Bajaj Qute. Индийская блоха
По документам Bajaj Qute — квадрицикл, однако у всех эта «блоха» вызывает ассоциации с автомобилем. Взяв на тест необычное транспортное средство из Индии, мы решили выяснить, чем оно является на самом деле
Bajaj Qute. Полная масса: 674 кг. Начало продаж: 2016 г. Цена: от 330 000 руб.
Начало теста было необычным. Получив ключи от автомобиля, направляюсь на стоянку и вижу, что указанное место, как, впрочем, и соседние, занято другими машинами. Придется немного подождать, предупредил суетившийся рядом водитель. Честно говоря, я и представить не мог, что «гаражом» для индийского ситикара может быть фургон Peugeot Boxer. «Со свободными местами на стоянке у нас вечная проблема, вот и нашли такое решение», — поясняет Андрей Владимиров, сервис-менеджер компании «Ист-Вест Моторс», генерального дистрибьютора Bajaj.
Над рулем и перед пассажиром размещены бардачки
Квадрициклы — самостоятельная категория четырехколесных транспортных средств, предназначенных для движения по дорогам общего пользования, которую, несмотря на сходство названий, не следует путать с другим видом транспорта — квадроцикламии, или внедорожными вездеходами. По международной классификации транспортных средств квадрициклы входят в группу L, к которой относятся также мотоколяски, подобные отечественным «инвалидкам» (например, С3А из «Операции Ы» или «Кинешма»), японской Daihatsu Midget и французской Renault Twizy, а также другие близкие к ним легкие четырехколесные транспортные средства, официально не представленные на российском рынке. Первым из импортных квадрициклов, сертифицированных в России, стал индийский Bajaj Qute родом из города Пуна.
МАЛЫЕ ФОРМЫ
Первая реакция любого, кто видит это чудо техники, — улыбка. «Какой расход топлива у этого малыша», — со знанием дела поинтересовался таксист в очереди на АЗС. На тот момент я и не предполагал, что дозы в 2,8 л (ровно на 100 руб.) будет достаточно, чтобы пересечь всю Москву с севера на юг и вернуться обратно (примерно 70 км).
Номер включенной передачи отображается на приборной панели
Что же касается зевак-прохожих, то для них главным магнитом была внешность ярко-красного Qute. Чуть больше 2,5 м в длину и менее 1,5 в ширину. Короткий и высокий автомобильчик на колесиках с литыми 12-дюймовыми дисками хоть и выглядит немножко нескладно, но не лишен харизмы: азиатский прищур фар, плавные боковые панели с ярко выраженными гранями и дополнительными выштамповками, стильные четырехкамерные задние фонари — все это свидетельствует о том, что над экстерьером автомобиля потрудились профессиональные дизайнеры.
Если постучать по корпусу, то становится ясно, что все облицовочные панели выполнены из пластика. Да что панели — заднее стекло вклеено не в металлическую, а в пластиковую рамку. Крыша «Кьюта» тоже пластиковая, съемная — крепится изнутри на саморезах. Вообще, если приглядеться, то будет видно, что многие детали посажены на каркас при помощи винтов и заклепок, так что замена, например, крыла, не потребует сложного инструмента.
Но не стоит думать, что весь автомобильчик сделан из хрупких материалов: если заглянуть на пол или под днище, видны мощные усилители несущего кузова. Производитель утверждает, что машина успешно прошла крэш-тест по методике Euro NCAP.
ЗАДЕЛ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Bajaj Qute позиционируется как представитель нового поколения коммерческого транспорта. Раз так, стоит обратить внимание на его грузовые возможности. Главный багажник Qute, как и у любой другой заднеприводной машины, будь то Porsche 911 или ЗАЗ-968, расположен под капотом. Крышка капота пластиковая, запирается на замок снаружи в стиле почтового ящика. Кстати, и размеры багажника по форме чем-то напоминают почтовый ящик: по сути, это узкий и продолговатый карман, расположенный вертикально. Объем переднего багажника составляет 60 л, а масса груза ограничена 20 кг.
Груз также можно разместить за задними сиденьями. Правда, места здесь меньше — всего 44 л свободного пространства. Кстати, пятой двери у Qute нет, так что закинуть что-то в укромный закуток можно через салон, сложив спинки сидений. В этой связи очень кстати наличие у автомобиля верхнего багажника-корзины длиной 1,2 м и шириной 0,8 м, на котором можно перевозить груз массой до 30 кг.
Магнитолу лучше включать на стоянке, в движении ее звук перекрывается шумом мотора
А что в салоне? С точки зрения пассажира, дверной проем довольно широкий, во всяком случае, попасть внутрь авто не сложнее, чем в обычной малолитражке, а то и легче — высота крыши здесь заметно выше, чем у Daewoo Matiz или «Оки». А вот сиденья сложно назвать автомобильными. Это, скорее, стулья со стальными ножками и низкими спинками. Подголовники отсутствуют. Продольная регулировка есть только у водительского сиденья, а пассажирское закреплено жестко. Впрочем, последнему есть логичное объяснение: вблизи коленей переднего пассажира находится штатное место для запаски. Что касается сидений второго ряда, то из-за ограниченной ширины салона о пятом пассажире речи вообще нет — машина сугубо четырехместная.
Опционально машина оснащена сдвижными и фиксированными стеклами
Зато рабочее место водителя полностью соответствует классу авто. Из органов управления имеются вполне автомобильный руль с подрулевыми переключателями, три стандартные педали, селектор КП и незамысловатая приборная панель со спидометром, указателем запаса топлива и контрольными лампами. Над рулем и перед пассажиром на торпедо размещены два запираемых на ключ бардачка. Разумеется, никакого гидроусилителя руля нет. Он здесь не нужен, ведь машина весит как средний квадроцикл — 399 кг. Крутить баранку легко. Из «приятностей» в комплекте: магнитола с дистанционным пультом (вероятно, в расчете на пассажиров заднего ряда), гнездо прикуривателя и вместительные карманы на дверях.
Спинки заднего ряда можно сложить в соотношении 40/60 и получить доступ в багажник объемом 44 л. Жаль, что конструкторы не предусмотрели пятую дверь
В базовом исполнении Quit имеет гибкое остекление дверей — вместо привычных стеклянных полотен тут использована прозрачная пленка. В качестве опции российский дистрибьютор предлагает оснастить машину сдвижными (для передних дверей) и фиксированными стеклами.
Штатное место для домкрата на передней стенке кузова в кабине, багажник полностью свободен
Вершина индийской оптимизации — система отопления салона. Штатное оборудование рассчитано всего на один режим: еле живой вентилятор обдува направляет слегка подогретый электрической спиралью воздух в центральную зону ветрового стекла. По факту даже в сырую погоду этой мощности оказывается недостаточно для защиты стекол от запотевания. А что же будет зимой? В качестве решения проблемы предлагается зависимый отопитель, который установят в России за отдельную плату. Впрочем, возможность работы при низкой температуре — не единственное, что вызывает вопросы в этом транспортном средстве, но не будем забегать вперед.
БОДРЫЙ И ЭКОНОМИЧНЫЙ
Самое интересное в «Кьюте» — это силовой агрегат. Напомним, согласно ГОСТ Р 51815-2001 квадрицикл не может иметь двигатель мощнее 15 кВт. И здесь все именно так. В качестве силового агрегата для Qute взят самый передовой мотор компании Bajaj — 220-кубовый одноцилиндровый мотор 0,2 EFi жидкостного охлаждения. Главный его козырь — экономичность: производитель заявляет расход топлива практически на уровне 50-кубовых мопедов. Улучшения эксплуатационных показателей удалось добиться за счет электронной системы впрыска топлива (моновпрыск Bosch), особой системы газораспределения (4 клапана на цилиндр) и уникальной системы DTS-i с тремя свечами зажигания на цилиндр. Коробка передач — 5-ступенчатая секвентальная, допускающая только последовательное переключение передач: рычаг КП нужно перемещать вперед либо назад.
Конструкция дверного остекления ухудшает обзор в зеркало заднего вида
В движении «Кьют» оказывается бодрее, чем можно было ожидать от 13-сильного мотоциклетного мотора (для управления квадрициклом необходимо иметь водительское удостоверение с открытыми категориями В1 или В). Конечно, до автомобильной динамики ему далеко, но, определенно, его разгонных характеристик хватит, чтобы не тормозить городской поток. Хотя со светофора первым и даже вторым он не уедет, это факт. Заметим, что при интенсивном разгоне машина оглашает окрестности неприятным стрекотом высокого тона. Особенно некомфортно пассажирам заднего ряда, ведь в салоне отсутствует шумоизоляция. Это еще один минус.
На верхнем багажнике можно разместить до 30 кг груза
А вот к чему нет претензий, так это к плавности хода. Независимая пружинная подвеска на продольных рычагах аккуратно проглатывает все продольные неровности и лежачих полицейских, переваривает колдобины. К тому же машина неплохо слушается руля и адекватно тормозит. И еще: при столь скромных наружных габаритах с парковкой, разворотами и заездами в узкие пространства проблем точно не будет.
ЦЕНА ВОПРОСА
Стоимость Bajaj Qute начинается с 330 тыс. руб., это за базовый вариант. Еще примерно 35 тыс. придется доплатить за установку замка водительской двери, полноценных окон взамен пластика и салонного отопителя. Итого — 365 тыс. руб. Кому-то ценник за индийскую версию ситикара покажется явно завышенным — примерно за те же деньги можно приобрести всепогодный Ravon Matiz.
Одноцилиндровый мотоциклетный мотор с 3 свечами разгоняет машину до 70 км/ч
Есть ли хоть какое-то конкурентное преимущества у квадрицикла? Основным аргументом в пользу этого «малыша» является низкая стоимость владения, что сегодня для многих имеет решающее значение. К примеру, плановое ТО, проводимое с периодичностью 10 000 км, будет обходиться дешевле. Мотор-то микролитражный. Расход топлива — вдвое, а то и втрое ниже, чем у того же «Матиза» с двигателем 0,8 л. Следует также сравнить расходы на ОСАГО. Обязательная страховка на Quite в Москве при неограниченном количестве водителей для юридического лица будет стоить около 3500 руб.
Выходит, что, заплатив за Qute столько же, сколько за автомобиль, можно быстро возвратить инвестиции. Как быстро? Это будет зависеть от характера работы перевозчика. А вот гарантия на авто известна — она составляет 12 месяцев или 40 000 км пробега.
- Низкий расход топлива, минимальные затраты на обслуживание, экономия парковочного пространства
- Неэффективная шумоизоляция, неудачный доступ в багажный отсек, отсутствие отопителя в базовом оснащении
Технические характеристики | |
Снаряженная масса, кг | 399 |
Полная масса, кг | 674 |
Объем багажника, л | 44 (задний), 60 (передний) |
Объем топливного бака, л | 8 |
Двигатель | |
тип | бензиновый, 1-цилиндровый |
рабочий объем, см 3 | 216,6 |
мощность, л. с. при мин -1 | 14 при 5500 |
крутящий момент, Нм при мин -1 | 19 при 4000 |
Коробка передач | секвентальная |
Подвеска | |
передняя | многорычажная, независимая |
задняя | независимая, пружинная |
Тормоза | барабанные |
Максимальная скорость, км/ч | 70 |
Цена | |
Базовая, руб. | 330 000 |
Тестируемого автомобиля, руб. | 349 000 |
Сервис | |
Заводская гарантия | 12 месяцев или 40 000 км |
Межсервисный пробег, км | 10 000 |
Конкуренты | |
Ravon Matiz, Renault Twizy |
Автомобиль предоставлен компанией «Ист-Вест Моторс».
Индийский электромобильTata Nexon стоимостью 18 000 долларов. Такая цена способствует на глобальную доступность электромобилей
Индия продает только около 2000 электромобилей в год – продажи мирового рынка составляют 4 миллиона. Возможно, появление Tata Nexon EV – лучшая попытка страны сделать электромобили доступными для индийских покупателей.
Аналитическое агентство IHS Markit прогнозирует, что к 2030 году электромобили будут составлять 4% от общего объема продаж автомобильного рынка в Индии. Это довольно мало для страны, которая имеет проблемы с загрязнением воздуха и имеет один из самых быстрорастущих рынков автомобилей в мире.
Чтобы внести изменения, компания Tata разработала свою электрическую технологию Ziptron. Nexon является первой моделью, которая использует Ziptron, что является скорее маркетинговым термином. Гюнтер Бутчек, исполнительный директор Tata Motors, сказал, что Nexon EV может «сломать все барьеры для принятия электромобилей».
Вместо того, чтобы проектировать электромобиль с нуля, Tata превращает свой популярный бензиновый компактный кроссовер Nexon в электрический. По сравнению с моделью, в которой установлен двигатель внутреннего сгорания, электромобиль имеет уменьшенный дорожный просвет, новую пару светодиодных фар и увеличенную решетку радиатора. Внутри есть новый поворотный переключатель передач. В остальном, расположение сидений и уровень комфорта остаются неизменными.
Снижение затрат является основным приоритетом. Цена на электромобиль Nexon начинается с 18 000 долларов. Правительство Индии предлагает пакет стимулов, включая субсидию FAME, в зависимости от размера батареи. Скидка будет составлять в районе 130 долларов за 1 кВтч.
Если это так, то Nexon с 30,2 кВтч батареей будет стоить на 3900 долларов меньше, что снизит стоимость электромобиля почти до 14000 долларов. Что еще более важно, стимулы доступны только для электромобилей по цене ниже 21 000 долларов.
Тата заявляет о запасе хода в 312 километрах, используя индийскую программу сертификации ARAI. В реальных условиях индийские автомобильные обозреватели заявляли о запасе хода от 177 до 217 миль. Это довольно неплохо, учитывая, что Mini Cooper SE и Honda e, оснащенные 35-киловаттными батареями, имеют почти такой же запас хода, как Nexon.
Электромобиль Nexon имеет мотор в 130 лошадиных сил. Разгон до 100 км/ч составляет около 10 секунд. И чтобы максимизировать его запас хода, максимальная скорость ограничена 120 км/ч.
К счастью, Tata не пошла на компромисс с другими технологиями электромобилей. У Nexon имеется быстрая зарядка на основе CCS, позволяющая зарядить аккумулятор до 80% за один час. 8-летняя гарантия на аккумулятор и двигатель также будет преимуществом.
Nexon предлагает вождение с одной педалью, жидкостное охлаждение, максимальные показатели безопасности и водонепроницаемость для езды по затопленным улицам. Это важные меры для дорог Индии и погоды. Tata также предоставляет беспроводные обновления и функции подключения, включая Apple CarPlay и Android Auto. Nexon EV — это следующую поколение существующего Tigor EV, стоимость которого начинается с 16 000 долларов. Но электрический Tigor имеет аккумуляторную батарею емкостью 16 кВтч и 40-сильный мотор. Tata Mahindra eVerito мощностью 21 кВтч является самым дешевым электромобилем в Индии, его стоимость составляет около 15 000 долларов.
Bajaj Qute. Индийская блоха
По документам Bajaj Qute — квадрицикл, однако у всех эта «блоха» вызывает ассоциации с автомобилем. Взяв на тест необычное транспортное средство из Индии, мы решили выяснить, чем оно является на самом деле
Bajaj Qute. Полная масса: 674 кг. Начало продаж: 2016 г. Цена: от 330 000 руб.
Начало теста было необычным. Получив ключи от автомобиля, направляюсь на стоянку и вижу, что указанное место, как, впрочем, и соседние, занято другими машинами. Придется немного подождать, предупредил суетившийся рядом водитель. Честно говоря, я и представить не мог, что «гаражом» для индийского ситикара может быть фургон Peugeot Boxer. «Со свободными местами на стоянке у нас вечная проблема, вот и нашли такое решение», — поясняет Андрей Владимиров, сервис-менеджер компании «Ист-Вест Моторс», генерального дистрибьютора Bajaj.
Над рулем и перед пассажиром размещены бардачки
Квадрициклы — самостоятельная категория четырехколесных транспортных средств, предназначенных для движения по дорогам общего пользования, которую, несмотря на сходство названий, не следует путать с другим видом транспорта — квадроцикламии, или внедорожными вездеходами. По международной классификации транспортных средств квадрициклы входят в группу L, к которой относятся также мотоколяски, подобные отечественным «инвалидкам» (например, С3А из «Операции Ы» или «Кинешма»), японской Daihatsu Midget и французской Renault Twizy, а также другие близкие к ним легкие четырехколесные транспортные средства, официально не представленные на российском рынке. Первым из импортных квадрициклов, сертифицированных в России, стал индийский Bajaj Qute родом из города Пуна.
МАЛЫЕ ФОРМЫ
Первая реакция любого, кто видит это чудо техники, — улыбка. «Какой расход топлива у этого малыша», — со знанием дела поинтересовался таксист в очереди на АЗС. На тот момент я и не предполагал, что дозы в 2,8 л (ровно на 100 руб.) будет достаточно, чтобы пересечь всю Москву с севера на юг и вернуться обратно (примерно 70 км).
Номер включенной передачи отображается на приборной панели
Что же касается зевак-прохожих, то для них главным магнитом была внешность ярко-красного Qute. Чуть больше 2,5 м в длину и менее 1,5 в ширину. Короткий и высокий автомобильчик на колесиках с литыми 12-дюймовыми дисками хоть и выглядит немножко нескладно, но не лишен харизмы: азиатский прищур фар, плавные боковые панели с ярко выраженными гранями и дополнительными выштамповками, стильные четырехкамерные задние фонари — все это свидетельствует о том, что над экстерьером автомобиля потрудились профессиональные дизайнеры.
Если постучать по корпусу, то становится ясно, что все облицовочные панели выполнены из пластика. Да что панели — заднее стекло вклеено не в металлическую, а в пластиковую рамку. Крыша «Кьюта» тоже пластиковая, съемная — крепится изнутри на саморезах. Вообще, если приглядеться, то будет видно, что многие детали посажены на каркас при помощи винтов и заклепок, так что замена, например, крыла, не потребует сложного инструмента.
Но не стоит думать, что весь автомобильчик сделан из хрупких материалов: если заглянуть на пол или под днище, видны мощные усилители несущего кузова. Производитель утверждает, что машина успешно прошла крэш-тест по методике Euro NCAP.
ЗАДЕЛ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Bajaj Qute позиционируется как представитель нового поколения коммерческого транспорта. Раз так, стоит обратить внимание на его грузовые возможности. Главный багажник Qute, как и у любой другой заднеприводной машины, будь то Porsche 911 или ЗАЗ-968, расположен под капотом. Крышка капота пластиковая, запирается на замок снаружи в стиле почтового ящика. Кстати, и размеры багажника по форме чем-то напоминают почтовый ящик: по сути, это узкий и продолговатый карман, расположенный вертикально. Объем переднего багажника составляет 60 л, а масса груза ограничена 20 кг.
Груз также можно разместить за задними сиденьями. Правда, места здесь меньше — всего 44 л свободного пространства. Кстати, пятой двери у Qute нет, так что закинуть что-то в укромный закуток можно через салон, сложив спинки сидений. В этой связи очень кстати наличие у автомобиля верхнего багажника-корзины длиной 1,2 м и шириной 0,8 м, на котором можно перевозить груз массой до 30 кг.
Магнитолу лучше включать на стоянке, в движении ее звук перекрывается шумом мотора
А что в салоне? С точки зрения пассажира, дверной проем довольно широкий, во всяком случае, попасть внутрь авто не сложнее, чем в обычной малолитражке, а то и легче — высота крыши здесь заметно выше, чем у Daewoo Matiz или «Оки». А вот сиденья сложно назвать автомобильными. Это, скорее, стулья со стальными ножками и низкими спинками. Подголовники отсутствуют. Продольная регулировка есть только у водительского сиденья, а пассажирское закреплено жестко. Впрочем, последнему есть логичное объяснение: вблизи коленей переднего пассажира находится штатное место для запаски. Что касается сидений второго ряда, то из-за ограниченной ширины салона о пятом пассажире речи вообще нет — машина сугубо четырехместная.
Опционально машина оснащена сдвижными и фиксированными стеклами
Зато рабочее место водителя полностью соответствует классу авто. Из органов управления имеются вполне автомобильный руль с подрулевыми переключателями, три стандартные педали, селектор КП и незамысловатая приборная панель со спидометром, указателем запаса топлива и контрольными лампами. Над рулем и перед пассажиром на торпедо размещены два запираемых на ключ бардачка. Разумеется, никакого гидроусилителя руля нет. Он здесь не нужен, ведь машина весит как средний квадроцикл — 399 кг. Крутить баранку легко. Из «приятностей» в комплекте: магнитола с дистанционным пультом (вероятно, в расчете на пассажиров заднего ряда), гнездо прикуривателя и вместительные карманы на дверях.
Спинки заднего ряда можно сложить в соотношении 40/60 и получить доступ в багажник объемом 44 л. Жаль, что конструкторы не предусмотрели пятую дверь
В базовом исполнении Quit имеет гибкое остекление дверей — вместо привычных стеклянных полотен тут использована прозрачная пленка. В качестве опции российский дистрибьютор предлагает оснастить машину сдвижными (для передних дверей) и фиксированными стеклами.
Штатное место для домкрата на передней стенке кузова в кабине, багажник полностью свободен
Вершина индийской оптимизации — система отопления салона. Штатное оборудование рассчитано всего на один режим: еле живой вентилятор обдува направляет слегка подогретый электрической спиралью воздух в центральную зону ветрового стекла. По факту даже в сырую погоду этой мощности оказывается недостаточно для защиты стекол от запотевания. А что же будет зимой? В качестве решения проблемы предлагается зависимый отопитель, который установят в России за отдельную плату. Впрочем, возможность работы при низкой температуре — не единственное, что вызывает вопросы в этом транспортном средстве, но не будем забегать вперед.
БОДРЫЙ И ЭКОНОМИЧНЫЙ
Самое интересное в «Кьюте» — это силовой агрегат. Напомним, согласно ГОСТ Р 51815-2001 квадрицикл не может иметь двигатель мощнее 15 кВт. И здесь все именно так. В качестве силового агрегата для Qute взят самый передовой мотор компании Bajaj — 220-кубовый одноцилиндровый мотор 0,2 EFi жидкостного охлаждения. Главный его козырь — экономичность: производитель заявляет расход топлива практически на уровне 50-кубовых мопедов. Улучшения эксплуатационных показателей удалось добиться за счет электронной системы впрыска топлива (моновпрыск Bosch), особой системы газораспределения (4 клапана на цилиндр) и уникальной системы DTS-i с тремя свечами зажигания на цилиндр. Коробка передач — 5-ступенчатая секвентальная, допускающая только последовательное переключение передач: рычаг КП нужно перемещать вперед либо назад.
Конструкция дверного остекления ухудшает обзор в зеркало заднего вида
В движении «Кьют» оказывается бодрее, чем можно было ожидать от 13-сильного мотоциклетного мотора (для управления квадрициклом необходимо иметь водительское удостоверение с открытыми категориями В1 или В). Конечно, до автомобильной динамики ему далеко, но, определенно, его разгонных характеристик хватит, чтобы не тормозить городской поток. Хотя со светофора первым и даже вторым он не уедет, это факт. Заметим, что при интенсивном разгоне машина оглашает окрестности неприятным стрекотом высокого тона. Особенно некомфортно пассажирам заднего ряда, ведь в салоне отсутствует шумоизоляция. Это еще один минус.
На верхнем багажнике можно разместить до 30 кг груза
А вот к чему нет претензий, так это к плавности хода. Независимая пружинная подвеска на продольных рычагах аккуратно проглатывает все продольные неровности и лежачих полицейских, переваривает колдобины. К тому же машина неплохо слушается руля и адекватно тормозит. И еще: при столь скромных наружных габаритах с парковкой, разворотами и заездами в узкие пространства проблем точно не будет.
ЦЕНА ВОПРОСА
Стоимость Bajaj Qute начинается с 330 тыс. руб., это за базовый вариант. Еще примерно 35 тыс. придется доплатить за установку замка водительской двери, полноценных окон взамен пластика и салонного отопителя. Итого — 365 тыс. руб. Кому-то ценник за индийскую версию ситикара покажется явно завышенным — примерно за те же деньги можно приобрести всепогодный Ravon Matiz.
Одноцилиндровый мотоциклетный мотор с 3 свечами разгоняет машину до 70 км/ч
Есть ли хоть какое-то конкурентное преимущества у квадрицикла? Основным аргументом в пользу этого «малыша» является низкая стоимость владения, что сегодня для многих имеет решающее значение. К примеру, плановое ТО, проводимое с периодичностью 10 000 км, будет обходиться дешевле. Мотор-то микролитражный. Расход топлива — вдвое, а то и втрое ниже, чем у того же «Матиза» с двигателем 0,8 л. Следует также сравнить расходы на ОСАГО. Обязательная страховка на Quite в Москве при неограниченном количестве водителей для юридического лица будет стоить около 3500 руб.
Выходит, что, заплатив за Qute столько же, сколько за автомобиль, можно быстро возвратить инвестиции. Как быстро? Это будет зависеть от характера работы перевозчика. А вот гарантия на авто известна — она составляет 12 месяцев или 40 000 км пробега.
- Низкий расход топлива, минимальные затраты на обслуживание, экономия парковочного пространства
- Неэффективная шумоизоляция, неудачный доступ в багажный отсек, отсутствие отопителя в базовом оснащении
Технические характеристики | |
Снаряженная масса, кг | 399 |
Полная масса, кг | 674 |
Объем багажника, л | 44 (задний), 60 (передний) |
Объем топливного бака, л | 8 |
Двигатель | |
тип | бензиновый, 1-цилиндровый |
рабочий объем, см 3 | 216,6 |
мощность, л. с. при мин -1 | 14 при 5500 |
крутящий момент, Нм при мин -1 | 19 при 4000 |
Коробка передач | секвентальная |
Подвеска | |
передняя | многорычажная, независимая |
задняя | независимая, пружинная |
Тормоза | барабанные |
Максимальная скорость, км/ч | 70 |
Цена | |
Базовая, руб. | 330 000 |
Тестируемого автомобиля, руб. | 349 000 |
Сервис | |
Заводская гарантия | 12 месяцев или 40 000 км |
Межсервисный пробег, км | 10 000 |
Конкуренты | |
Ravon Matiz, Renault Twizy |
Автомобиль предоставлен компанией «Ист-Вест Моторс».
Станет ли Индия мировым лидером электромобилизации? Евгений Пахомов — из Нью-Дели
В гонке за электромобильным будущим у экологически продвинутых стран ЕС и Японии появился решительный конкурент: раньше всех в мире запретить продажу машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) намерена Индия
Евгений Пахомов, корр. ТАСС в Нью-Дели,— для “Огонька”
Самая большая демократия мира (так любят называть себя в Индии) в последние годы мыслит главным образом революциями. Их число впечатляет: только цветных в стране на данный момент разворачивается десятка полтора — среди них и “белая революция” (увеличение производства молока и молочных продуктов), и “черная” (рост нефтедобычи), и “золотая” (развитие садоводства, производство меда и фруктов).
Уже не роскошь. Еще не средство передвижения
Это не считая революций “бесцветных”, но от того не менее значимых. Правительство запустило масштабную налоговую реформу (оптимизация налогообложения и введение единого налога), цифровую (развитие цифровых технологий, в том числе для оплаты товаров по Сети). Казалось бы, на этом фоне еще один почин — форсированный переход на электромобили — мог бы и затеряться. Но нет: загрязнение воздуха — крайне острая тема в стране (13 мегаполисов Индии в числе 20 самых загрязненных в мире). А ДВС — один из главных обвиняемых.
Революционный подход к проблеме обозначило заявление министра энергетики Пиюша Гойяла в апреле 2017-го. “Идея в том,— заявил он,— что к 2030-му ни один автомобиль с бензиновым или дизельным двигателем в нашей стране продаваться не должен”. Теперь министр Гойял возглавляет другое важное ведомство — Министерство железных дорог, но обозначенный им подход в силе. Насколько реален он в гигантской стране, которая только почувствовала вкус к передвижению и где, по данным того же Минэнерго, к электросетям в сельской местности подключено одно жилище из четырех?
Солнце, воздух и нефть
Собственно, это и есть главные причины, которые подтолкнули к решительным мерам, и ключевая из них — выбросы в атмосферу. По официальным данным, свыше миллиона жителей Индии ежегодно умирает из-за болезней, вызванных загрязнением воздуха (два человека в минуту!).
Тот же Нью-Дели прошлой осенью накрыл такой плотный туман, что мэр Арвинд Кеджривал назвал свой город “газовой камерой” — из столицы бежали семьями, закрывались школы и вузы. Диагноз — концентрация мелкодисперсных частиц диаметром менее 2,5 мкм (одна миллионная доля метра) в 12 раз превысила безопасный уровень. Винили гуляк, взрывавших петарды в праздник Дивали, крестьян, которые жгли стерню на полях, но в главные обвиняемые угодили 3 млн столичных авто. Избиратели потребовали принять радикальные меры, власти пообещали.
Теперь о солнце. Его в Индии больше, чем нефти (ее-то как раз не хватает), и надежды на рост производства электричества в будущем многие связывают именно с ним. Хватит не только на автомобили. За 10 лет, считают в стране, реально перейти и на поезда с гибридным дизель-электрическим двигателем, который будет подзаряжать то же солнце.
Плюс электрификация всей езды
Но есть и другая причина. Индия рвется в сверхдержавы (назначен и срок прорыва — к середине века), отставать от глобальной моды на прорывные технологии никак нельзя. Само собой, заявления ряда стран ЕС о том, что бензиновые и дизельные авто уйдут в прошлое к 2040 году, здесь услышали. Но реально ли опередить Европу на 10 лет?
— Индия имеет развитый автопром и относительно дешевую рабочую силу,— сказал “Огоньку” торгпред РФ в Индии Ярослав Тарасюк.— Поэтому логично, что сейчас, когда развитые страны говорят о будущем доминировании электромобилей, индийское правительство заявляет о приоритетном развитии этого вида транспорта, ставит временные рамки и предлагает меры господдержки и для производителей, и для потребителей.
Стране есть на что опираться — в местном автопроме занято свыше 19 млн человек. “Мы в перспективном регионе, но опоздать нельзя, заказы уйдут,— разъясняет журналист Винод Пандеи.— Тем более что наш основной соперник в АТР Китай постоянно наращивает производство электромобилей”.
Индийский автомобильный гигант Mahindra готов производить электромобили на все вкусы и кошельки, от спортивных моделей до массовых автомобильчиков
Отставать Нью-Дели не хочет, но и “китайским путем” — ставка на одни госсубсидии — он не пошел. В Индии объявлено о введении схемы FAME (Faster Adoption and Manufacturing of Electric Vehicles in India), которая должна “точечно” подтолкнуть к цели. Правительство на первом этапе обещает господдержку производителям электромобилей в течение 2-3 лет и субсидии при их покупке. Идея в том, чтобы покупка и эксплуатация авто стоила тем дороже, чем больше загрязнения оно производит. В рамках этой логики, в частности, предусматривается снижение налогов на электромобили до 12 процентов (налог на авто с ДВС — 43 процента).
Трудности перехода
Предполагается, что уже на следующем этапе вместо государства должен заработать рынок, а также крупные муниципалитеты, которые отладят региональные модели продвижения электромобилей и обеспечат строительство заправочных станций для них. Поэтапно спланирован и переход на электротягу: сначала двухколесные транспортные средства, затем трехколесные (авторикши) и только потом — четырехколесные.
При этом мало кто строит иллюзии, что к концу 2020-х все индийцы пересядут на электрокары. Для этого в 2030 году потребовалось бы продать более 10 млн авто на электрическом ходу — это слишком много. Эксперты осторожно дают понять: если электрическими на здешних дорогах станут 10 процентов машин, уже неплохо.
— Временные рамки, заявленные правительством, скорее подтверждают серьезность намерений, нежели требуют от производителей следовать жестким срокам,— полагает Ярослав Тарасюк. Так же считает и представитель Федерации торгово-промышленных палат Индии. “К 2030 году вся Индия вряд ли пересядет на электромобили,— сказал он “Огоньку” на условиях анонимности.— Но правительство, предлагая программу развития электромобилей, демонстрирует, что она — в числе национальных приоритетов”.
Бизнес принял вызов
Действительность, понятно, прозаичнее планов. По данным на конец прошлого года, в Индии было реализовано около 5 тысяч электромобилей (гибридных побольше). При этом в том же 2016-м продано свыше 3 млн “обычных” машин — бензиновых и дизельных.
Главная причина — в цене. Гибридные и электромобили в Индии предлагают несколько производителей: Mahindra & Mahindra Ltd., Volvo Cars, BMW AG и Toyota Motor Corp. Скажем, местная компания Mahindra продает свой электрический e2O Plus за 9 тысяч долларов, и это не считая налогов. Дешевое бензиновое авто приемлемого качества можно купить вдвое дешевле.
Но, похоже, колоссальный разрыв между реальностью и перспективами бизнес, который работает в Индии, не пугает: новости о контрактах и инвестициях идут постоянно. В Бангалоре, “кремниевой долине” Индии, по электромобильной тематике уже работают несколько стартапов. В июле серьезные компании Denso, Suzuki и Toshiba заключили соглашение о создании СП по выпуску в Индии литий-ионных батарей для электромобилей. Наконец, в августе государственная EESL (эта компания занимается вопросами эффективного использования энергии) объявила конкурс на поставку сначала тысячи, а в перспективе — до 10 тысяч электрических седанов, способных проехать не менее 120-150 км на одной зарядке. На эти авто планируется пересадить госчиновников сначала в Нью-Дели, а потом и в других городах. Несколько штатов Индии ведут переговоры с производителями, чтобы закупить электроавтобусы для общественного транспорта.
В Индии, похоже, всерьез рассчитывают, что в 2020-м по дорогам будет бегать не менее 400 тысяч электромобилей. Политической воли стране, постоянно заявляющей о новых революциях, не занимать. Что же касается шансов на инвестиции, то авторитетный американский бизнес-журнал Fast Company отметил главный козырь индийской программы: она не раздает госсубсидии, а “пытается вдохновить сам рынок на перемены”.
Самые интересные автомобили из Индии: ТОП-11
Статья о самых интересных автомобилях из Индии — их особенности и характеристики. В конце статьи — интересное видео про индийские кроссоверы. Статья о самых интересных автомобилях из Индии — их особенности и характеристики. В конце статьи — интересное видео про индийские кроссоверы.
Автомобильная продукция индийского производства мало знакома российскому потребителю и даже более того – информация о наличии в этой стране собственного автопрома вызывает лишь саркастический смех.
Нельзя не признать, что Индия – место очень колоритное, с необычными традициями и кинематографом на грани безумного, а поэтому никто не ждет многого и от ее автомобилей.
Однако все не настолько страшно. Автолюбители напрасно воспринимают машины так же, как бесчисленное количество китайских брендов, собранных в кустарных условиях.
Промышленность современной Индии демонстрирует фантастический взлет в последние годы, сосредоточив на своей территории колоссальные индустриальные мощности. При этом принципиальным отличием разросшегося автомобильного рынка от аналогичного китайского является отсутствие однотипных брендов. Каждая индийская модель может похвастать экономичностью и компактностью, порой даже излишней, комичной, но и, к сожалению, не самой лучшей надежностью.
До 2000-х годов автомобили имели достаточно консервативный облик, напоминающий конструкцией и оформлением тележки рикши, зачастую скопированный с европейских и американских моделей. Лишь с 2003 года автомобилестроение начинает прислушиваться к пожеланиям потребителей и переориентироваться на европейские рынки. Что из этого получилось, рассмотрим ниже.
1. Hindustan Ambassador
Эта заднеприводная модель проявила чудеса долголетия, выпускаясь с 1958 по 2014 год. За основу конструкции индийские инженеры взяли Morris Oxford Series III — творение британской компании Morris Motors Limited. Однако несмотря на этот факт, сами индийцы считают «Амби» национальным достоянием и титулуют «королем дороги».
В числе доработок первоначальной модели — более просторный салон и верхнее расположение клапанов двигателя, а комплектовалась дизельным и бензиновым двигателями на 1,5 и 2 литра. За полувековую историю Амби стал самым народным, самым массовым и любимым автомобилем. Во всех наиболее культовых картинах Болливуда он служил своеобразным бондовским Aston Martin для главного героя.
К 2011 году продажи морально и технически устаревшей модели начали падать, а в 2014 году даже при наличии предельно низкой стоимости Ambassador окончательно сняли с производства.
2. Hindustan Contessa
Заднеприводный седан, получивший элегантное название «Виконтесса», также имеет в прародителях английский автомобиль Vauxhall VX, выпускавшийся в 70-х годах.
Немаловажной составляющей в контексте индийских дорог, по количеству ухабов превосходящих даже Россию, стала большая колесная база почти в 3 метра и независимая подвеска, в совокупности обеспечившие плавный ход.
Hindustan Contessa отличилась тем, что стала первым исконно индийским автомобилем, получившим вакуумный усилитель тормозов. Выпускалась она только для внутреннего рынка, даже не пытаясь выйти на экспорт.
3. Mahindra Gio
Многомиллиардный конгломерат Mahindra & Mahindra в 2009 году представил забавный мегакомпактный грузовичок стоимостью всего $3500. Пусть его комичный вид не вводит в заблуждение – юркий малыш, лихо лавирующий по узким индийским улочкам, тратит всего 3,7 литра дизельного топлива на сотню километров и при этом способен перевозить грузы до 500 кг.
Производитель создал его в качестве бюджетной замены столь популярному в Индии 3-колесному транспорту, а также мини-пикапам, которые позволить могут себе далеко не все автомобилисты. Для 9-сильного грузовичка инженеры специально разработали особую трансмиссию, рассчитывая создать новый сегмент малотоннажного транспорта.
4. Force Gurkha
Рамный внедорожник сами индийцы называют местным «Гелендвагеном». Хотя сама компания-производитель больше ориентирована на коммерческий транспорт, данная модель им вполне удалась.
Несмотря на несколько старомодный облик, экстремальный внедорожник с 85-сильным мерседесовским турбодизельным двигателем, брутальными стальными бамперами и штатным шноркелем придают ему интересный офф-роудный облик. Названный в честь непальских наемных солдат, он представлен на рынке в 3- и 5-дверном варианте.
5. Mahindra Xylo
Минивен базируется на шасси своего «родственника» — внедорожника Scorpio, имея под капотом не самые темпераментные дизельные двигатели на 95 и 120 л.c. В совокупности с 5-ступенчатой механической трансмиссией автомобиль способен развивать максимальную скорость в 160 км/ч.
Компактный внешне и весьма просторный внутри минивен с самого своего выхода в свет в 2009 году пользуется среди индийских автолюбителей большой популярностью. Даже при немалой стоимости в 10 тысяч евро производитель получил свыше 4 тысяч предварительных заказов, что объясняется очень тщательно проработанным внутренним удобством и дизайном, направленным на удовлетворение потребностей автовладельца.
Производитель заявил, что данная модель предлагает намного больше возможностей, чем любой имеющийся на рынке седан. Высота в 1895 мм обеспечивает комфорт даже для рослых людей, которым будет достаточно места даже на третьем ряду. А от не самых лучших дорог спасает клиренс в 186 мм.
6. Bajaj Qute
Это творение сложно назвать автомобилем, это скорее квадрицикл с массой менее 400 кг, для которого достаточно водительских прав категории В или В1.
Индийское чудо предполагает размещение 4 человек, имеет стальной кузов, обшитый пластиковыми панелями, 2,5-мнтровую длину и 1,5-метровую ширину. Двигает конструкцию одноцилиндровый 13-сильный двигатель, оснащенный 5-ступенчатой трансмиссией. Окна смешной машинки закрыты прозрачной пленкой, отопителем служит электрофен, а диск заодно «работает» и тормозным барабаном.
Это не единственная изюминка оригинальной индийской модели. Например, домкрат располагается под передней панелью, запасное колесо прикручено к моторному щиту в ногах пассажира, а сиденьями являются дермантиновые стулья. В целом, вся конструкция держится на нескольких десятках болтов, открутив которые, можно снять крышу или убрать оконные рамы.
7. Mahindra e2o
Любой крупный автопроизводитель рано или поздно приходит к решению разработать собственный электромобиль. Но зачем начинать всё с нуля, когда есть достаточно энтузиастов, не имеющих финансовых и технических средств для раскрутки своих идей? Именно таким образом Mahindra приобрела производителя электромобилей REVA, совместно с которым в 2010 году выпустила модель e2o.
Машина получилась симпатичная, но ничем особо не выдающаяся, кроме размеров. При 3-метровой длине она имеет микроскопическую ширину в 1,5 метра. Электрическая силовая установка позволяет преодолевать на одной зарядке более сотни километров.
8. Mahindra Bolero
Этот среднеразмерный внедорожник, обладающий высокой проходимостью, является самым продаваемым в Индии, хотя последние годы производится в Грузии.
Под капотом внедорожника 4-цилиндровый 2,5-литровый 76-сильный двигатель от Peugeot, очень слабый для автомобиля такого назначения.
9. Mahindra Verito
Перед нами своеобразная версия Renault Logan, появившаяся на свет в результате работы совместного индийско-французского предприятия. К сожалению, сам Логан в отличие от России здесь не произвел такого феерического успеха, имея более чем низкие продажи. А потому после завершения деятельности объединенной компании Mahindra получила возможность модернизировать автомобиль и продавать его под собственным брендом.
Индийцы оставили платформу B0, но основательно видоизменили внешность, а заодно разработали на ее базе более молодежный, спортивный лифтбек MahindraVeritoVibe.
10. Tata Nano
Этот автомобиль можно назвать рекордсменом по стоимости – в переводе на российские цены всего около 85 тысяч рублей. Ну и пусть у него нет даже примитивного радио и крышки багажника, а под капотом он имеет 2-цилиндровый двигатель, зато позволить его себе может практически каждый автолюбитель.
Производитель намеревался повторить успех VW Beetle, однако индийские водители оказались более требовательными. Спартанские условия, отсутствие даже минимальных средств пассивной безопасности и ноль балов на краш-тесте уронили модель в глазах потенциальных клиентов.
11. Chinkara Roadster
Пока еще молодая производственная компания начала со сборки квадроциклов, автодомов, планеров, даже вертолетов и яхт для богатой клиентуры за фантастические цены.
Их автомобильным опытом выступает легкий родстер, скопированный с Lotus 7. Небольшой вес и 1.8-литровый двигателю от Isuzu позволяет автомобилю разгоняться до сотни менее чем за 8 секунд, развивая предельную скорость в 190 км/ч. Такие технические характеристики, конечно, весьма далеки от оригинального Лотуса, но по местным меркам даже они являются впечатляющими.
Индийский автопром можно назвать лидером по антипопулярности среди водителей всего мира. О нем ничего не известно, он крайне ненадежен, чрезмерно экстравагантен, дешев и пугающ. Он не впечатляет технологическими разработками, мощными двигателями, элегантными дизайнами.
Есть ли у него будущее? Возможно, когда-нибудь. Сейчас же индийские автомобили рассматривают в качестве необычных, практически музейных экспонатов, оригинальных, но непрактичных.
Видео об индийских кроссоверах:
Преподавание информатики в начальных классах
статья по информатике и икт на тему
Для обеспечения качественного преподавания информатики в начальной школе учителем информатики, работающем в базовой или старшей школе необходимо изучить и освоить психологические особенности учащихся младших классов, методику проведения уроков в младших классах, особенности психологии детей младшего школьного возраста, физкультминуток, манеру задавать детям вопросы и методику организации всевозможных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_v_nachalnoy_shkole.docx | 35.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Информатика в начальной школе
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему « учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Реформа учебных программ и соотношение процессов преподавания и обучения в школе находятся в центре внимания нашего общества. Непрерывное образование, интеграция информационных технологий в традиционные образовательные методики и осознание уникальности ученика призваны поднять на качественно новый уровень обучение и воспитание детей, их подготовку к жизни и труду в современных условиях. В основу начального образования информатике в школе положены следующие методические подходы: утверждение принципов гуманистического воспитания, признающих самоценность детства и свободу ребенка в образовательном пространстве, направленных на интеллектуальное и нравственное развитие, использование системного подхода в организации всех сторон школьной жизни и создании условий для всестороннего развития личности и самообучаемости, признание общеобразовательной значимости информатики. Конкретная программа обучения в каждом образовательном учреждении разрабатывается исходя из: типа образовательного учреждения, направленности дифференциации содержания обучения в нем; времени, отводимого в учебном плане конкретной школы на изучение этого предмета, уровня оснащенности образовательного учреждения вычислительной техникой; методических позиций самого учителя”.
Так кто же должен и может вести урок информатики в начальной школе?
Существует два мнения по этому поводу. Первое – обучение информатике в начальной школе можно организовать силами учителей начальных классов. Второе – уроки может проводить учитель информатики, работающий в базовой и старшей школе.
Для обеспечения качественного преподавания информатики в начальной школе учителем начальных классов, необходимо желание изучать, вникать в новую сферу знаний, выраженное в письменной форме, так как даже изменение методов, способов изложения уже преподаваемого материала требует значительных, психологических, временных и финансовых затрат, и это при том, что если подходы и изменяются, даже не кардинально и всеми основными методами учитель владеет в совершенстве. Учитель, не вполне владеющий содержанием курса информатики, не понимающий, предмета и целей, не сможет организовать на высоком уровне урок, даже при наличии хорошего учебно-методического комплекта. Если учитель начальной школы выражает желание преподавать информатику, это значит он берет на себя обязательство освоить содержание и методику обучения, освоить компьютерные технологии на уровне, позволяющем вести практические занятия с младшими школьниками и использовать компьютер в качестве средства представления информации, рабочей станции и т. д.. В этой связи, учитель начальных классов должен пройти курсы повышения квалификации в области информатики и информационных технологий, и тем самым получить право преподавать информатику в своем классе.
Для обеспечения качественного преподавания информатики в начальной школе учителем информатики, работающем в базовой или старшей школе необходимо изучить и освоить психологические особенности учащихся младших классов, методику проведения уроков в младших классах, особенности психологии детей младшего школьного возраста, физкультминуток, манеру задавать детям вопросы и методику организации всевозможных игр. Учитель информатики должен познакомиться с учебниками, по которым занимаются дети, чтобы не тратить время на формирование того, что дети уже освоили на других уроках, опираться на их знания, добавляя то, что дает информатика в начальной школе, и не искажать уже полученные знания. Даже при условии ознакомления учителя с учебно-методическим комплектом, необходимо провести определенную работу по согласованию своих представлений о программе начального образования с реальным положением дел. И лишь после этого принимать ответственное решение о преподавании информатики в начальной школе. Для наиболее эффективного преподавания данного курса учителю информатики необходимо консультационные услуги учителя начальных классов или завуча школы, которые владеют содержанием и методикой обучения в начальной школе. Учитель начальных классов может присутствовать на уроках или просто помогать учителю информатики написать план урока, но их отношения должны быть тарифицированы. Все стороны обучения несут солидарную ответственность за урок и знания учащихся.
Особенности проведения уроков для учителя начальной школы
Так как, мышление детей начальной школы значительно отличается от детей базовой и старшей школы, при проведении уроков необходимо учитывать восприятия понятий и иерархии действительности. На данном этапе развития дети не задают вопросов о фундаментальных законах природы. В данном возрасте их не интересует устройство компьютера и его механические свойства. В процессе обучения у детей не возникает вопросов о механизмах работы ПК (персонального компьютера здесь и далее), естественных процессах и т. д. Заложенные правильные базовые знания позволят в дальнейшем детям самостоятельно, либо с помощью преподавателя изучить и осознать данные механизмы. Задача учителя начальной школы выстроить, сформировать систему первоначальных представлений младшего школьника в соответствии с содержанием курса преподаваемого материала.
Постепенно представления школьника целенаправленно расширяются и к концу шестого класса дети готовы воспринимать серьезные теоретические разделы информатики и без труда осваиваивать информационные технологии, так как в их сознании сформированы прочные истинные представления об отношении человека и компьютера, о возможностя последнего.
К особенностям преподавания в младших классах можно отнести следующие методики обучения: пропедевтика (предварительно обучаю) – это вводный курс, систематически и элементарно изложенный, однако это не означает, что в рамках курса происходит формирование примитивных, ненаучных представлений; информационный подход – это взгляд на предметы, явления или процессы с позиции сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации, когда содержание сообщения, текста, рисунка, то есть конкретный смысл (собственно информация) рассматривается во вторую очередь. А на первом плане нашего внимания непривычные, но очень важные вещи в жизни и деятельности каждого человека: форма представления информации, закономерности управления живыми и неживыми системами и т.д..
Благодаря данным методикам учащиеся начальной школы не просто усваивают учебный материал, но учебный материал активно способствует их развитию. Кроме того, по мере продвижения в освоении информатики, учебный материал начинает «работать» на другие дисциплины, так как многие темы носят развивающий и обобщающий характер.
В начальной школе дети с удовольствием выполняют несложные проекты в группе и часто совершенно самостоятельно (в процессе выполнения несложных заданий) интуитивно осваивают дополнительные приемы и операции. Этому способствуют психологические особенности восприятия, памяти и поведения ребенка 6-9 лет. Часто младшему школьнику достаточно один раз посмотреть «как это делается», и он без особых усилий воспроизводит эти действия.
Дети легко запоминают действия учителя в процессе демонстрации чего-либо на экране компьютера (электронной доске) и визуально осваивают многие операции и способы деятельности с экранными объектами (с символами, словами, абзацами, графическими примитивами, связанные с выделением, изменением цвета, вставкой рисунков и т.д.) В дальнейшем обучении, при возможности поработать самостоятельно, дети активно применяют «умения », полученные «визуально».
Учитель начальной школы для проведения компьютерного практикума может привлекать учащихся старших классов или учителя информатики.
Развитие мышления в дошколньном и младшем школьном воздасте
В данном возрасте у детей происходит интенсивное развитие интеллекта в связи с чем совершенствуются способности мышления, обобщения и абстрагирования (переход от конкретного мышления к абстрактному).
Особую роль в обучении детей младшего школьного возраста играет работа над выделением признаков, предметов, объектов. В процессе обучения необходимо обучить находить не только внешние признаки, но и находить существенные признаки, без которых он не может быть подведён под данное понятие, которые выражают его сущность, отличают от других.
Критерием овладения понятием является умение правильно использовать их в речи.
1. Анализ – мыслительная операция, представляющая собой мысленное расчленение целого на его составные части, отдельные признаки. В процессе обучения необходимо научить устанавливать связи между понятиями: порядок следования, противоположность, часть и целое, функциональное отношение и причинно-следственное. Причём в последнем учащийся младшей школы проще находит связь от причины к следствию, нежели наоборот.
2. Синтез – умственная (мыслительная) операция, обратная анализу, представляет собой мысленное объединение частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое. В данном случае в младшем школьном воздасте синтетическая деятельность развивается от простого суммирующего (например, перечисление растений, животных) до системного (например, перечислять элементный состав названных систем и называть отношения между элементами.
3. Сравнение – мыслительная операция, представляющая собой установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Младшему школьнику при сравнении малоизвестных предметов легче найти различия, а при сравнении хорошо известных объектов – сходства.
4. Классификация – распределение объектов по классам, при котором каждый класс имеет свое постоянное место. Классификацию проводят только по одному основанию. Произведенная классификация по существенным признакам – основная, по несущественным – вспомогательная.
5. Обобщение – объединение существенных и несущественных признаков, связей, отношений, предметов и явлений.
6. Развитие навыков обобщения идет от широкого (например, растения, компьютеры) к все более дифференцированному (например, комнатное растение, персональный компьютер).
В процессе обучения детей младшего школьного возраста ведущим видом является непроизвольное внимание – ребенка привлекает все яркое, необычное, новое. Управлять своим вниманием ребенок еще не умеет, не может заставить себя сосредоточиться на неинтересном, трудном. В процессе обучения у детей начинает формироваться произвольное внимание, это активное внимание, оно регулируется волевым усилием. Высшей ступенью произвольности внимания является способность ученика руководствоваться самостоятельно поставленными целями. В процессе обучения у детей развиваются свойства внимания: объем, распределение, устойчивость, переключение.
Объем внимания у младшего школьника небольшой, ребенок не может удержать в поле внимания такое количество объектов, как может взрослый.
Распределять внимание между различными видами деятельности младшему школьнику трудно. Ребенок сбивается, если одновременно слушает объяснение учителя и выполняет задание в тетради.
Характерной чертой внимания младшего школьника является его неустойчивость, легкая отвлекаемость. Долго выполнять какую-либо работу младший школьник не может – начинает заниматься другими делами. Поэтому виды деятельности должны чередоваться, быть разнообразными.
В процессе обучения в школе учащимся становится легче быстро переключать внимание с одного объекта на другой, поначалу они это делают с трудом.
В течение обучения у детей развивается память: усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);
Ребёнок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
В связи с относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память.
Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путём механического повторения, без осознания смысловых связей.
Они часто заучивают дословно! Это объясняется тем, что механическая память развита у них хорошо, и тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах), ещё плохо владеет речью, ему легче заучить всё, чем воспроизводить своими словами. Дети ещё не умеют организовывать смысловое запоминание, не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.
К переходу в среднее звено у учащегося должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее.
Таким образом, в процессе обучения происходит следующая динамика в развитии памяти: запоминание становится осмысленным, произвольным в силу формирования самоконтроля. Дети овладевают приемами запоминания (от многократного прочитывания всего материала к чередованию прочитывания с воспроизведением), делением текста на смысловые части, соотнесением, сопоставлением частей текста.
Первоначально младшие школьники легче запоминают наглядный материал. Постепенно в процессе обучения, возрастает роль словесно-логического запоминания. При запоминании словесного материала дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные объекты.
Организация учебной деятельности
В связи с постоянным обновлением знаний в области информатики, эффективным методом обучения стандартным видам деятельности можно считать поэтапное формирование умственных действий учащихся в процессе обучения. Выделяется пять основных шагов:
Организация процесса усвоения понятий
Наиболее актуальным является вопрос, связанный с процессом усвоения понятий. В начальной школе мы не говорим с детьми о понятиях и поле понятий, а осуществляем целенаправленное первичное формирование представлений об объекте, его признаках и действиях, о слове и числе, как объектах внимания, познания, сравнения, анализа и т.д. Это позволяет постепенно подвести школьника к осознанию понятия и всех функций понятия, о чем целенаправленно будет идти речь в старших классах.
Для информатики характерно введение на каждом уроке от 3 до 5 новых понятий. Усвоение знаний о мире происходит через восприятие, осознание и запоминание. Соответственно процесс усвоения школьником новых понятий происходит как бы в три этапа (I этап – понимание, II этап – осмысление, III этап – использование).
1 этап: понимание нового понятия
Употребляет термин (понятие) при объяснении нового материала
Термин (понятие) в пассивном словаре школьника. Дети не оперируют с термином – только понимают его значение.
2 этап: мысленное (пассивное) использование
Дает устное или письменное упражнение: опознать и выделить обозначаемые данным термином явления из ряда других
Опознают, выделяют, обозначаемые данным термином явления, подбирают общие понятия к частному примеру
3 этап: активное использование понятия
Дает упражнение на подбор общего понятия к предъявляемому частному примеру
В процессе выполнения упражнений термин переводится из пассивного словаря в активный
Реализация этого процесса идет через формирование умений обобщать понятия, ограничивать понятия, классифицировать их и пр., то есть на основе целенаправленного анализа объекта исследования, (его модели), выделяется существенное и несущественное, что обобщается, а затем на основе общего способа решаются частные задачи.
Так, на примере частного случая дети выделяют существенные признаки линейных алгоритмов, затем применяют как способ при создании других алгоритмов.
Иллюстрация к способам деятельности на урока х (разработано учителями-методистами начального звена, в частности Жуковой Т.В., Матвеевой Л.М. и др.)
Уроки информатики в начальных классах
“Опыт – учитель, дорого берущий за свои уроки, но никто не учит лучше него”. Томас Карлейль
Согласно современной концепции информатизации образования, в учебный план начальной школы введен пропедевтический курс изучения информатики (I-VI классы). В связи с этим требуют решения вопросы по выявлению особенностей применения компьютеров в учебном процессе начальной школы. Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка, и очень болезненно воспринимается им. Для плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к учебной можно использовать возможности игровых дидактических компьютерных технологий
Опыт работы с учениками в начальных классах показывает, что на уроках можно и нужно использовать учебниктетрадь под редакцией Горячева А.В. “Информатика в играх и задачах”. Необходимо сделать так, чтобы ученики выполняли задания сначала в рабочей тетради, затем на компьютере, с целью рационального использования времени в компьютерном классе. Конечно, предстоит трудоемкая работа по созданию заданий на компьютерах. Но для учителя информатики составление таких уроков не сложно, и много времени затрачивается только в первый год преподавания. В дальнейшем можно пользоваться этими электронными заданиями и создавать новые. В перспективе уроки смогут вести учителя начальных классов, пройдя соответствующее обучение.
Особенно хочется отметить, что наличие интерактивной доски облегчает объяснение темы и расширяет возможности учителя. И ученики с большим удовольствием рисуют электронным маркером и работают им у доски.
В качестве иллюстрации вышеописанного рассмотрим разработку фрагментов уроков по различным темам .
Цели и задачи занятия:
Тип занятия: Изучение нового материала.
Вид занятия: Одинарное. Продолжительность – 40 минут.
Оборудование и использование учебного материала
- “Информатика в играх и задачах”. 4 класс в 4-х частях. Учебник-тетрадь, часть
- Автор Горячев А.В.Автор выпуска Волкова Т. О – М.: “Баласс”, 1998.
- Мультимедийный проктор
- Персональный компьютер.
- Интерактивная доска.
Примерный план занятия
№ | Название этапа занятия | Время в минутах |
Организационный момент | 1 мин. | |
Подготовка к восприятию | 5 мин. | |
Изложение нового материала | 10 мин. | |
Работа на компьютере | 15 мин. | |
Физпауза | 1 мин. | |
Закрепление нового материала | 6 мин. | |
Подведение итога занятия | 2 мин. |
Подготовка к восприятию нового материала
На интерактивной доске перетащить мышкой картинки в соответствие
живой и неживой природе.
Выполняют задание ученики на доске.
Ответы проанализировать вместе с детьми.
Изучение нового материала
Необходимо Найти обозначение каждого множества в таблице и закрасить круги на рисунке. Делаем совместно: на интерактивной доске 1 ученик используя заливку, остальные ученики в тетради. (Задание 5 в тетради )
Множество может включать в себя другие множества.
Работа на компьютере
Обсуждаются этапы работы на компьютере.
1.Обсуждаются вопросы:
- Как выполняется задание на компьютере?
- Как перетащить необходимые элементы множеств в соответствующие фигуры?
- Как нарисовать стрелку?
- Сохранять ли изменения в документе?
2.Обсуждаются этапы работы “Расселяем множества”.
Необходимо выявить общее свойство предметов данного множества.
Перетащить необходимые элементы множеств в соответствующие фигуры мышкой.
Необходимо определить от какого типа рисунка, провести стрелку к паре множеств Слайд2.
Выполнить упражнения на релаксацию зрения.
Закрепление нового материала
Выполнить задание 7 в тетрадях. Или на компьютере Слайд3
Ученики:
- Вписывают пропущенные названия множеств.
- Дорисовывают в таблице фигуры, которыми обозначены множества
Подводятся итоги занятия .
Домашнее задание : Задание 4,6 в тетради
Подобные уроки можно проводить на каждом уроке информатики в на слайде 4-9 можно посмотреть, как это делается применительно к другим темам.