности, связанные с разработкой и использованием IT-технологий.
Роль информатики в начальной школе
Особенности преподавания информатики в начальной школе
Методики обучения программированию в начальной школе
Далее рассмотрим более подробно существующие методики обучения программированию учащихся начальной школы. Алгоритмизация как часть программирования является основным, центральным элементом содержания курса информатики. Однако объём её изучения ее остается дискуссионным, что связано как с важностью осуществления фундаментализации курса, так и с необходимостью проведения профориентации на профессию программиста. Поэтому изучение алгоритмизации имеет два аспекта: развивающий и программистский. Развивающий аспект связан с необходимостью развития алгоритмического мышления учащихся как необходимого качества личности современного человека. Программистский аспект носит преимущественно профориентационный характер и связан с необходимостью показа учащимся содержания деятельности программистов. Учащиеся знакомятся с понятиями алгоритма и исполнителя алгоритмов.
В первом учебнике по информатике (Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб. пособие для сред. учеб. заведений: В 2 ч. / Под ред. А.П. Ершова и В.М. Монахова, – М.: Просвещение, 1985–1986.) алгоритмизации отводилось центральное место, а в качестве исполнителя алгоритма выступал человек. Такой прием давал возможность формировать понятие формального исполнителя алгоритма, позволял учащимся ощутить себя исполнителем алгоритма и находить ошибки в алгоритмах. В то время это обеспечивало изучение информатики в безмашинном варианте. Применение у младших школьников «взрослых» языков программирования не является целесообразным, поскольку у детей еще слабые навыки абстрактного мышления, необходимые для полноценного программирования, т.е. необходимо использовать языки и среды программирования, специально разработанные для обучения младших школьников, с учетом психофизиологического и интеллектуального развития детей – учебные языки программирования, большинство из которых являются начальным или промежуточным звеном перед работой в средах программирования профессионального уровня.
Язык программирования ЛОГО
Язык программирования Робик
Обзор российских учебников информатики
В 1980 годах для учебных целей был создан язык Рапира. Под руководством Г.А. Звенигородского была разработана первая отечественная интегрированная система программирования «Школьница», ориентированная на обучение школьников. В 1987 году в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова была создана учебная среда программирования на основе алгоритмического языка, которая затем была интегрирована в широко известный пакет учебного программного обеспечения КуМир. В учебнике А.Г. Кушниренко компьютер рассматривается как универсальный исполнитель алгоритмов, для которого предлагаются типовые задачи по обработке численной и символьной информации. В учебнике А.Г. Гейна линия алгоритмизации рассматривается по двум линиям – использование учебных исполнителей алгоритмов, работающих «в обстановке», и обучение построению вычислительных алгоритмов в математическом моделировании. Исполнители алгоритмов, используемые в этом учебнике, во многом похожи на те, что описаны в учебнике А.Г. Кушниренко.
Алгоритмы для решения вычислительных задач изучаются с использованием учебного исполнителя Вычислитель, для которого применяется язык программирования Бейсик в упрощенном варианте. Следует отметить, что в некоторых учебниках используются другие исполнители, например, Кенгуренок, ГРИС (графический исполнитель). В учебнике И.Г. Семакина используется другой подход к теме алгоритмизации это кибернетический подход, в котором алгоритм трактуется как информационный компонент системы управления. Такой подход позволяет рассматривать в базовом курсе новую содержательную линию: «Информация и управление».
В качестве исполнителя алгоритмов используется ГРИС. Иной подход к изучению линии алгоритмизации принят в учебниках, выпущенных под редакцией профессора Н.В. Макаровой. Алгоритмизации и программирование изучаются в них на примере работы в среде ЛогоМиры, которая представляет собой систему программирования, специально созданную для обучения младших школьников. В ней используется язык ЛОГО, а в качестве исполнителя – знакомая нам Черепашка.
Языки программирования для школьников
LightBot – игрушечная среда для самых маленьких (можно использовать с 5-6 лет). Необходимо запрограммировать движение «виртуального» робота. Несмотря на простоту, с помощью LightBot можно не только формировать операционное мышление ребенка, но и изучать такие понятия программирования, как подпрограммы-процедуры.
RoboMind – простая среда программирования, которая позволяет начинающим программировать поведение «машинки»-робота. Здесь в доступной форме изучаются популярные методы программирования и основы «искусственного интеллекта». Робот может программироваться на разных языках.
Karel, Karel ++, Karel J. Robot – языка для начинающих, они используются для составления программ управления «роботом». Karel использует собственный язык программирования, Karel ++ – язык программирования C++, Karel J. Robot – версия Karel на Java.
Guido van Robot – роботом управляют с помощью программы (как в Karel J. Robot), за синтаксисом похожим на Python. Это свободно расширенная программа, работа с которой может быть началом к изучению любого языка программирования. Greenfoot – учебная, объектно-ориентированное Java-среду, разработанное прежде всего в учебных целях. Greenfoot позволяет разрабатывать программы для моделирования и диалоговые игры.
Little Wizzard – среда программирования для детей, предназначенное для изучения основных элементов программирования в начальной школе. Используя только мышку, дети получают возможность составлять программы и изучать такие понятия, как переменные, выражения, ветвления, условия и логические блоки. Каждый элемент языка программирования представляет собой интуитивно понятный символ.
Peter – средство визуального программирования, предназначенный для простого и быстрого создания приложений для Windows 95/98/NT/ME/2000/XP. Принцип работы похож на разработку графической презентации с созданием программной структуры для управления объектами. Составление программы несколько напоминает составление головоломки из отдельных частиц. Стрелка – программа – тренажер для развития алгоритмического мышления и формирования навыков составления управляющих алгоритмов.[21]
К возможностям Scratch относится проекция его ресурсов в психолого-педагогический и методический планы, то есть те его свойства, которые напрямую проистекают из наличных ресурсов. Наиболее существенны, возможности Scratch направленные на: изучение основ алгоритмизации; изучение объектно-ориентированного и событийного программирования; знакомство с технологиями параллельного программирования; моделирование объектов, процессов и явлений; организацию проектной деятельности, как единоличной, так и групповой; организацию научно-познавательной деятельности; установление межпредметных связей в процессе проектной и научно-познавательной деятельности; организацию кружковой работы с направленностью на художественное творчество. Способности Scratch определяются как проявление его возможностей в отношении развития личностных качеств учеников.
Потенциальность этой связи заключается в вероятностном характере объективации возможностей Scratch. К наиболее значимым новообразованиям относятся:
- ответственность и адаптивность;
- коммуникативные умения;
- творчество и любознательность;
- критическое и системное мышление;
- умения работать с информацией и медиа средствами;
- межличностное взаимодействие и сотрудничество;
- умения ставить и решать проблемы; направленность на саморазвитие; социальная ответственность.
Таким образом, педагогический потенциал среды программирования Scratch позволяет рассматривать как перспективный инструмент (способ) организации междисциплинарной внеучебной проектной научно-познавательной деятельности школьника, направленной на его личностное и творческое развитие.
И, наконец, перечисленные особенности Scratch показывают влияние на развитие таких личностных качеств ученика:
- ответственность и адаптивность;
- коммуникативные умения;
- творчество и любознательность;
- критическое и системное мышление;
- умения работать с информацией и медиа средствами;
- межличностное взаимодействие и сотрудничество;
- умения ставить и решать проблемы;
- направленность на саморазвитие;
- социальная ответственность.
Таким образом, в качестве способов организации внеучебной проектной научно-познавательной деятельности школьника можно выделить:
- использование среды программирования Scratch в качестве системообразующего элемента;
- выполнение научно-познавательных и творческих проектов междисциплинарного характера;
- работа над выполнением проектов в разновозрастных группах.
К наиболее существенным особенностям предлагаемой модели внеучебной деятельности относится:
- выполнение проектов в среде программирования Scratch (с возможностью впоследствии перейти к другим средам);
- возможность как индивидуальной, так и групповой работы (в том числе в разновозрастныхгруппах);
- работу на выбранном уровне сложности;
- отсутствие жесткого регламента, что предполагает возможную необязательность посещения занятий, выполнения заданий и т. п., т. е. индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика;
- безотметочная система оценивания;
- свободный выбор тематики работы;
- доведение проекта до защиты как одно из наиболее важных правил;
- возможность свободно обмениваться мнениями, как внутри своей группы, так и с коллегами;
- равноправие «научных» и «творческих» проектов.
Методика преподавания информатики в начальной школе является относительно новым направлением для отечественной дидактики. Хотя отдельные попытки обучения младших школьников и даже дошкольников имели место на раннем этапе проникновения информатики в школу, систематическое преподавание ведётся с начала 1990 годов. Ещё в 1980 году С. Пейперт разработал язык программирования ЛОГО, который был первым языком программирования, специально созданным для обучения детей младшего возраста. Работая на компьютере с этим программным средством, дети рисовали на экране различные рисунки с помощью исполнителя Черепашка. Через рисование они познавали основы алгоритмизации, а хорошая наглядность Черепашка позволяла обучать даже дошкольников. Эти эксперименты показали принципиальную возможность успешного обучения детей младшего возраста работе на компьютере, что в то время было достаточно революционным. Психологи считают, что развитие логических структур мышления эффективно идёт до 11 летнего возраста, и если запоздать с их формированием, то мышление ребёнка останется незавершенным, а его дальнейшая учеба будет протекать с затруднениями. Изучение информатики на раннем этапе обучения, наряду с математикой и русским языком, эффективно способствует развитию мышления ребенка. Информатика обладает большой формирующей способностью для мышления, и это необходимо всегда помнить учителю при планировании и проведении занятий.
Целесообразность привлечения программированного обучения и контроля в начальной школе не вызывает сомнения. Его преимущества: оперативность выявления качества знаний, широта сферы применения, стимулирование и активизация познавательной деятельности учащихся, экономия труда учителя, возможность осуществить дифференцированный подход, формировать у детей навык самостоятельной работы, контроля и самоконтроля, возможность адаптивного обучения и не только это – могут быть успешно использованы в обучении младших школьников. Если сравнить программу Little Wizzard – и Scratch» мы приходим к выводу: что программа Scratch позволяет младшему школьнику самому составляет программу. Программа Little Wizard предназначена для обучения детей основам знаний о главных элементах реальных компьютерных языков. А при создании программ в Scratch не требуется написания текстов программ на формализованных языках программирования, так как здесь предоставлены все необходимые графические средства для изображения данных и структур управления. Совмещая графические блоки, можно создать программу и запустить ее на выполнение в той же самой среде Scratch.
Информатика в начальных классах
В письме Министерства образования Российской Федерации
от 17.12.2001 № 957/13-13 информатика в начальной школе представлена с 2002/2003 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета “Информатика и информационные технологии” основной школы.
В 2003 году в « C ош №3 г. Гусь-Хрустальный» начался эксперимент по обучению информатики в начальной школе со 2-го класса. Первоначально обучение реализовывалось по бескомпьютерному варианту. В настоящее время созданы условия для активного применения средств информационных и коммуникационных технологий в обучении информатики в начальной школе.
Один из первых вопросов, возникающих при введении этого курса: «Кто должен и может вести уроки информатики в начальной школе?» Существует два мнения по этому вопросу. Первое – обучение информатике в начальной школе можно организовать силами учителя начальных классов. Это реально при выполнении следующих условий:
· Собственное желание учителя;
· Компьютерная грамотность, позволяющая вести практические занятия с младшими школьниками и использовать компьютер в качестве электронной доски;
· Наличие консультанта – учителя информатики или завуча школы, владеющего информационными технологиями;
· Желательно прохождение курсов повышения квалификации в области информатики и информационных технологий.
Учитель информатики может проводить уроки в любом классе базовой или старшей школы, т.к. он владеет содержанием предмета. Однако обучение в начальной школе можно ему доверить при соблюдении следующих условий:
· Собственное желание учителя;
· Изучение психологических особенностей младших школьников;
· Знакомство с учебным материалом других предметных курсов;
· Наличие консультанта – учителя начальных классов или завуча школы, владеющего содержанием и методикой обучения в начальной школе;
· Соблюдение рекомендуемых форм организации и проведения урока в начальной школе.
Основная задача информатики в начальной школе – заложить основы грамотной работы с информацией и сформировать у школьников понятийный аппарат и первоначальные навыки использования средств ИКТ в познавательной и практической деятельности.
В начальной школе для преподавания информатики отводится по 1 часу в неделю во 2,3,4 классах.
Существует несколько УМК по информатике в начальной школе:
автора А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах»- учебники-тетради №.№ 1 – 4. Во II классе используется учебник-тетрадь № 2. Учебник-тетрадь № 1 может использоваться по желанию учителя в I классе на дополнительных занятиях;
коллектива авторов А.Л. Семенова, Т.А. Рудченко, О.В. Щегловой «Информатика» – новый комплект рабочих тетрадей для II, III и IV классов;
коллектива авторов Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой – учебники и тетради для II, III и IV классов.
Комплект «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячева состоит из учебников-тетрадей (для каждого класса по две тетради) и подробных поурочных разработок (для каждого класса по одной). Этот комплект предназначен для проведения уроков по информатике в классах начальной школы. Учебная нагрузка – один час в неделю. Основная цель курса – развитие логического мышления. Для проведения занятий использование компьютера не требуется. Методические рекомендации с подробными поурочными разработками позволяют учителям начальных классов вести курс «Информатика в играх и задачах» без специальной подготовки.
Анализ учебников-тетрадей показывает, что основное внимание авторы уделяют развитию у детей логического мышления. От урока к уроку уровень сложности заданий растет. Акцентируя развитие логического мышления, авторы делают упор на абстрактные представления бытовых предметов и понятий. Некоторые учителя, работающие с этим УМК, полагают, что наличие заданий с использованием букв, цифр и слогов могло бы значительно усилить педагогический эффект, так как в этом случае на уроках информатики учащиеся получали бы возможность повторить пройденный по другим дисциплинам материал.
Эти материалы рассчитаны на проведение урока по информатике в бумажных рабочих тетрадях, что нивелирует всех учащихся под один уровень развития и лишает ученика личностных характеристик.
· Три учебника (для II, III и IV классов).
· Рабочие тетради (по две для каждого года обучения).
· Тетрадь для контрольных работ (для III и IV классов).
· Методическое пособие для учителя (II, III и IV классов отдельно).
· Электронное пособие на CD для II класса.
Данная программа лучше других обеспечивает непрерывность изучения предмета и даёт необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики. Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и уровнем его знаний .
Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на обучение с обязательным применением компьютера. Компьютер рекомендуется использовать в качестве электронной доски (во время обсуждения нового материала), при организации обучающих игр, при выполнений заданий в электронном пособии.
В методическом письме по вопросам обучения информатике в начальной школе (“Информатика и образование” №3,2002) особо указывается на необходимость соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой (см.: Роберт И. В. и др. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования //Информатика и образование. 2000. № 4, 5, 7; 2001. № 1; 2002. № 1, 2), санитарные нормы организации труда детей за компьютерами (см. Сан ПиН 2.2.2.542-96).
Здесь же рекомендуется осуществлять компьютерную поддержку в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как:
· компьютерные азбуки и буквари для ознакомления работы с текстом;
· клавиатурные тренажеры с непредписанной скоростью работы;
· компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
· компьютерные лабиринты для управления объектом;
· логические игры на компьютере;
· компьютерные энциклопедии, путешествия;
· компьютерные топологические схемы (например, района метро);
· компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (например, по технике безопасности, правилам движения), удовлетворяющие возможности использования фрагментами по 5 мин с дальнейшим обсуждением;
· компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды;
· компьютерные синтезаторы звука;
· игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках;
· компьютерные среды управления исполнителем.
При планировании компьютерного практикума для каждого урока я старалась соотносить учебный материал и задания практикума. На первых уроках информатики ребята знакомились с правилами техники безопасности с помощью презентации «Техника безопасности». Следующие уроки были посвящены работе с тренажером мыши (в программах «Кирилл и Мефодий. Мир информатики», «Электронное пособие для 2 класса»). Несколько уроков было посвящено изучению графического редактора Paint , при этом вопросы учебного материала пересекались с компьютерным практикумом (например, при изучении темы «Компьютер» учащиеся рисовали компьютер; при изучении темы «Свойства объектов» рисовали объекты с заданными свойствами и т.д.) Следующие несколько уроков были посвящены изучению клавиатуры и работе с клавиатурным тренажером. При изучении темы «Обработка информации» в III классе учащиеся выполняли задания по раскрашиванию компьютерных рисунков, а также учились пользоваться калькулятором для обработки числовой информации. При изучении темы «Носители информации» и «Хранение информации» учащиеся работали с медиатекой в компьютере, учились пользоваться программными средствами поиска необходимой информации. Так же в ходе нескольких уроков учащимся III и IV предлагались логические задания на компьютере (программа «Информатика 3 класс»).
Во втором классе компьютерный практикум проходит с помощью электронного пособия, входящего в УМК Н.В. Матвеевой. В этом пособие есть электронная рабочая тетрадь, в которой продублированы задания из бумажного варианта рабочей тетради. Учащиеся выполняют задания в электронном виде, при этом одновременно происходит закрепление полученных знаний и отработка практических умений пользоваться мышкой и клавиатурой при работе с текстовыми, числовыми и графическими заданиями. При таком способе выполнения заданий учащиеся получают наглядные представления о новых формах работы с информацией. Эффективность уроков заметно повышается, т.к. обеспечивается активное взаимодействие школьников с учебным материалом, реализуется деятельностный подход. В ходе выполнения компьютерных упражнений формируется и развивается способность мыслить и действовать самостоятельно, учащиеся имеют возможность сразу же проверить выполненные задания, при возникновении трудностей – воспользоваться подсказками.
Также компьютерный практикум можно проводить с использованием следующих программных средств:
· «Кирилл и Мефодий. Мир информатики»
· «Страна фантазий» и др.
Обучение информатике в начальной школе подготовит учащихся к самостоятельному использованию в учебной деятельности информационных источников, сформирует элементарные умения работы на компьютере, подготовит к работе с информацией с использованием средств коммуникаций, расширит круг понятий и кругозор учащихся в области ИКТ. Важно, что практические задания и проекты, которые учащиеся выполняют в начальной школе по курсу информатики, позволят им получить опыт учебной деятельности с использованием ТСО и средств ИКТ и применить его при выполнении подобных заданий по другим предметам. Это способствует вхождению учащихся в информационное образовательное пространство.
Тест-драйв Renault Sandero Stepway: теперь с «автоматом» и «роботом»
Не успел «Движок» вернуть с длительного теста Стэпвей, отметив в машине единственный стратегический недостаток в виде отсутствия автоматической трансмиссии, как раздался звонок из российского офиса Renault: «Едем тестировать Stepway с «автоматом» и «роботом». Вы с нами?». Ещё бы!
Вся логоновская модельная линейка была доступна с «автоматом» и ранее, однако такие версии спросом пользовались слабым. Всё-таки не та целевая аудитория, не тот класс и сегмент автомобиля, да и не та цена – приходилось доплачивать не только за саму трансмиссию, но ещё и за самый мощный мотор и комплектацию.
Ситуацию изменило появление «автомата» на хэтчбеке Sandero, который попал в зону внимания женской аудитории, а также его псевдовнедорожной версии Stepway, на которою обратила внимание ещё и молодежь. Да и общие тенденции рынка, говорящие о том, что даже покупатели «Жигулей» отказываются от механических коробок, стало очевидным поводом для Рено взяться за «автоматы» активнее.
Учитывая все вышеописанные особенности спроса в России, на новом поколении Logan, Sandero и Sandero Stepway французская компания для каждой из моделей решила представить сразу по две «двухпедальные» версии, чтобы закрыть все вопросы всех целевых групп. Итак, едем!
Stepway c «автоматом»
Меньше всего вопросов вызывал «автомат». Четырехступенчатая трансмиссия досталась машине от предыдущего поколения и, за исключением адаптивных настроек, изменений не претерпела. Такая коробка, как и раньше, идёт в паре только с топовым 16-клапанным мотором 1.6 мощностью 102 лошадиные силы и будет возглавлять список версий.
Полный сравнительный тест-драйв Renault Sandero Stepway в новом и старом поколении читайте ЗДЕСЬ!
Что сказать, едет Sandero Stepway с такой трансмиссией хорошо. Умеренно тяговитый мотор, неплохие реакции акселератора на старте и плавные переключения. Как итог – полная предсказуемость в динамике и возможностях. Современные покупатели, вернувшись из салона конкурентов, могут покрутить нос от четырех ступеней, но в реальной жизни их количество мало сказывается.
Только совсем уж активные водители, не живущие без резких стартов и постоянного продавливания педали газа до кик-дауна, могут посетовать на задумчивость и медлительность трансмиссии. Но тут уж стоит отметить, что они тогда в принципе выбрали для себя не тот автомобиль.
Внутри, за исключением нового рычага и пиктограмм на щитке приборов, никаких изменений. Салон Renault Sandeo Stepway по сравнению с предшественником симпатичен и по своему уютен, но эргономические недостатки ещё не все искорены.
Для всех остальных «автомат» честно выполняет свои прямые обязанности, не доставляя дискомфорта и не вынуждая сожалеть о покупке ни в городе, не на трассе. Недостаток один – повышенный расход топлива. Даже на голландских зеркально-ровных дорогах с ограничением скорости порой до 30 км/ч средний расход топлива Stepway 1.6 AT так и не упал ниже 11 литров на «сотню».
Забудьте торчащую из пола на полметра «кочергу» предыдущего поколения Logan/Sandero. На новом и у «робота», и у «автомата» теперь аккуратный стильный рычаг с хромированным набалдашником.
Stepway с «роботом» ZF Easy’R
Все вопросы и интерес собравшихся журналистов, конечно, свелись к совершенно новой роботизированной трансмиссии, названной Easy’R.
Для непосвященных – это обычная механическая коробка передач, в которой выжимает сцепление и переключает передачи не человек, а специальные механизмы – актуаторы. Такие коробки впервые появились в России лет 10 назад у Opel, Peugeot, Toyota, Honda, но в продажах провалились из-за технических особенностей эксплуатации и неправильного позиционирования.
Сейчас же представители Renault, опираясь на ошибки конкурентов, сразу заявили: «Это не автомат, это робот! Он работает не так. Не ждите от него поведения автомата!». Понятно, что через журналистов компания Рено пытается донести эту мантру до покупателей – для большинства из них нет разницы между роботом, автоматом, вариатором или преселективной коробкой. Раз две педали, значит автомат. На самом деле разница есть, и ещё какая!
Трансмиссия Easy’R создана Renault совместно с немецкой компанией ZF, также как и коробка АМТ для Lada, но к «роботу» АвтоВАЗа отношения не имеет. Технически трансмиссии разные, хотя принцип работы и поставщик управляющей части у них один и тот же.
Стоит сразу сказать, что робот идет в паре только с 82-сильным 8-клапанником. Мотор сам по себе не шибко шустрый, а потому надо понимать, что словосочетание «разгонная динамика» лучше сразу из лексикона исключить.
Продавливать акселератор со старта нужно хорошенько – пока актуаторы смыкают сцепление, проходит добрая треть хода педали, после чего следует плавный старт. Сам процесс переключения передач похвальный – хороший баланс скорости и плавности: пресловутые клевки носом чувствуются, но максимально сглажены во времени и ощущениях.
Коробка Easy’R имеет «пробочный» и «противооткатный» режим. В первом при отпускании тормоза машина чуть-чуть катится вперед, в втором – не откатывается назад с горки. Правда последняя опция активна только при наличии ESP и успевает срабатывать при быстром переносе ноги на педаль газа.
Увы, гармония проходит, как только от автомобиля начинаешь требовать хоть какой-то скорости. Обогнать с 90-100 км/ч роботизированный Stepway не может никого в принципе, если перед ним нет свободной «взлетной полосы» на пару километров вперед. На кик-даун отзывается с запаздыванием и, главное, с жалостливым воем прыгнувшего и зависнувшего на высших оборотах мотора при очень слабом ускорении.
В благолепие всё возвращается, как только появляется европейское ограничение скорости в 50 км/ч, либо полностью очищается от потока трасса – это самые комфортные режимы движения и для робота, и для водителя, у которого в неспешном ритме проходит три этапа адаптации коробке: расстройство, смерение и успокоение. В каком-то смысле, Рено с “роботом” – это хороший тренажер для нервной системы особенно практикующим дзэн.
Одно из ездовых достоинств версий с роботом – расход топлива. Его заявляют на уровне средних 6,9 литра на 100 км, что, между прочим, даже меньше, чем на авто с «механикой». Правда, заслуга коробки тут скорее в том, что она полностью отбивает все позывы на активную езду.
Каков итог?
Компания Renault, как всегда порадовала, в первую очередь своей дальновидностью, четким расчетом и честным отношением к клиентам. Поставленный принцип «лучше больше, чем меньше» явно принесет марке хороший доход даже в кризис.
Недостатков, а вернее особенностей роботизированной коробки представители марки даже не пытались скрывать – они просто четко разделили аудиторию потребителей.
«Робот», который будет стоить как опция всего 20 000 рублей, ориентирован на тех, кто на «автоматах» ещё не ездил, а на дорогие версии тратиться не хочет. Среди них заядлые владельцы механических коробок в целом и «Жигулей» в частности, получившие недавно права новички всех полов, а также корпоративные парки.
Всем остальным придется доплачивать уже 38 000 рублей за полноценный «автомат», не считая более мощного мотора, получая при этом очень талантливый автомобиль, итоговая цена на который всё равно остаётся в разумных пределах.
Тест-драйв. Легко ли ездить на Renault с роботом?
Renault Logan и Sandero второго поколения прежде поступали на российский рынок только с механической КПП. Но летом покупателю предложили еще два варианта трансмиссии — классический автомат и автоматизированную ( или как еще говорят — роботизированную) механику. И если с первым все понятно , то появление робота до сих пор вызывает множество вопросов. Чтобы ответить на них , мы протестировали Renault именно с такой трансмиссией.
Новую систему производитель назвал «Easy-R», то есть «легкий робот». Тем самым он хотел подчеркнуть , что механизм устроен достаточно просто и подружиться с ним труда не составит. Так ли это?
Нам удалось проехать несколько десятков километров на новом Renault Sandero с роботом , оценить его работу и понять — что это вообще такое , а также кому и зачем он нужен.
А такой вопрос возникает. Ведь кажется , что робот дает все то же , что и автомат — педали две , самому переключать передачи не нужно. Но технически это все-таки механика. Просто ее оснастили несколькими так называемыми электроактуаторами — устройствами , которые сами за вас выжимают сцепление и переключают передачи. Доводкой «реношной» коробки занималась немецкая компания ZF , самый авторитетный в мире производитель «роботов».
Внешне рычаг коробки мало чем отличается от того , что можно увидеть между сидениями версии с автоматом. Однако отличия видны сразу же , когда садишься за руль. Первое , что замечаешь — у робота нет положения Р ( «Парковка»). Чтобы тронуться после стоянки , нужно снимать машину с ручника , как на механике. Но при этом машина начинает движение даже без нажатия на педаль газа — как на автомате.
Первые несколько сотен метров возникает ощущение , будто едешь на автомате. Но очень скоро понимаешь , что это не так. Не хватает привычной «автоматной» плавности в переключениях. Рывков нет , но каждое переключение заметно весьма отчетливо. Все-таки сказывает «механическая» сущность коробки — роботу на переключение коробки требуется не меньше времени , чем неспешному водителю на то , чтобы выжать сцепление , перевести рычаг в другое положение и отпустить левую педаль.
Другая особенность , на которую обращаешь внимание — коробка прежде чем переключиться на ступень выше позволяет мотору раскрутиться. И когда обороты приближаются к 4−5 тыс. оборотов , шум двигателя проникает в салон и сказывается на комфорте поездки. Впрочем , уже к концу поездки робот начал менять передачи раньше. Дело в том , что имеет 125 алгоритмов работы и может очень хорошо адаптироваться к стилю вождения водителя.
Интеллект коробки проявляется и в других эпизодах. Например , робот придерживает передачу на затяжных подъемах , когда требуется стабильная тяга. И он не станет переключаться , когда вы поворачиваете на большой скорости — так Renault заботится о вашей безопасности.
Мы несколько раз пробовали давать газу роботизированному Sandero и к своему удивлению получили по ощущениям вполне неплохую для 82-сильного мотора динамику. И это несмотря на то , что робот переключал передачи несколько позже , чем нам бы того хотелось. Интересно , что если на разгоне слегка опустить педаль газа , то передача , как на автомате , в этот момент сама не переключится.
Но если хочется самостоятельно корректировать переключения скоростей — то никаких проблем: работой коробки можно управлять в ручном режиме. Для этого нужно просто толкнуть рычаг влево. Теперь чтобы повысить передачу , нужно потянуть ручку на себя , чтобы понизить — в обратном направлении. Езда именно в этом режиме понравилась больше всего — ты как на механике решаешь , в какую секунду переключиться , и при этом не имеешь необходимости мучить левую ногу нажатием на педаль сцепления.
Кстати , очень понравилось , как лежит в руке набалдашник рычага КПП. И усилие , которое необходимо для переключения — оптимальное: селектр и не тугой , и не легкий , и переключается очень четко. Работать им оказалось крайне приятно.
В ручном режиме при необходимости переключить передачу на панели приборов загораются стрелочки-подсказки. Если советы машины проигнорировать , то автоматика сама за вас в какой-то момент совершит правильное действие.
Слева от руля есть кнопка Eco. При активации режима акселератор становится менее чувствительным , а «робот» начинает переключать передачи раньше. В принципе , передвигаться в экорежиме достаточно комфортно , но о динамике в этом случае лучше позабыть.
После тест-драйва и разговора с представителем дилерского центра Renаult нам удалось ответить для себя на вопрос , который возник в самом начале поездки: если робот переключает передачи не так быстро , четко и плавно , как делает это автомат , то тогда зачем он вообще нужен?
Оказалось , что есть как минимум две веские причины для существования такой коробки. Во-первых , она намного экономичнее автомата и даже чуть-чуть опережает по этому показателю механику. По итогам нашей поездки в смешанном цикле , в том числе с резкими ускорениями , бортовой компьютер показал расход 6,4 литра на 100 км. Очень достойно!
Во-вторых , цена. Если мы хотим Renault на автомате , нам нужно доплатить 40 тыс. рублей к стоимости механической версии. Робот же обойдется вдвое дешевле. То есть заплатив на 20 тыс. рублей меньше , можно получить главные преимущества автомата — практичность и легкость в эксплуатации. Более того , машина даже не будет откатываться при трогании на подъеме , о чем могут только мечтать владельцы авто с механической КПП.
Потенциальных клиентов отпугивает не очень славная репутация роботизированных коробок. Но в Renault заявляют: устройство Easy-R настолько простое ( без всяких двойных сцеплений и прочего), что там особо нечему ломаться. Поэтому , например , на сцепление Easy-R распространяется та же гарантия , что и на сцепление механики — 30 тыс. километров. Кстати , в отличие от электрогидравлических , электрические актуаторы не боятся морозов.
Наверное , те , кто долгое время ездил на автомате , не захотят пересаживаться на робот. Но для начинающих водителей ( тем более для девушек), а также для тех , кто устал от поездок на машине с механической КПП , но не хочет переплачивать за автомат , автомобиль Renault c коробкой Easy-R с учетом всех ее достоинств ( и , главное , цены) будет отличным вариантом.
Справка
Заказать трансмиссию Easy-R для Renault Sandero можно в средней ( Confort) или высшей ( Privilege) комплектации с 82-сильным мотором. Минимальная стоимость машины с роботом составит 571 990 рублей. За эти деньги мы получаем стильный городской хэтчбек с круиз-контролем , передними электростеклоподъемниками , аудиоподготовкой , центральным замком , двумя подушками безопасности , ABS с электронным распределением тормозных усилий , гидроусилителем руля и противотуманными фарами.