Особенности и правила обслуживания подшипников

Особенности и правила обслуживания подшипников

Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Монтаж, демонтаж и обслуживание подшипников качения
Монтаж, демонтаж и обслуживание
подшипников качения

Для монтажа подшипников средних размеров, как правило, необходимы значительные усилия. Поэтому вместо механических инструментов преимущественно используют гидравлические. При демонтаже средних и крупных подшипников целесообразно применять метод подачи масла под давлением между шейкой вала и отверстием подшипника. Если распрессовывается подшипник с конической шейкой вала, то осевая составляющая силы давления (вследствие конусности) сама сдвигает подшипник. В связи с этим для предотвращения вылета с вала демонтируемого подшипника перед подачей масла необходимо обеспечить для него упор, например навернуть гайку.

Демонтаж внутренних безбортовых колец роликоподшипников удобно производить, применяя нагрев. Для этого могут быть использованы нагревательные кольца, которые называют также термостяжными. Процесс демонтажа предельно прост. Сначала снимают наружное кольцо с роликами и сепаратором. Затем внутреннее кольцо покрывают термостойким (не окисляющим) маслом. После этого нагревательное кольцо с температурой 280 ° С надвигают на внутреннее кольцо подшипника и зажимают с помощью рукояток. Как только внутреннее кольцо подшипника освобождается, его снимают вместе с нагрева тельным кольцом. Если необходимо часто демон тировать кольца подшипников разных размеров, удобно использовать для этой цели индукционные нагреватели, настраиваемые на различные размеры.

Подшипники малых и средних размеров на закрепительных втулках можно демонтировать с помощью молотка и монтажной втулки, упирающейся в гайку закрепительной втулки или в кольцо подшипника. Нельзя для этой цели пользоваться выколоткой, так как в этом случае легко повредить подшипник или закрепительную втулку. Следует замаркировать положение закрепительной втулки, чтобы восстановить его при повторном монтаже.

Наиболее эффективный инструмент для демонтажа подшипников на закрепительных втулках– гидравлические гайки. Однако в этом случае необходимо, чтобы подшипник упирался в заплечик вала и было бы достаточно места для выдвижения закрепительной втулки. Кроме того, должен быть предусмотрен упор для кольцевого поршня гидравлической гайки. Этот упор может быть образован установкой в кольцевой паз вала составного кольца, охватываемого цельным кольцом, либо шайбой, привинченной к торцу вала.

Гидравлическая гайка навинчивается на за крепительную втулку, при этом зазор между ней и подшипником должен быть несколько больше, чем осевое перемещение подшипника при монтаже. Затем масло нагнетается в гайку до тех пор, пока подшипник не освободится.

Подшипники малых и средних размеров на стяжных втулках можно демонтировать с помощью накидного или ударного ключей. Резьбу стяжной втулки и торец подшипника следует смазать дисульфид молибденовой пастой или другой подобной смазкой. Затем навинтить гайку на втулку и затянуть с помощью ударного или накидного ключа до момента, пока стяжная втулка не выскользнет из подшипника.

Демонтаж больших подшипников также целесообразно производить с применением гидравлических гаек. Их навинчивают так, чтобы кольцевой поршень касался внутреннего кольца подшипника. Затем насосом нагнетают масло до тех пор, пока стяжная втулка не выскользнет из подшипника. Стяжные втулки больших подшипников обычно имеют отверстия и канавки для подачи масла под давлением между втулкой и подшипником и между валом и втулкой. Это позволяет радикально уменьшить усилие, необходимое для демонтажа подшипника.

Обслуживание подшипников

Долговечность подшипников в подавляющем большинстве механизмов существенно зависит от качества обслуживания. Примеры обслуживания механизмов, внеплановые остановки которых не приводят к тяжелым последствиям, обычно не сложны.

В процессе работы регулярно контролируется температура подшипника. Для этой цели пригодны контактные термометры. Повышенная температура подшипникового узла указывает на ненормальную работу подшипника. Кроме того, нагрев может отрицательно повлиять на смазочный материал. Длительная работа при температуре свыше 125 ° С может привести к снижению долговечности подшипника. Причиной повышения температуры может служить как недостаточное, так и избыточное смазывание, повышенные нагрузки, загрязнение смазочного материала, слишком малый зазор в подшипнике, чрезмерный натяг, а также сильное трение в уплотнениях.

Периодичное смазывание проводят согласно руководству по обслуживанию или в соответствии с рекомендациями, изложенными в [2]. Если используется пластичная смазка, то плановое повторное смазывание производится небольшим количеством. Периодически следует удалять отработанную пластичную смазку или выдавливать ее из корпуса через специально предусмотренные отверстия. Перед запрессовкой свежей смазки нужно очистить смазочные ниппели. Если в корпусе не предусмотрены ниппели для повторного смазывания, то необходимо снять верхнюю половину корпуса или боковую крышку и уда лить отработанную смазку, а корпус заполнить свежей смазкой того же сорта.

При использовании масла периодически проверяют его состояние. Для этого берется не много масла в качестве пробы и сравнивается со свежим маслом. Если проба замутнена, то в масле имеется вода и его следует заменить. Изменение цвета или потемнение может быть признаком загрязнения смазочного материала или результатом интенсивного старения.

При смазывании масляной ванной достаточно заменить масло один раз в год, если темпера тура подшипника не превышает 50…60 ° С и масло не загрязняется. При более высокой темпера туре требуется более частая замена масла: при температуре свыше 100 ° С – один раз в три месяца, свыше 120 ° С – каждый месяц и свыше 130 ° С– каждую неделю.

Для контроля качества масла поставляется портативный прибор OilCheck. Сравнение результатов измерений этим прибором нового и находящегося в эксплуатации масел позволяет определить пригодность последнего для дальнейшего использования для смазывания подшипника. Принцип работы прибора основан на измерении диэлектрической постоянной масла, которая за висит от степени его деградации и загрязнения.

Читайте также:  Почему выгодно покупать автомобили с пробегом?

Другим показателем состояния работы подшипника является уровень вибрации и частотные характеристики производимого подшипником шума. С помощью портативных виброметров типа CMVP и MARLIN можно надежно диагностировать состояние вращающихся подшипников качения. Технология основана на способе измерения вибраций в ультразвуковом диапазоне. Приборы, реализующие такую технологию, указывают на та кие дефекты, как недостаточное либо неправильное смазывание, перегрузка или возникновение повреждений дорожек и тел качения.

В тех случаях, когда выход подшипников при водит к тяжелым последствиям, следует устанавливать непрерывно работающие диагностические приборы с соответствующим программным обеспечением для быстрой и точной диагностики и оценки результатов, а также автоматической остановкой механизма.

Статья “Монтаж, демонтаж и обслуживание подшипников качения”

Монтаж и демонтаж подшипников: способы и порядок проведения

Как обеспечить подшипнику максимальный срок службы? Главных факторов, влияющих на долговечность работы, пять: качество подшипника, качество монтажа и демонтажа, смазывания, выверки, мониторинга состояния подшипника. В этой статье мы поговорим о двух из них — монтаже и демонтаже подшипника.

Стоит сразу указать, что конкретный способ монтажа и демонтажа напрямую зависит от типа и размера подшипника. Чтобы получить точные сведения, следует обратиться к официальной технической документации на изделие. Каждый производитель прилагает подробные инструкции по обслуживанию и эксплуатации. Некоторые предоставляют также обучающие издания, курсы и ознакомительные видео.

В рамках этой статьи мы разберем базовые моменты, одинаковые для всех типов подшипников, и рассмотрим основные способы монтажа и демонтажа.

Монтаж подшипников

Способы проведения монтажа

Монтаж подшипников может проводиться с применением различных инструментов и техник. Их можно разделить на три основные группы:

Механический метод

Механический монтаж используется преимущественно для напрессовки на вал или в корпус подшипников небольших размеров с цилиндрическим или коническим отверстием. Подшипники небольших габаритов c цилиндрическим отверстием монтируют при помощи специальных приспособлений для посадки подшипника, например, ударного монтажного инструмента. Для монтажа большого количества подшипников может использоваться механический или гидравлический пресс.

Подшипники небольших габаритов c коническим отверстием могут устанавливаться на коническое посадочное место и закрепляться с помощью стопорной гайки или устанавливаться на цилиндрическую шейку вала при помощи адаптационной монтажной втулки (adapter sleeve). При использовании закрепительных втулок применяются шлицевые гайки. Для затягивания таких гаек необходимо использовать специальные ключи.

Важно помнить, что нельзя бить по подшипнику любыми твердыми предметами (молоток, зубило) и передавать монтажное усилие через тела качения.

Гидравлический метод

К инструментам для монтажа по гидравлическому методу относятся гидравлические гайки, гидравлические насосы и инжекторы для гидрораспора. Метод может применяться, в том числе, для средне- и крупногабаритных подшипников. Этот метод, при условии использования соответствующих инструментов, может применяться для монтажа подшипников:

На коническую шейку вала;

На закрепительную втулку;

На стяжную втулку.

Метод гидрораспора, при корректном использовании, требует минимум усилий и временных затрат. В рамках этого метода масло под высоким давлением подаётся между внутренним кольцом подшипника и посадочной шейкой вала, образуя на поверхности масляную пленку. Эта масляная пленка разделяет монтажные поверхности и минимизирует трение между ними.

Метод нагревания

Метод, в рамках которого применяется нагревание, работает за счет теплового расширения подшипника: в результате диаметр увеличивается и установка облегчается. Для нагревания подшипников используется специальное оборудование:

Алюминиевые нагревательные кольца;

При нагревании подшипника первостепенное значение имеет контроль температуры. Открытые подшипники нельзя нагревать свыше 120 градусов. Нагрев подшипников со встроенными уплотнениями свыше 80 градусов может привести к повреждению смазки и/или уплотнения.

Порядок проведения монтажа подшипников

Подготовительный этап

Для проведения качественного монтажа очень важно провести предварительную подготовку — внимательно проверить и подготовить оборудование, рабочее место, не забыть о мерах предосторожности. Прежде чем начать монтаж, необходимо внимательно изучить техническую документацию, чертежи и инструкции.

Необходимо убедиться в:

Соответствии типа, размера и исполнения подшипника;

Наличии соответствующего смазочного материала в достаточном количестве;

Использовании подходящего метода монтажа и монтажных инструментов.

Хранить подшипники рекомендуется в сухом месте, на стеллажах, огражденных от вибрации работающего оборудования. Важно также правильно подготовить рабочее место. Идеальное место для монтажа должно быть чистым, сухим, удаленным от оборудования — это необходимо, чтобы предотвратить попадание пыли и металлических опилок.

Монтаж крупногабаритных подшипников может проводиться в незащищенном месте, но требует принятия дополнительных мер по защите оборудования от грязи: подшипники можно обернуть пропитанной маслом пленкой или фольгой.

Защитное покрытие с новых подшипников обычно удалять не требуется — достаточно протереть поверхности колец. Если подшипники ранее были в употреблении или смазка не совместима с защитным покрытием, подшипник необходимо очистить.

Проверка и подготовка компонентов

Перед тем как приступать непосредственно к установке подшипника, необходимо произвести ряд измерений и подготовить все компоненты:

Удалить ржавчину, заусенцы.

Следующий шаг — проверка отклонения от округлости посадочного места на валу и измерение микрометром посадочного места на валу в двух местах.

Далее необходимо проверить конические шейки вала с помощью кольцевых калибров, конусных калибров или синусных линеек.

Полученные значения диаметров вала и отверстия в корпусе необходимо записать в протокол измерения.

Важно чтобы на момент проведения измерений температура вала, корпуса и инструментов для измерения была одинаковой.

Техника безопасности и обращения с подшипниками

При работе с нагретыми подшипниками и смазкой необходимо использовать специальные защитные перчатки. По подшипнику нельзя производить удары твердыми предметами. Если вал или втулка оснащены средствами для гидрораспора, необходимо убедиться в том, что маслопроводящие каналы и канавки чистые.

Читайте также:  Масляный фильтр для Рено Сандеро Степвей 1.6 и 1.4

С нагретыми и крупногабаритными подшипниками небезопасно работать в одиночку. Для подъема используются механизмы, пригодные для захвата подшипников снизу. Нельзя зачаливать подшипник за одну точку (это может привести к деформации колец). Перед подъемом нельзя ставить на подшипник посторонние предметы.

Демонтаж подшипников

Во время демонтажа подшипника существует вероятность повреждения детали. Поэтому исправные подшипники демонтировать не рекомендуется. Но если всё-таки возникла такая необходимость, необходимо соблюдать те же правила, что и при монтаже — меры безопасности, чистоту рабочего места, использовать подходящие методы и инструменты.

Конкретные инструкции к демонтажу напрямую зависят от габаритов и типа подшипника. Для демонтажа подшипников применяются следующие методы:

Демонтаж при помощи гидравлических инструментов;

Демонтаж при помощи гидрораспора;

Демонтаж с использованием нагревания.

Механический демонтаж применяется преимущественно для малогабаритных подшипников. Крупногабаритные подшипники, как правило, демонтируются при помощи гидравлических инструментов или гидрораспора — методы могут применяться вместе. Использование гидрораспора предполагает, что в подшипниковом узле есть канал для подачи масла и распределительная канавка на валу.

Тепловой или нагревательный метод может использоваться для демонтажа внутренних колец игольчатых роликоподшипников или цилиндрических роликоподшипников типа NU, NJ и NUP. В рамках этого способа применяются нагревательные кольца и индукционные нагреватели.

В статье мы разобрали базовые правила монтажа и демонтажа подшипников, а также кратко описали различные методы работы с деталями. Важно помнить, что монтаж и демонтаж подшипников должен проводить квалифицированный и обученный персонал. От внимательности и точности выполнения всех инструкций производителя зависит исправность работы подшипника на всем заявленном сроке эксплуатации.

Эксплуатация подшипников качения

Рассмотрены вопросы входного контроля, сборки и разборки подшипников. Приведены правила ухода, обслуживания и надзора за подшипниками. Предложена классификация повреждений подшипников для определения причин неисправностей оборудования. Установлены основные причины повреждений подшипников при нарушении их смазывания. Книга рекомендуется для инженерно-технических работников эксплуатационных и ремонтных служб промышленных предприятий, монтажных и сервисных организаций, а также для студентов.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОДШИПНИКАХ КАЧЕНИЯ
  • Раздел 2. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эксплуатация подшипников качения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОДШИПНИКАХ КАЧЕНИЯ

Подшипники качения используются в качестве опор механического оборудования наиболее чаще, чем подшипники других типов.

Основа длительной эксплуатации подшипников качения заключается в правильном выборе типа подшипника для конкретных режимов и условий работы подшипниковых узлов оборудования. При этом необходимо учитывать множество факторов. Обоснованность выбора определяется знаниями типов существующих подшипников, их назначением, достоинствами и недостатками, кинематическими и силовыми характеристиками. Насколько точно эти факторы удается учесть, а тем более предвидеть на этапе проектирования подшипниковых узлов механического оборудования, настолько долговечными будут как подшипники, так и оборудование в целом. Однако, правомерна и обратная задача, связанная с неправильным выбором или неопределенностью режимов и условий эксплуатации подшипников качения.

Далее обобщены сведения о назначении и устройстве подшипников, достоинствах и недостатках подшипников качения и скольжения, классификации подшипников. Приведена сравнительная оценка эксплуатационных свойств подшипников качения. Рассмотрены основы расчета кинематических и силовых характеристик подшипников качения, а также их долговечности.

1.1 Назначение и устройство подшипников

Подши́пник — узел механизма или машины, являющийся частью опоры, которая поддерживает вал, обеспечивая вращение или линейное перемещение с минимальным сопротивлением, воспринимающий и передающий нагрузку от вала на корпусные детали механизма или машины [1,2]. Опора с упорным подшипником называется подпятником.

Подшипники характеризуются следующими основными параметрами:

— максимальные динамическая и статическая нагрузки;

— максимальная скорость вращения для радиальных подшипников;

Нагружающие подшипник силы подразделяют на следующие виды:

— радиальная сила, действующая в направлении перпендикулярном к оси вращения подшипника;

— осевая сила, действующая в направлении параллельном к оси вращения подшипника.

По конструкции, обуславливающей различный принцип работы, все подшипники можно разделить на несколько типов:

Основные типы подшипников, которые применяются в машиностроении, — это подшипники качения и скольжения.

Достоинства подшипников скольжения: малые радиальные размеры; возможность работы при ударных нагрузках и применения при больших нагрузках и высоких скоростях вращения. Недостатки: не могут работать без смазки, не допускают перекосов валов, сложны в установке (требуют пришабривания).

Подшипники качения по сравнению с подшипниками скольжения имеют следующие преимущества [3]:

— значительно меньшие потери на трение, а, следовательно, более высокий коэффициент полезного действия (до 0,995) и меньший нагрев;

— в 10…20 раз меньше момент трения при пуске машин;

— экономия дефицитных цветных материалов, которые чаще всего используются при изготовлении подшипников скольжения;

— меньшие габаритные размеры в осевом направлении;

— простота обслуживания и замены;

— меньший расход смазочного материала;

— невысокая стоимость вследствие массового производства стандартных подшипников.

К недостаткам подшипников качения можно отнести [3]:

— ограниченную возможность применения при очень больших нагрузках и высоких скоростях;

— непригодность для работы при значительных ударных и вибрационных нагрузках из-за высоких контактных напряжений и плохой способности демпфировать колебания;

— значительные габаритные размеры в радиальном направлении и масса;

— шум во время работы, обусловленный погрешностями форм и размеров деталей;

— сложность установки и монтажа подшипниковых узлов;

— повышенную чувствительность к неточности установки в подшипниковый узел;

— высокая стоимость при мелкосерийном производстве уникальных по размерам подшипников.

Конструкция подшипников качения состоит из двух колец, тел качения (шариков или роликов) и сепаратора (некоторые типы подшипников могут быть без сепаратора), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение (рис. 1.1). По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности внешнего кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполнены желоба — дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.

Читайте также:  Международные грузоперевозки бумаги и целлюлозы

Рис. 1.1. Устройство радиального шарикоподшипника: 1 — внешнее кольцо; 2 — шарик (тело качения); 3 — сепаратор; 4 — дорожка качения; 5 — внутреннее кольцо

В некоторых узлах механизмов и машин в целях уменьшения габаритов, а также повышения точности и жёсткости применяют совмещённые опоры: дорожки качения в этом случае выполняют непосредственно на валу или на поверхности корпусной детали.

Существуют подшипники качения, изготовленные без сепаратора. Такие подшипники имеют большое число тел качения и большую грузоподъёмность. Однако предельные скорости вращения бессепараторных подшипников значительно ниже вследствие повышенных моментов сопротивления вращению.

Закрытые подшипники качения (имеющие защитные крышки) практически не требуют обслуживания (замены смазки), открытые — чувствительны к попаданию инородных тел, что может привести к быстрому разрушению подшипника и выходу механического оборудования из строя.

1.2 Классификация подшипников качения

Классификация подшипников качения осуществляется на основе следующих признаков:

— по виду тел качения: шариковые и роликовые. Последние, в свою очередь, подразделяются на следующие группы: с короткими и длинными цилиндрическими роликами; с витыми; с игольчатыми; с коническими и со сферическими роликами;

— по типу воспринимаемой нагрузки: радиальные, радиально-упорные, упорно-радиальные, упорные и линейные;

— по числу рядов тел качения: однорядные, двухрядные, многорядные;

— по способности компенсировать перекосы валов [4]: самоустанавливающиеся и несамоустанавливающиеся.

На рис. 1.2 приведены основные виды подшипников качения [2]:

а) радиально-упорный шариковый подшипник;

б) радиально-упорный шариковый подшипник с четырёхточечным контактом;

в) самоустанавливающийся двухрядный радиальный шариковый подшипник;

д) радиальный шариковый подшипник для корпусных узлов;

е) радиальный роликовый подшипник

ж) радиально-упорный (конический) роликовый подшипник;

з) самоустанавливающийся радиальный роликовый подшипник;

и) упорный роликовый подшипник;

к) самоустанавливающийся двухрядный радиальный роликовый подшипник с бочкообразными роликами (сферический);

л) упорный шариковый подшипник;

м) радиально-упорный роликовый подшипник;

н) ролики и сепаратор упорного игольчатого подшипника.

В табл. 1.1 приведено сравнение подшипников качения по эксплуатационным характеристикам [3].

Рис. 1.2. Внешний вид и конструкция основных типов подшипников качения

Продолжение рис. 1.2.

Табл. 1.1. Сравнение подшипников качения по эксплуатационным характеристикам: +++ — очень хорошо; ++ — хорошо; + — удовлетворительно; о — плохо; х — непригодно

1.3 Кинематические и силовые характеристики подшипнИков качения

Подшипник качения представляет собой по существу планетарный механизм, в котором водилом является сепаратор, функции центральных колес выполняют внешнее и внутреннее кольца, а тела качения заменяют сателлиты [2].

В соответствии с теоремой Виллиса:

где nв, nн и nс — частоты вращения соответственно внутреннего кольца, внешнего кольца и сепаратора; Dн и Dв — диаметры окружностей расположения точек контактов тел качения соответственно на внешнем и внутреннем кольцах.

частоту вращения сепаратора можно определить по следующей формуле:

где α — угол контакта тел качения с дорожками качения колец подшипника (рис. 1.3); Dpw — диаметр окружности осей тел качения:

dw — диаметр тел качения; fg — геометрический параметр:

Рис. 1.3. Угол контакта роликоподшипника

Если неподвижно внутреннее кольцо подшипника (nв=0), то за один оборот сепаратора наиболее нагруженная точка А на внутреннем кольце (рис. 1.4) получает число циклов нагружения, равное числу тел качения z. За один оборот внешнего кольца сепаратор делает 0,5 (1+fg) оборота и число циклов нагружения точки А составляет

Следовательно, в течение L миллионов оборотов внешнего кольца число циклов повторных нагружений точки А составляет

При неподвижном внешнем кольце (nн=0) частота вращения сепаратора будет равна

Рис. 1.4. Положение нагруженной точки А

на внутреннем кольце подшипника

при действии радиальной нагрузки Fr на подшипник

Сепаратор вращается в ту же сторону, что и внутреннее кольцо, и за один оборот внутреннего кольца сепаратор поворачивается на 0,5 (1+fg) оборота. При этом точка А получает

циклов нагружения. В течение L миллионов оборотов внутреннего кольца число циклов повторных нагружений точки А будет равно

Из приведенных выше соотношений следует, что частота вращения сепаратора зависит от диаметра Dw при неизменном диаметре Dpw: частота возрастает при уменьшении Dw и уменьшается при увеличении Dw. В связи с этим различные размеры тел качения подшипника приводят к увеличению степени износа и выхода из строя сепаратора и подшипника в целом.

Ресурс подшипника качения выражают в миллионах оборотов

где n — частота вращения подшипника, об/мин.

При вращении тел качения вокруг оси подшипника на каждое из них действует центробежная сила

где m — масса тела качения; ωс — угловая скорость сепаратора.

Центробежные силы вызывают перегрузку подшипника качения при работе с повышенной скоростью вращения, высокое тепловыделение (перегрев подшипника) и ускоренное изнашивание сепаратора. Всё это сокращает срок службы подшипника.

В упорном подшипнике, кроме центробежных сил, на тела качения действует гироскопический момент обусловленный изменением направления оси вращения тел в пространстве:

где J — полярный момент инерции массы тела качения; ωw и ωc — соответственно угловая скорость тела качения при вращении вокруг своей оси и вокруг оси вращения подшипника (равная угловой скорости сепаратора).

Гироскопический момент будет действовать на тела качения и во вращающемся радиально-упорном шарикоподшипнике при действии осевой нагрузки:

Под действием гироскопического момента каждое тело качения получает дополнительное вращение вокруг оси перпендикулярной плоскости, образованной векторами угловых скоростей тела качения и сепаратора. Такое вращение вызывает изнашивание поверхностей качения. Для его предотвращения подшипник следует нагружать такой осевой силой, чтобы соблюдалось условие

Читайте также:  Какой иммобилайзер выбрать?

где Tf — момент сил трения от осевой нагрузки на площадках контакта тел качения с кольцами.

Во многих случаях, при работе подшипников качения, имеет место устойчивое вращение внутреннего или внешнего кольца, а иногда обоих колец одновременно. Когда частота вращения невелика, влиянием центробежных сил и гироскопических моментов на нагруженность подшипника можно пренебречь. При этом распределение внешней нагрузки между телами качения будет таким же, как и в неподвижном подшипнике [5].

Распределение радиальной нагрузки между телами качения в радиальном однорядном шарикоподшипнике является задачей статически неопределимой и решается при следующих допущениях [5]: 1) подшипник собран без зазоров; 2) деформацией колец вследствие изгиба можно пренебречь; 3) геометрические размеры и форма тел качения и колец идеально точные, корпус жесткий.

При вертикальном направлении радиальной нагрузки Fr последняя будет восприниматься лишь телами качения, расположенными ниже горизонтальной оси подшипника (рис. 1.5), тогда как тела качения, расположенные выше этой оси, будут незагруженными.

Условие равновесия, например, внутреннего кольца подшипника, нагруженного радиальной нагрузкой Fr и реакциями Pi, где i — номер нагруженного тела качения от 0 до n (рис. 1.5) (отсчитывается от направления нагрузки), со стороны несущих тел качения, имеет вид:

где γ — угловое расстояние между двумя смежными телами качения:

z — число тел качения в подшипнике.

Рис. 1.5. Схема распределения радиальной нагрузки

в радиальном шарикоподшипнике с нулевым зазором

Исследование зависимости между силами F, F1, F2Fn с учетом контактных деформаций при условии абсолютной точности размеров тел качения и колец подшипника и отсутствии в нем радиального зазора позволило установить:

Подсчитано, что отношение в знаменателе всегда равно 4,37 для любого числа тел качения больше 11 [5], т.е.

Вводя поправку на радиальный зазор принимают:

Влияние внутреннего радиального зазора подшипника выражается в том, что с его увеличением угол нагруженной зоны уменьшается, а нагрузка на наиболее нагруженное тело качения увеличивается.

Подшипники качения являются универсальным узлом, который используется в различных механизмах и машинах в качестве опор для снижения сил трения.

Особенностью подшипников качения, по сравнению с подшипниками скольжения, являются высокие контактные напряжения, компенсируемые высокой твердостью дорожек и тел качения. Это определяет особые требования к качеству изготовления деталей подшипников. В определенных условиях подшипники качения могут в различной степени удовлетворять требованиям, связанным с назначением механизма или машины, условиями их монтажа и эксплуатации.

БЛОГ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА

Студенческий блог для электромеханика. Обучение и практика, новости науки и техники. В помощь студентам и специалистам

  • главная
  • инфо
  • блог
  • словарь электромеханика
  • электроника
  • крюинговые компании
    • Одесса/Odessa
    • Николаев/Nikolaev
  • Обучение
    • Предметы по специальности
      • АГЭУ
      • АСЭЭС
      • Диагностика и обслуживание судовых технических средств
      • Мехатронные системы
      • Микропроцессоры
      • Моделирование электромеханических систем
      • МПСУ
      • САЭП
      • САЭЭС
      • СДВС
      • СИВС
      • Силовая электроника
      • Судовые компьютерные ceти
      • СУЭ и ОСУ
      • ТАУ
      • Технология судоремонта
      • ТЭП
      • ТЭЭО и АС
    • Общие предметы
      • Безопасность жизнедеятельности
      • Высшая математика
      • Ділова українська мова
      • Интеллектуальная собственность
      • Культурология
      • Материаловедение
      • Охрана труда
      • Политология
      • Системы технологий
      • Судовые вспомогательные механизмы
      • Судовые холодильные установки
    • I курс
      • конспекты
      • ргр
      • контрольные
      • лабораторные
      • курсовые
      • зачёты
      • экзамены
    • II курс
      • конспекты
      • ргр
      • контрольные
      • лабораторные
      • курсовые
      • зачёты
      • экзамены
    • III курс
      • конспекты
      • ргр
      • контрольные
      • лабораторные
      • курсовые
      • зачёты
      • экзамены
    • IV курс
      • конспекты
      • ргр
      • контрольные
      • лабораторные
      • курсовые
      • зачёты
      • экзамены
    • V курс
      • конспекты
      • ргр
      • контрольные
      • лабораторные
      • курсовые
      • зачёты
      • экзамены
  • Теория
    • английский
    • интернет-ресурсы
    • литература
    • тематические статьи
  • Практика
    • типы судов
    • пиратство
    • видеоуроки
  • мануалы
  • морской словарь
  • технический словарь
  • история
  • новости науки и техники
    • авиация
    • автомобили
    • военная техника
    • робототехника

23.02.2015

Уход за подшипниками

Подавляющее большинство современных электрических машин оборудуется шариковыми или роликовыми подшипниками качения.

Уход за ними сводится к периодическому их осмотру, промывке и смене смазки.

Выбор сорта смазки для подшипников качения производится по рекомендациям заводов-изготовителей. Обычно для отечественных подшипников используется смазка УТВ (жировая) по ГОСТ 1631— 52, для подшипников, работающих в условиях тропического климата, применяется смазка ЦИАТИМ-221.

Смену смазки и промывку подшипников производят:

1) при первом пуске вновь устанавливаемой машины, если есть опасения, что смазка до установки машины не менялась свыше трех лет;
2) через каждые 3000—4000 час работы машины, но не реже одного раза в 3 года;
3) после ремонта, связанного с полной разборкой машины.

При смене смазки внутренняя полость подшипника качения в машинах, работающих при скорости вращения до 1500 об/мин должна заполняться не более чем на 2/3 объема, а при 3000 об/мин — не более чем на 1/2 объема. Следует помнить, что тугая набивка смазки может вызвать перегрев подшипника, а также выдавливание смазки внутрь электрической машины и последующее загрязнение ее обмоток.

Вал электродвигателя после набивки подшипника смазкой должен легко проворачиваться от руки.

Осмотр подшипников качения производится при их промывке. При осмотре проверяют отсутствие трещин, раковин или других неровностей внутренней поверхности подшипника и шариков, отсутствие коррозии, недопустимых зазоров, а также целость сепараторов шариков или роликов. При обнаружении каких-либо повреждений подшипник подлежит замене.

Если при наружном осмотре никаких дефектов в подшипнике не обнаружено, но после промывки и смены смазки он показывает недопустимый нагрев (выше 95° С), или производит неравномерный шум, нужно проверить сборку подшипника или сменить его.

Полный осмотр подшипников производят при вынутом якоре. Такой осмотр следует приурочивать к планово-предупредительному ремонту, чтобы по возможности сократить количество разборок машины.

Читайте также:  Недостатки Рено Сандеро плюсы и минусы

При смене подшипника качения перед посадкой на вал его следует подогреть в масляной ванне до температуры 80—90° С. В ванну подшипник подвешивают так, чтобы он был полностью в масле, но не касался стенок и дна ванны.

В процессе работы с подшипниками их следует оберегать от влаги и пыли, а также от ударов. Непосредственные удары по подшипнику без прокладок категорически запрещаются.

После установки подшипников рекомендуется проверить работу их на холостом ходу машины в течение 20—30 мин при номинальной скорости вращения.

На крупных электрических машинах применяются подшипники скольжения с кольцевой смазкой. Уход за ними заключается в периодической заливке их маслом, промывке, очистке разгрузочных канавок и сточных отверстий, проверке зазоров и смене смазки.

При отсутствии особых рекомендаций заводов-изготовителей электрических машин для смазки их подшипников следует применять: для машин мощностью до 100 кВт — масло марки «20» по ГОСТ 1707—51, а для машин свыше 100 кВт — масло марки «30».

Смену масла производят через каждые 1000 час работы подшипников, а также при загрязнении масла, но не реже одного раза в год. При заливке нового масла старое выпускают через спускную пробку, далее при открытой пробке подшипник сначала промывают керосином, а затем маслом, после этого пробку закрывают и подшипник заливают свежим маслом.

Масло в подшипник следует наливать до нормального уровня в соответствии с метками на подшипнике или его маслоуказателе. При недостатке масла подшипник может нагреться, а при избытке — оно разбрызгивается и загрязняет обмотки машины, т. е. портит изоляцию. Кроме того, избыток масла может вызвать остановку смазочных колец и, как следствие, перегрев подшипника выше допустимых 80° С.

При падении уровня масла его доливают примерно раз в неделю, в зависимости от количества часов работы машины.

После доливки или смены масла необходимо закрыть специальной крышкой отверстие, через которое подшипник заполнялся маслом, чтобы в него не могла попасть грязь или пыль.

Проверка величины зазора подшипника скольжения производится при очередном освидетельствовании машины, а также после каждого пришабривания вкладышей, вызванного перезаливкой в связи с ненормальным перегревом или срабатыванием. Заливка вкладыша баббитом производится обычно при заводском ремонте машин.

За износом подшипников необходимо внимательно следить, так как при большой выработке вкладышей якорь машины провисает, междужелезное пространство внизу машины становится меньше допускаемого, создается опасность соприкосновения между вращающейся (якорь, ротор) и неподвижной (магниты, статор) частями машины, что может повлечь за собой серьезную аварию. Особо важное значение это обстоятельство имеет для асинхронных электродвигателей, у которых величина междужелезного пространства значительно меньше, чем у машин постоянного тока.

6.3. Подшипники качения

Механическое оборудование: техническое обслуживание и ремонт / В.И. Бобровицкий, В.А. Сидоров. – Донецк: Юго-Восток, 2011. – 238 с.

Уход и надзор за подшипниками качения

При приёмке смены обязательному осмотру подлежат:

  • подшипники качения, в работе которых обнаружены неисправности в предыдущей смене;
  • подшипники ответственных машин и механизмов.

При осмотре проверяют степень нагрева подшипников и поступление к ним смазочного материала.

При уходе и надзоре за узлами с подшипниками качения необходимо:

  • проверять температуру нагрева подшипников, выявлять и устранять причины, вызывающие чрезмерный нагрев;
  • следить за наличием и состоянием смазочного материала, обеспечивать своевременную подачу смазки назначенного сорта и в соответствии с принятым режимом смазывания;
  • следить за характером шума, производимого работающими подшипниками;
  • проверять состояние уплотняющих устройств и принимать меры для предохранения подшипников качения от попадания в них пыли, окалины и пр.

Температура подшипников качения, работающих в нормальных условиях, не должна превышать 50-60 °С.

Нагрев подшипников сверх допустимых пределов может быть вызван одной из следующих причин:

  • применением некачественной, затвердевшей смазки;
  • загрязнением подшипника пылью или другими твёрдыми механическими частицами;
  • отсутствием смазочного материала или чрезмерным заполнением им корпуса подшипника (в быстроходных подшипниках качения);
  • трением вращающихся деталей узла о неподвижные части (например, войлочного уплотнения о вал);
  • неправильной сборкой подшипникового узла (отсутствие нужных зазоров, чрезмерное искривление или перекос вала, слишком тугая посадка подшипников, вызывающая защемление тел качения).

Ход правильно собранного узла с подшипниками качения должен иметь лёгкий ход, без заедания, при незначительном, ровном шуме. Глухой, прерывистый звук указывает на загрязнение подшипника; звенящий, металлический – об отсутствии смазки; скрежет и резкое частое постукивание свидетельствуют о разрушении сепаратора или тел качения.

При смазке подшипников качения централизованными системами не менее одного раза в смену нужно проверять работу питателей. Ход поршней дозирующих питателей должен быть отрегулирован с таким расчётом, чтобы подаваемая порция смазки не превышала потребности каждого из обслуживаемых подшипников.

Выбор смазочных материалов проводят в соответствии с условиями работы подшипниковых узлов:

  • температурные условия;
  • запылённость;
  • наличие влаги;
  • частота вращения;
  • действующие нагрузки.

При эксплуатации подшипниковых узлов необходимо внимательно следить за состоянием уплотняющих устройств. Всякие неисправности, связанные с нарушением пыленепроницаемости и возникновением утечки через уплотнения, должны быть немедленно устранены.

При смазке подшипников колпачковыми или пресс-маслёнками во время заправки нельзя допускать попадания пыли, окалины, механических частиц, вызывающих износ подшипников качения. Перед заправкой наружную поверхность маслёнок нужно очистить от грязи и пыли и протереть.

Ревизию подшипников качения общего назначения проводят не реже одного раза в 1,0-1,5 года, а крупногабаритных подшипников ответственных машин – не реже одного раза в 2 месяца (в зависимости от конструктивных особенностей и условий работы механизмов). При насыщенности окружающего пространства пылью и влагой ревизию подшипников проводят раз в 3 месяца.

Читайте также:  Замена тормозных колодок на Рено Сандеро

При ревизии подшипников качения необходимо проверить:

  • состояние и качество поверхности беговых дорожек, тел качения и сепараторов (там, где это допускает конструкция подшипников);
  • величину радиального и осевого зазоров и плотность посадки колец подшипника;
  • состояние уплотнительных устройств.

Подшипники качения подлежат замене при наличии одного из повреждений или видов неисправности:

  • отслаивание или оспины усталостного выкрашивания на телах качения или беговых дорожках колец;
  • коррозионные раковины на дорожках и телах качения;
  • трещины, сколы бортов, колец;
  • трещины колец, роликов, шариков;
  • трещины, излом сепаратора;
  • задиры на рабочих поверхностях колец и тел качения;
  • износ и обрыв заклёпок сепаратора;
  • забоины на сепараторе;
  • рифление на рабочих поверхностях колец и тел качения;
  • выработка на рабочих поверхностях колец и тел качения;
  • вмятины на рабочих поверхностях;
  • поверхностная коррозия на рабочих поверхностях подшипника;
  • цвета побежалости на рабочих поверхностях;
  • увеличение радиального зазора;
  • увеличение радиального зазора (вследствие износа) в подшипниках качения ответственных машин свыше 0,5 мм, в менее ответственных механизмах (транспортёрах, рольгангах, блоках и др.) – более 0,8-1,0 мм.

Бывшие в работе подшипники качения общего назначения допускаются к повторной установке при условии, если величина радиального зазора не превышает 0,2 мм.

При частой сборке и разборке узлов с подшипниками качения посадочные места перед сборкой смазывают графитной смазкой либо смесью минерального масла с мелкочешуйчатым серебристым графитом.

В подшипниках, устанавливаемых враспор, предусматривают осевой зазор для компенсации теплового удлинения вала (0,12 мм на 1 м длины на каждые 10 °С) и ошибок в размерах из-за неточного изготовления и сборки сопряжённых деталей (0,1 мм). Для регулирования величины зазора необходим комплект прокладок (латунных, стальных) различной толщины (0,05-0,50 мм) для установки между корпусом и торцом крышки.

Регулировка двух- и четырёхрядных конических роликоподшипников проводится шлифовкой дистанционных колец.

В целях обеспечения плотности посадки колец не допускается кернение посадочных мест и установка под кольцом подшипника промежуточных втулок или прокладок.

В редукторах с шевронными или двухвенцовыми косозубыми колёсами должен быть зафиксирован в осевом направлении относительно корпуса только вал последней ступени редуктора. Остальные валы редуктора должны быть самоустанавливающимися, для чего наружные кольца подшипников валов должны иметь возможность осевого перемещения.

При обнаружении на поверхности шеек задиров, рисок или других повреждений повреждённые места нужно зашлифовать мелким наждачным полотном и отполировать.

Войлочные кольца изготавливают из плотного длинноволокнистого войлока. Перед установкой в гнёзда войлочные и фетровые кольца пропитывают расплавленной пластичной смазкой в течение 30-40 мин. При каждой ревизии подшипниковых узлов войлочные и фетровые уплотнительные кольца нужно очистить от грязи, промыть в керосине, высушить и заново пропитать расплавленной смазкой. Обуглившиеся фетровые, кожаные и войлочные кольца подлежат замене.

Необходимо проводить выверку взаимного положения валов при ревизии узлов с подшипниками качения.

Корпуса подшипников качения, вращающихся с числом оборотов свыше 300 мин. -1 и обслуживаемых централизованными станциями, нужно снабдить предохранительными пробками для отвода избыточной и отработанной смазки. При закладной смазке подшипников заполняют корпуса смазочным материалом не более чем на 2/3 свободного пространства корпуса.

Подшипники, работающие в нормальных условиях, при закладной смазке нужно очищать, промывать и перезаряжать не реже одного раза в 6 месяцев; подшипники, работающие в условиях повышенной температуры (выше 60 °С) или насыщенности окружающего пространства пылью – не реже раза в 3 месяца.

Повреждения подшипников качения

Основные причины и виды отказов подшипников качения:

  • осповидный износ;
  • окислительный износ;
  • абразивный износ;
  • поломки сепаратора;
  • поломки тел качения;
  • поломки наружного и внутреннего колец;
  • дефекты монтажа.

Осмотром выявляется наличие:

  • трещин;
  • усталостных разрушений;
  • забоин;
  • вмятин;
  • коррозии;
  • износа.

Не допускаются к сборке подшипники, имеющие:

  • трещины или выкрашивание металла на кольцах и телах качения;
  • цвета побежалости;
  • выбоины и отпечатки (лунки) на беговых дорожках колец;
  • очаги глубокой коррозии;
  • чешуйчатые отслоения;
  • раковины;
  • трещины, забоины и вмятины на сепараторе, препятствующие плавному вращению подшипников;
  • неравномерное расположение тел качения.

Осмотр подшипников

Для выявления повреждений подшипников визуальным методом используют лупу 7-10 кратного увеличения. Внешний вид подшипника проверяют при освещённости 500-1000 лк. Внешним осмотром выявляются характерные дефекты деталей (трещины, коррозию, истирание материала).

Осматриваются внешние поверхности деталей подшипника без проворачивания колец. Осматривается состояние поверхностей дорожек качения и тел качения неразборных подшипников (с проворачиванием колец).

В подшипниках с массивным сепаратором необходимо осмотреть центрирующие поверхности сепараторов. Разборные подшипники осматривают в разобранном виде. При обнаружении на одной детали признаков усталостного выкрашивания материала бракуется весь подшипник.

У подшипников с цилиндрическими роликами обращают особое внимание на состояние поверхностей дорожек качения и бортов. При осмотре бортовых колец подшипников особое внимание уделяется кольцевым выточкам, где могут возникать трещины.

При клёпаном сепараторе состояние поверхности качения наружного кольца, закрытого роликами и сепаратором, оценивают по состоянию роликов и внутреннего кольца. Если на дорожке качения наружного кольца есть раковины, то на роликах и дорожке качения внутреннего кольца будут резко выраженные вмятины. Эти повреждения можно обнаружить и по ненормальному шуму (стуку) в подшипнике при проворачивании сепаратора с роликами относительно наружного (закрытого) кольца. У сепаратора проверяют, нет ли трещин в местах сопряжения перемычек с основанием, недопустимых износов, ослабевших или оборванных заклёпок. Осмотр роликов выполняют путём проворачивания каждого из них.

Для осмотра сферических подшипников внутреннее кольцо с сепаратором и роликами нужно повернуть по отношению к наружному кольцу на 45-90°. У сепараторов – осмотреть места перехода перемычек в тело с целью выявления трещин. При осмотре обратить внимание на износ, деформации сепаратора. При наличии повреждений ролики могут набегать на внешние (нерабочие) борты внутреннего кольца.

Читайте также:  Особенности проката автомобиля по выгодной стоимости

У шариковых подшипников тщательно проверяют, нет ли на кольцах выкрашиваний и трещин. При клёпаных сепараторах проверяют, нет ли в них ослабевших или оборванных заклёпок. Цвета побежалости осматриваются невооруженным глазом.

Детали с любыми трещинами, выявленными на подшипниках, независимо от размеров трещины, бракуются.

Коррозионные разрушения всегда начинаются с поверхности металла. Коррозия на деталях подшипников бывает двух видов – сплошная и местная. Сплошная коррозия покрывает ровным слоем поверхность деталей, изменяет шероховатость, не образует местных глубоких разъеданий, поэтому является наименее опасным видом коррозионных повреждений. После зачистки такого участка деталь подшипника пригодна к эксплуатации.

Местная коррозия наблюдается в виде пятен, глубина которых может быть различной: от незначительного точечного углубления до язвин. На посадочных и торцевых поверхностях коррозию устраняют мелкозернистым наждачным полотном, смоченным минеральным маслом.

Цвета побежалости образуются на деталях подшипников вследствие их перегрева. Они представляют собой окисную плёнку, образующуюся при однократном или многократном нагревании подшипника до температуры, превышающей 200 °С. В зависимости от температуры плёнка имеет различные оттенки. Цвета побежалости образуются из-за перегрева трущихся деталей при их работе с заеданием, при недостаточной смазке. Наличие цветов побежалости показывает, что подшипник работал при температурах выше температуры отпуска стальных деталей. Подшипник с цветами побежалости бракуется.

Касание змейковых сепараторов о борта колец шарикоподшипников – износ змейковых сепараторов может привести к их динамической неуравновешенности, что вызывает перегрузку и разрушение сепараторов. Зазор между змейковым сепаратором и кольцом ограничивается минимальной величиной, указываемой в технических условиях. Этот зазор проверяют щупом. Если подшипник касается одного из колец – подшипник бракуется.

Риски и задиры на посадочных поверхностях колец – случаи разрушения подшипников вследствие продольных рисок и задиров наблюдаются крайне редко. Обычно на кольцах подшипников допускаются отдельные продольные риски глубиной до 0,5 мм. Подшипники с глубиной рисок свыше 0,5 мм бракуются.

Усталостное выкрашивание материала на дорожках и телах качения не допускается.

При массивных сепараторах необходимо проверить наличие зазора между сепаратором и кольцами.

Следы качения на дорожках качения колец, соответствующие окислительному износу, в виде матовых или коричневых полос без выработки допускаются. Подшипники с тёмно-синими полосами, образующимися в результате перегрузки, бракуются.

Неисправности сепараторов в большинстве случаев являются причиной браковки подшипников. Механические повреждения сепараторов: деформации, забоины у краёв перемычек, забоины на боковой поверхности, повреждения или ослабевания заклёпок – основные критерии выбраковки подшипников.

Оценка качества вращения

После промывки и осмотра подшипники, не имеющие браковочных повреждений, проверяют на лёгкость вращения. В собранном виде подшипник качения должен иметь ровный, без заеданий и толчков ход. Лёгкость вращения и шумность подшипников малых и средних размеров проверяется вращением от руки одного из колец при неподвижном другом кольце в горизонтальной плоскости или в вертикальной плоскости с периодическим проворачиванием другого кольца. При этом подшипники должны вращаться плавно, без заеданий и торможения. Тугое вращение подшипника, с заеданием в определённом месте, может быть связано с загрязнением подшипника, с отложением на рабочих поверхностях продуктов распада смазки, с появлением коррозии на рабочих поверхностях.

Проверяют лёгкость вращения подшипника, удерживая его за внутреннее кольцо и вращая наружное другой рукой. Крупногабаритный подшипник устанавливают на стенд или проворачивают в горизонтальной плоскости при наличии подставки под внутренним кольцом. На лёгкость вращения, в этом случае, каждый подшипник проверяется дважды с установкой поочередно на оба торца внутреннего кольца. Исправный подшипник должен вращаться легко, без заметных местных притормаживаний и заеданий, с глухим шипящим звуком. Подшипник, издающий резкий металлический звук или вращающийся с торможением (заеданием) наружной обоймы, следует забраковать.

Вращение колец установленных подшипников должно быть ровным, с медленной остановкой без стуков, рывков и заеданий. Рывки указывают на наличие в подшипнике механических или абразивных частиц; резкое торможение – на малый радиальный зазор; стуки – на вмятины и коррозионные раковины на телах и дорожках качения, на большие зазоры в гнёздах сепараторов. В нагруженной зоне все тела качения должны вращаться, проскальзывание тел качения относительно беговых дорожек указывает на значительный износ подшипника.

Техническое обслуживание подшипников качения

Техническое обслуживание подшипников качения

Для того чтобы подшипники служили как можно дольше и сохраняли свои эксплуатационные характеристики, необходимо периодически производить их ревизию и обслуживание. Правильно выполненное техническое обслуживание подшипников качения не только значительно продлит срок их эксплуатации, но и повысит производительность узла, а также снизит общие затраты на эксплуатацию механизма, в котором они установлены. Шариковый или роликовый опорный узел обслуживается в соответствии с разработанной методикой. В процедуру входят технический контроль условий работы детали, регулярную смазку и осмотр оборудования на предметвыявления признаков износа или неисправностей.

Нужно отметить,что регулярный осмотр подшипников – это не единственная процедура по контролю его состояния. Важно обращать внимание на то, как происходит работа узла. Должны настораживать посторонние звуки и вибрации при работе механизма, а также повышение его температуры и изменение цвета детали и свойств смазочного материала. Устранение неисправностей нужно осуществлять немедленно после их обнаружения. Своевременный ремонт или замена узла может избавить от более серьезных проблем, связанных с полным разрушением опоры качения во время работы. Представленная нами таблица поможет провести техническое обслуживание подшипника правильно и с минимальными затратами времени и сил.

Читайте также:  Функции уплотнительных колец, сальников, ТД Технокомплект

Неисправности

Возможные причины

Меры для устранения

Шумы

Громкий звук металлического происхождения

Нарушение режима нагрузки

Проверьте правильность установки, внутренний зазор, преднатяг

Ошибки, допущенные при сборке опоры

Проверьте насколько соосны подшипник и вал, а также правильность сборки

Недостаточное количество смазки или ее низкое качество

Внесите смазку или, при необходимости, проведите ее замену

Вращающиеся детали касаются друг друга

Произведите замену уплотнений

Непрерывный громкий шум

Вмятины, которые могут являться причиной внешних воздействий

Очистка узла вращения, а при серьезных повреждениях замена подшипника

Произведите замену подшипника

Расслаивание материала дорожек

Произведите замену детали

Звуки прерывистого характера

Слишком большой зазор

Попадание мусора в узел

Выполните очистку детали или, в крайнем случае, замените ее

Дефекты в телах качения

Повышение температуры

Удалите излишки или произведите замену смазки на более густую

Нехватка смазки или ее низкое качество

Добавьте смазку или замените ее

Нарушение режима нагрузки

Проверьте правильность установки, внутренний зазор, преднатяг

Ошибки, допущенные при сборке опоры

Проверьте насколько соосны подшипник и вал, а также правильность сборки

Деформации места посадки

Исправьте посадку или замените деталь

Вибрации, связанные с радиальным биением

Произведите замену подшипника

Расслаивание материала дорожек

Ошибки, допущенные при сборке опоры

Установите подшипник так, чтобы оси вала и опоры были абсолютно перпендикулярны

Попадание мусора внутрб детали

Выполните очистку детали или, в крайнем случае, замените ее

Утечка смазки или изменение ее внешнего вида (обесцвечивание)

Излишки смазки в узле, попадание в рабочую зону подшипника мусора

Удалите излишки или произведите замену смазки на более густую. Удалите загрязнения

Следует также учитывать, что скольжение в свежесмазанных консистентной смазкой узлов может сопровождаться скрипом, который особенно хорошо слышен при низких температурах. В таких случаях ремонт не требуется и эксплуатация механизма может продолжаться в штатном режиме.

Если подшипники используются в соответствии с назначением, правильно установлены, а меры профилактики проводятся своевременно, деталь без проблем служит отпущенный ей производителем срок и даже дольше. Часто причиной преждевременного выхода изделий из строя становятся ошибки, которыми сопровождается монтаж и эксплуатация опоры. Детальный анализ проблемы, который проводят, прежде чем начать ремонт, дает возможность принять соответствующие меры и избежать неполадок в будущем. Мы предлагаем вам краткий справочник устранения повреждений подшипников, который поможет быстро сориентироваться в ситуации.

Тип выявленного дефекта

Причины

Способы исправления

Отслаивание

В радиальном подшипнике отслоилась дорожка с одной стороны

Неправильно приложенная нагрузка

Монтаж внешнего кольца нужно осуществлять со свободной посадкой

Отслаивание рядом с краем дорожки

Ошибка при сборке узла, недопустимое провисание вала, ошибка при выборе допусков

Тщательное центрирование при установке узла, выбор подшипника с увеличенным зазором

Отслаивание дорожки на том же месте, что и у тела качения

Недопустимые ударные усилия при монтаже, действие коррозии

Соблюдение технологии сборки и монтажа, а также применение средств против коррозии

Преждевременное отслаивание поверхности дорожки и тела

Недопустимо малый зазор, превышение допустимых нагрузок, коррозия, низкое качество смазки

Используйте тщательно подобранную посадку детали и правильно выбирайте тип и свойства смазки

Образование задиров

Задиры между поверхностями дорожки и тел качения

Неправильно выбранная консистенция смазки, высокое ускорение на старте машины

Правильный подбор смазки и отказ от быстрого старта

Задиры между торцевыми поверхностями дорожек и тел качения

Ошибки при смазке, осевая нагрузка, превышающая допустимую

Правильный выбор смазки, разборка и правильная сборка детали

Трещины

Образование трещин на кольцах детали

Недопустимые ударные нагрузки, слишком большой натяг, конусность втулки не соответствует требованиям

Проверьте соответствие нагрузки расчетной, измените посадку опоры и втулки

Трещины тел качения. Разрушение фланца

Падение детали при транспортировке, недопустимые усилия при установке детали

Соблюдение правил транспортировки и монтажа изделий

Превышение допустимой нагрузки на элемент из-за ошибок в сборке узла. Некачественное смазывание

Исправление ошибок сборки и монтажа, пересмотр смазочного режима

Вмятины

Дефекты на дорожках качения и такие же на телах качения

Появление вмятин может зависеть от приложения нагрузки при остановленной машине

Соблюдайте правила транспортировки техники

Вмятины на дорожках и телах качения

Попадание абразивных частиц

Произведите очистку изделия, замените уплотнения

Заедание

Изменение цвета и оплавление дорожки качения

Слишком малый зазор, ошибки при сборке или неверно выбранная консистентная смазка

Измените зазор, пересмотрите тип используемой с подшипником смазки

Коррозия

Появление ржавых мест на месте посадки и рабочих частях узла

Появление конденсата, действие фреттинг коррозии, попадание в узел агрессивных веществ, в том числе газообразных

Соблюдайте правила хранения и эксплуатации подшипников, не забывайте о консервации узла при длительной остановке механизма

Правильно подобранный подшипник качения, обслуживание которого происходит своевременно и профессионально, без проблем отработает свой срок эксплуатации. Независимо от того, в электродвигатель установлена опора или в коробку передач автомобиля, ее безупречная служба будет зависеть от того, насколько внимательна к технике эксплуатационная служба.

Характеристики Mercedes / Мерседес

Узнайте габариты, расход топлива Mercedes / Мерседес, особенности двигателей, подвесок, кузовов и прочие технические характеристик Mercedes / Мерседес.

Выберите модель Mercedes:

  • Mercedes 190
  • Mercedes A-class
  • Mercedes AMG GT
  • Mercedes B-class
  • Mercedes C-class
  • Mercedes CL
  • Mercedes CLA
  • Mercedes CLC
  • Mercedes CLK
  • Mercedes CLS
  • Mercedes E-class
  • Mercedes G-class
  • Mercedes GL
  • Mercedes GLA
  • Mercedes GLB
  • Mercedes GLC
  • Mercedes GLE
  • Mercedes GLK
  • Mercedes GLS
  • Mercedes Maybach S-class
  • Mercedes ML
  • Mercedes R-class
  • Mercedes S-class
  • Mercedes SL
  • Mercedes SLC
  • Mercedes SLK
  • Mercedes SLR
  • Mercedes SLS AMG
  • Mercedes V-class
  • Mercedes Vaneo
  • Mercedes Viano
  • Mercedes Vito
  • Mercedes W123
  • Mercedes X-class
Читайте также:  Почему ремонт автомобиля нужно доверить только специалистам автосервисов?

История Mercedes

После смерти в 1900 Готлиба Даймлера дело по производству автомобилей продолжили его сын Пауль и инженер Майбах. Все управление фирмой взял на себя Вильгельм Майбах, верный помощник Готлиба Даймлера. В 1900 он начал разрабатывать новый автомобиль. Он имел классическое расположение частей — двигатель и радиатор располагались впереди под капотом, привод осуществлялся через шестеренчатую коробку передач на задние колеса. На новом автомобиле стоял 4-цилиндровый мотор мощностью 35 л.с. Первый образец был выполнен в виде двухместной гоночной машины Модель была названа Mercedes, в честь дочери одного из совладельцев компании — австрийского предпринимателя, дипломата и заядлого автогонщика Эмиля Еллинека. На этом автомобиле улучшенной конструкции на очередных гонках в марте 1899 года Еллинек одержал победу, прославив на весь мир фирму «Даймлер» и название «Мерседес». С этого времени все легковые автомобили фирмы «Даймлер» стали выпускаться под маркой Mercedes. Сам же первый Mercedes послужил базой для создания более совершенной машины «Мерседес Симплекс», открывшей эру наиболее мощных и комфортабельных автомобилей этой марки.

Daimler решил использовать удачное имя и зарегистрировал это название. как торговую марку. в 1902 году. А для персонально построенного автомобиля господина Эмиль Елинек было выдано собственное имя: “Emile Jelinek-Mercedes”.

В 1921 Mercedes выступил новатором в производстве автомобилей с наддувом, а в 1923 сделал ставку на модель с шестилитровым двигателем, которая стала базовой для модификации с короткобазным шасси — Model К, а затем Model S. На ее основе была создана новая модификация — Mercedes Model SS, с двигателем рабочим объемом 7 литров с наддувом мощностью 200 л.с.

В это время наиболее выдающимися инженерами, создавшими имя концерну “Deimler-Benz”, были Фердинанд Порше, Фриц Наллингер и Ганс Нибель.

Первые серийные автомобили были оснащены cтосильным двигателем, способным при включении нагнетателя развивать мощность до 140 л.с., затем рабочий объем этого двигателя был увеличен до 7 литров, что послужило отправной точкой для создания спортивного автомобиля “SSK” с двигателем 170/125 л.с.. и скоростной предел таких моделей достигал уже порядка 160 км./час. Следующим этапом стал усовершенствованный и укороченный вариант “SSKL” с двигателем мощностью 300 л.с. – безусловный фаворит многочисленных спортивных соревнований тех лет.

В 1926 году “Deimler Geselschaft” и “Benz und Co” начали вести переговоры о слиянии, и результатом их союза стала трехлучаевая звезда, символизирующая три стихии, подвластные машинам концерна – воздух, воду и землю. Эта официальная эмблема фирмы Даймлера-старшего стала общей для нового концерна, а автомобили поставлялись на рынок уже под торговой маркой “Mercedes-Benz”.

Итак, к 30-м годам, компания Mercedes-Benz утвердилась как разработчик и изготовитель элитных автомобилей, когда Ганс Нибель подготовил к выпуску модель “770 Grosser”. Под капотом этого гиганта прятался 7.7-литровый двигатель с наддувом, поэтому сверхмощная для того времени машина пользовалась особым спросом у высокопоставленных заказчиков, включая экс-кайзера Вильгельма – II и императора Японии Хирохито, а следующая модификация автомобиля, запущенная в производство только в 1938-1939 годах, предназначалась исключительно для верхушки “Третьего рейха”. В ней были представлены модернизированный двигатель от модели “770 Grosser”, развивавший с включенным компрессором мощность в 230 л.с. плюс новинка концерна – совершенно новая трубчатая рама, а также независимые передняя и задняя подвески, прошедшие испытания на гоночных автомобилях. Рядовому потребителю предлагалась довольно дешевая модель “Тип-170”, с трубчатой рамой, независимой передней и задней подвесками, выпуск которой начался в 1931 году.

Несколько лет спустя концерн стал производить первые дизельные легковые автомобили, предложив покупателям 2.6-литровый “Тип-260 Д”, а команда конструкторов под руководством Порше уже готовила к производству заднемотороные модели: “130 Н”, “150 Н” и “170 Н”, которые представляли большой интерес (было выпущено примерно 90000 подобных машин вплоть до 1942 года) – огромная по тем временам цифра для автомобильного рынка.

В начале 40-х годов в Германии резко возрос спрос на роскошные мощные автомобили марки Mercedes. Их выпускал по специальным заказам для глав государств и правительств, высокопоставленных нацистов, а также тех, кому традиционные автомобили казались недостаточно амбициозными, целый завод Mercedes-Benz в Штутгарте.

После Второй мировой войны машины Mercedes вернулись в автомобильный спорт и даже одержали победу в гонке «24 часа Ле Мана» 1952 года. В 1963 была выпущена модель «600», которая должна была, по мнению ее производителей, составить на автомобильном рынке конкуренцию Rolls-Royce.

Mercedes G–class – серия автомобилей повышенной проходимости. Небольшой спрос на эти довольно дорогие машины, отличающиеся завидной долговечностью и проходимостью, впекут за собой относительное постоянство конструкции и минимум вносимых изменений. Новое поколение представлено в Париже в сентябре 2000.

Когда в ноябре 1979 года общественности представили новое поколение больших седанов представительского S-сlass (заводской индекс кузова W126) автомобильного концерна Daimler-Benz, уже тогда было объявлено, что они станут лучшими автомобилями 1980-х. И это оказалось истинной правдой. В мае 1991 года компания официально объявила о прекращении производства модельного ряда W126.

В 80-е годы тон на рынке дорогих автомобилей стали задавать японские фирмы. Однако европейские автомобилестроители мужественно приняли бой: примером тому могут служить последние модели Mercedes S-class в их 12-цилиндровом варианте, подтвердившие высокую конкурентоспособность немецкой технологии. Знаменитый Mercedes 600S обладает супермощностью и надежностью, способен на резкие повороты, несмотря на свои габариты, и имеет много других прекрасных характеристик, поэтому именно он считается на сегодняшний день лучшим из автомобилей, производимых этой компанией.

Читайте также:  Качественное выполнение комплексных работ по шумоизоляции Мercedes Мaybach за 10 часов

Mercedes CL C215 – автомобиль класса люкс с кузовом купе. Модель серии 126 была впервые представлена еще в 1981, серии 140 — в 1992 (платформа типа С215). В 1999 модельный ряд пополнился новыми модификациями — CL 600 и CL55AMG.

С появлением в ноябре 1982 года модели 190 (заводской номер кузова W201) компания Mercedes-Benz захватила первенство по престижу в европейском сегменте автомобилей класса D. В сентябре 1983 года состоялась премьера долгожданной модели 190D, которая сразу стала популярна у таксистов. В мае 1993 года на заводе Daimler-Benz в г. Бремен была произведена смена модели с кузовом W201 на седаны C-klasse (W202).

Mercedes E–class, серия автомобилей верхнего среднего класса. Впервые показана в 1984. Новое поколение появилось в 1995. Во Франкфурте в 1997 представлена модификация E 55 AMG и двигатель V8. С 2000 года модели оснащаются двигателями 270 CDI и 320 CDI.

Самым популярным Mercedes-Benz всех времен стала серия с заводским индексом кузова W124. В общей сложности за одиннадцать лет было произведено более 2,7 млн. экземпляров. Модельный ряд четырехдверных седанов W124 был представлен в ноябре 1984 года в семи модификациях по двигателю.

Mercedes SL – спортивный автомобиль класса люкс с кузовом родстер со съемной крышей. Модель была впервые представлена в Женеве 1989. В 1992 модельный ряд пополнился новой модификацией — SL600. Весной 2001 г. появилось новое поколение этих машин.

Дебют S-class – W140 в Женеве в 1991 году произвел фурор. “Super” S-klasse! По размерам, роскоши и вместимости салона, а также качеству используемых материалов W140 не было равных. Производство столь любимого “слона” остановили во второй половине 1998 года, заменив его новейшим, более компактным (по крайней мере, внешне) S-klasse с кузовом W220.

Впервые Mercedes серии C, автомобиль среднего класса (седан), был показан в апреле 1993. С осени 1995 оборудуется компрессором, с июня 1997 — двигателями 2,4 л и 2,8V6. Новое поколение моделей появилось весной 2000.

Новый С-Класс Sport Coupe, оснащенный заново разработанным 2-литровым двигателем с компрессором, относится к самым динамичным автомобилям в этом сегменте.

Второе поколение маленьких Mercedes-Benz под названием C-klasse (кузов заводской серии W202) появилось на свет в апреле 1993 года. Зимой 1996 года в семействе W202 четырехдверный седан дополнили пятидверным универсалом Touring (сокращенно Т).

Mercedes-Benz SLK, двухместный родстер со складывающейся крышей, впервые представлен в апреле 1996 года в Турине. В январе 2000 года появилась модель с обновленным дизайном и двигателем 3,0-V6. Автомобиль получил более 35 международных призов и наград, в том числе: «Золотой Руль» (Германия, 1996), «Самый Красивый Автомобиль Мира» (Италия, 1996), «Автомобиль Года» (США, 1997), «Лучший Кабриолет Мира» (Германия, 1998), «Самый Популярный Кабриолет» (Италия,1999).

Семейство грузовиков Vito (Mercedes-Benz V – class) в 1996 завоевало звание лучшего фургона года. Семейство Sprinter включает в себя 9 базовых моделей и 137 их модификаций. Основные типы кузова: цельнометаллический и грузопассажирский фургоны, а также микроавтобус на 15 мест.

Mercedes ML сочетает в себе важнейшие характеристики внедорожника, минивэна, универсала и легкового автомобиля, являясь автомобилем многоцелевого назначения. Семейство автомобилей повышенной проходимости и постоянным полным приводом производятся в США. Модель была впервые представлена в 1997. В программу поставки М-класса для Европы входят три варианта модели: базовая ML 230; 6-цилиндровая модель ML 320 и 8-цилиндровый вариант ML 430. В 2000 г. эти машины не изменились, однако модельный ряд дополнили два новых базовых варианта – дизельный ML270 CDI и тюнинговый ML55 AMG.

С октября 1997 года успешно продается семейство компактных автомобилей Mercedes-Benz A-класса. В 2000 г. это семейство практически не изменилось.

Mercedes-Benz CLK- семейство автомобилей с кузовами купе и кабриолет промежуточного класса между С и Е, создано на базе класса С. Впервые модель CLK с кузовом купе была показана зимой 1997 в Детройте. В 1998 модельный ряд пополнил кабриолет, летом 1999 был обновлен дизайн автомобилей.

Mercedes-Benz CLK-GTR – это уникальная дорожная версия гоночного автомобиля класса GTR “Гранд туризмо”. Производство ограниченной серией (25 шт.). Первое представление – ноябрь 1998.

Стремясь расширить гамму продукции, компания начала выпуск совершенно нового автомобиля —малолитражки Smart.

1998 – Слияние концерна “Даймлер-Бенц” АГ и компании “Крайслер Корпорейшн”.

Mercedes Vision SLR Roadster Concept, двухместный спортивный автомобиль, впервые был представлен в Детройте в июле 1999. Модель используются в гонках Формулы 1.

Mercedes Vision SLA Concept, родстер компакт-класса. Представлен в качестве концептуальной модели на автосалоне в Женеве в 2000.

Компания Mercedes-Benz по прежнему остается на вершине автомобилестроения, как и 100 лет назад. Делая высококачественные автомобили и двигатели, звездный концерн со знаменитой маркой в виде трехлучевой звезды вот уже столетие неизменно сохраняет ведущее положение в автомобилестроении и высокую конкурентоспособность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Для любых предложений по сайту: [email protected]