Рено Дастер расширители арок: установка своими руками

Выбираем и устанавливаем расширители колесных арок Рено Д,астер

Знаменитый внедорожник имеет множество достоинств, однако модель эта бюджетная, а потому некоторые улучшения не помешают. Например, будут очень кстати расширители колесных арок Рено Дастер, которые защитят крылья от песка и щебня, что может лететь как на проселочной дороге, так и при езде по бездорожью. Кроме того, такие накладки добавят изящества облику.

Назначение расширителей

Главная роль расширителя арок – защитить поверхность корпуса от неблагоприятных дорожных условий. Если машина едет по пересеченной местности, с какими только негативными факторами она не сталкивается. Среди них:

  • ветки;
  • камни;
  • щебень;
  • пескоструй.

Благодаря расширителям удается уберечь лакокрасочное покрытие от всех этих невзгод. В случае отсутствия защитных накладок на арки, возможны сколы, которые в дальнейшем могут обернуться коррозией. Более того, на самих накладках не остается даже царапины от тех факторов, которые бы могли серьезно повредить корпус Дастера.

Другое назначение расширителей для арок – эстетическое. С ними автомобиль выглядит одновременно мощнее и элегантнее. Это и не удивительно, ведь накладки делают машину шире, а их гладкий эстетичный внешний вид сглаживает некоторую угловатость Дастера.

Если хочется украсить авто, накладки на арки – первое, с чего стоит начинать, ведь это не только эстетическое улучшение, но и обеспечение большей устойчивости внедорожника к условиям среды. Да, может, такое новшество не актуально для седана, но не стоит забывать, что Дастер предназначен далеко не только для гладкой трассы.

Выбор расширителей колесных арок

Правильно подобрать эти детали не сложно. Многие варианты от различных производителей предназначены для крепления на оригинальные дастеровские саморезы, то есть те, что изначально были в подкрылке. Это удобно, весьма надежно, а потому предпочтительно.

При установке расширителей арок на Рено Дастер, можно оставить стандартные диски . В общем и целом, накладки не очень-то располагают к установке брызговиков, однако их все же можно прикрутить. Но делают это только после полного монтажа защитных накладок, и нельзя сказать, что это просто.

Компания-производитель выпускает штатные расширители, но при желании можно выбрать иной вариант на рынке. Можно установить расширители колесных арок своими руками, если соблюдать технологию от и до. Это не займет много времени и будет экономичнее.

Самостоятельная установка

Понадобится инструмент, подходящий для процедуры. Его немного, и если имеется гараж, возможно, все необходимое уже есть. Вот что пригодится:

  1. Ключ-трещетка.
  2. Головка торкс Т-20.
  3. Головка на 7 мм.
  4. Крестовая отвертка.
  5. 8 винтов 2,5×10.
  6. Активатор адгезии 3М, 4 штуки.
  7. Яркий скотч, который будет выделяться на корпусе авто.

Сам комплект накладок для защиты выйдет примерно в 5000 рублей. Возможно приобрести его за 4590 рублей. Весить он будет чуть больше 2 кг. Достойный вариант – расширители арок с поверхностью шагрень, к тому же их можно без проблем установить своими руками.

В такой комплект входит сама деталь, выполненная из АБС-пластика, в количестве восьми штук, элементы для крепления, праймер, двусторонний скотч. Помимо прочего, машина с такими расширителями будет выделяться среди других Дастеров, что для кого-то – плюс.

Особенности установки

Важно, чтобы в процессе монтажа были соблюдены определенные условия. В противном случае успешная установка не гарантирована. В частности, при установке расширителей от Русской Артели на Рено дастер, необходимо:

  1. Оставить машину и все детали в теплом помещении на один час. Температура воздуха и поверхности накладки должна быть выше или равна +21ºC.
  2. Непосредственно перед монтажом расширителей автомобиль моется, ведь допустима установка лишь на чистую поверхность.
  3. Затем поверхность просушивается так, чтобы она стала абсолютно сухой.
  4. Наконец, нужно обезжирить поверхность, чтобы она хорошо соприкасалась со скотчем.
  5. Важно равномерно распределять нагрузку на расширитель при монтаже. Она не должна быть чрезмерной в каком-то небольшом участке. Лучше устанавливать накладку от середины к краям.
  6. Двухсторонний скотч используется лишь один раз.
  7. Этот скотч прижимается к машине всей поверхностью за счет кратковременного, но сильного прижима.
  8. После завершения работ, машиной не пользуются сутки.
  9. Также не следует мыть Дастер в течение суток. Равно как ни следует допускать излишней влажности в помещении.

Перепады температуры критичны, а потому их избегают.

Руководствуясь этими простыми, но необходимыми правилами, не составит труда качественно установить защиту на арки Рено Дастер. Нарушение любого из этих условий может повлечь дальнейшие проблемы с защитными накладками.

Читайте также:  Замена шаровых на Рено Логан: видео и какие лучше

Порядок установки

После того как автомобиль полностью готов к установке расширителей арок, можно приступать к монтажу. Для того чтобы прикрепить накладку на передний подкрылок, крепежные саморезы последнего, равно как и винт крепления бампера, откручиваются за счет торкс Т-20.

Теперь нужно установить расширители колесных арок. С этой целью совмещаются отверстия креплений подкрылка и бампера с таковыми же отверстиями двух накладок. Верхняя граница соприкосновения корпуса и детали отмечается путем наклеивания маленьких отрезков яркого скотча перпендикулярно от расширителей арок. Лучше, чтобы их было больше, это в дальнейшем облегчит дело.

Расширители снимают, а затем по границе разметки наносят активатор адгезии. Именно поэтому и стоит налеплять как можно больше отрезков скотча, ведь тогда будет проще провести линию. Активатор адгезии наносится для того, чтобы обезжирить поверхность, дабы затем двусторонний скотч мог без проблем к ней прилепиться.

Пришло время установки расширителя арок. Порядок следующий:

  • С обоих концов двухстороннего скотча более крупной накладки отрывается защитная пленка, но лишь на маленьком участке. Она загибается перпендикулярно.
  • Расширитель устанавливается по разметке.
  • Все то же проделывается и с маленьким расширителем арки.
  • Теперь крепежные саморезы вкручиваются через накладку в бампер и подкрылок.
  • Можно убрать скотч, предназначенный для разметки границы.
  • Защитная пленка удаляется с двух сторон каждой детали, полностью.
  • Остается только прижать верхнюю часть расширителей, то есть, то место где расположен двусторонний скотч.

Задний расширитель устанавливается таким же образом. Никаких принципиальных различий нет, кроме одного – тут откручиваются лишь винты бампера и брызговика, и после того, как деталь будет закреплена на них же, дополнительно вкручивают винты 2,5×10 в подкрылок. В итоге, крылья получились широкие и красивые, а что еще важнее – они действительно от многого защищают Рено Дастер.

В заключение, стоит отметить, что вся процедура займет от силы час даже у новичка. Расширители колесных арок Рено Дастер станут отличным дополнением к штатному великолепию кроссовера, и продлят срок службы автомобиля. Да, если ездить только по городу, они могут и не пригодиться, но для бездорожья накладки крайне желательны.

Видео

Как выбрать и установить расширители на арки Дастера

Расширители «Рено Дастер» не только улучшают внешний вид автомобиля, но и служат для практических целей, защищая кузов от повреждений и сохраняя лакокрасочное покрытие на арках в идеальном состоянии. Но чтобы добиться наилучшего эффекта, необходимо подобрать качественный комплект и правильно установить его, чтобы не повредить машину и обеспечить прочное крепление.

Для чего нужны расширители

Что касается достоинств рассматриваемого элемента, основные из них таковы:

  1. Внешний вид машины становится агрессивнее, она выделяется из общего ряда и приобретает более современный вид. Этот элемент может потребоваться при установке шин большой ширины, также он актуален для моделей с колесной формулой 4×4. Пластик отлично подходит к стилистике внедорожников, особенно если используются колесные диски большого диаметра.
  2. Расширитель защищает внутреннюю часть арок от песка и камешков, которые часто повреждают металл при движении по дорогам плохого качества и пересеченной местности. За счет этого усовершенствования колесные проемы сохраняются в отличном состоянии намного дольше.
  3. Пластиковые элементы закрывают лакокрасочное покрытие вокруг арки и защищают его от царапин и сколов, которые часто возникают при езде по лесу или грунтовым дорогам. Кроме того, расширители могут спасти элементы кузова при незначительных столкновениях, ведь заменить пластиковую деталь намного проще, чем перекрасить металл.

Конечно, у этого варианта есть и определенные недостатки, которые нужно иметь в виду при принятии решения:

  1. Если расширители установлены на поврежденный кузов или при креплении был оголенный металл, то он гниет под пластиком, так как там скапливается влага в летний период, а зимой реагенты еще больше усугубляют проблему. Все повреждения нужно заделать.
  2. В продаже много некачественных вариантов. Перед тем как купить конкретное решение, надо разобраться с тем, какие производители зарекомендовали себя лучше всего. Расширитель «Рено Дастер» должен быть достаточно прочным и иметь привлекательный внешний вид без литьевого брака и повреждений.
Читайте также:  Абсорбер (адсорбер) и система улавливания паров топлива Рено Логан: замена

Лучше всего покупать комплект от одного производителя и запомнить бренд, чтобы при повреждении одного из элементов быстро найти деталь на замену.

Какие выбрать расшерители

Для начала следует разобраться с основными требованиями, которым должны соответствовать накладки. Если следовать рекомендациям, можно самостоятельно оценить качество изделий, чтобы найти оптимальный по цене и эксплуатационным характеристикам вариант:

  1. В первую очередь проверьте жесткость элементов. Пластик должен быть достаточно прочным, чтобы сохранять геометрию при перепадах температур. Если изделия легко гнутся и имеют небольшую толщину, лучше поискать другие.
  2. Обращайте внимание на отливку. Фактура пластика должна быть равномерной по всей поверхности. Любые изъяны, наплывы по краям и другой брак говорят о низком качестве. Цвет должен быть равномерным, без разводов и инородных вкраплений.
  3. Важно соблюдение геометрических параметров. Если расширители будут неплотно прилегать к поверхности, внешний вид машины пострадает. Плюс не получится обеспечить надежное крепление. Особое внимание уделите местам стыковки элементов: размеры и углы должны идеально соответствовать, чтобы после установки ничего не торчало.
  4. Крепление должно осуществляться штатными крепежом, который удерживает подкрылки и бампер. Сверление новых отверстий в пластике, а тем более в металле, недопустимо.

Для уверенности почитайте отзывы владельцев «Рено Дастер», которые уже устанавливали комплект расширения. Чаще всего информацию можно найти на тематических форумах и в группах социальных сетей.

Цены на расширители арок на «Рено Дастер»

На сегодняшний день в продаже можно встретить продукцию нескольких компаний. Лучше всего зарекомендовали себя четыре варианта, поэтому выбирать следует между ними. У каждого есть свои преимущества и недостатки:

  1. «Русская артель». Стоимость изделий варьируется в диапазоне от 3350 до 7000 рублей в зависимости от качества и поколения автомобиля. Это самое недорогое решение из тех, что имеют приемлемое качество. Отзывы на продукцию разные, многие довольны, но некоторые отмечают не самую высокую надежность и мелкие огрехи, которые периодически встречаются на комплектах расширения.
  2. PT Group. Производят бюджетные комплекты для «Дастера», цена которых составляет от 4300 до 5000 рублей. Качество сопоставимо с предыдущим вариантом, это тоже отечественный производитель, продукция которого востребована и заслужила в целом неплохие отзывы. Если нужно сэкономить, обратите внимание на данное решение.
  3. «Карт Тюнинг». Российская компания, производящая изделия высокого качества, которые идеально подходят для «Дастера» и служат достаточно долго. В зависимости от поколения комплект обойдется в 10500-11000 рублей. Пластик имеет привлекательную фактуру, хорошо смотрится на машине и не выгорает в течение как минимум нескольких лет.
  4. Оригинальный комплект расширения кузова Renault (номер по каталогу — 8201274674). Стоит от 12000 рублей, качество оригинала отличное, отзывы только положительные. Размеры идеально подходят, что важно при самостоятельном монтаже.

По возможности найдите разные варианты и сравните их между собой. В этом случае выбрать лучшее решение по цене и качеству не составит труда.

Самостоятельная установка расширителей

Работа не отличается сложностью и занимает около часа, если под рукой есть все необходимое для монтажа:

  1. Ключ с трещоткой небольшого размера, головка на 7 и звездочка TORX-20. Также потребуется крестообразная отвертка под винты 2,5 х 10, которых понадобится 10 штук на каждую накладку.
  2. Активатор адгезии. Специальный состав очищает поверхность и обеспечивает более прочное приклеивание накладок к кузову автомобиля. Лучше всего себя показала продукция производства 3М.
  3. Малярная лента небольшой ширины. Она будет использоваться в качестве ориентира при креплении комплекта расширения.

Подготовка машины

От правильной подготовки зависит надежность крепления, создайте оптимальные условия, все достаточно просто:

  • Температура воздуха должна составлять 20 градусов и больше. Летом можно работать прямо на улице, в холодный период лучше использовать гараж. Причем следует оставить в нем машину на пару часов, чтобы поверхность нагрелась до требуемой температуры.
  • Крылья и бамперы, на которые будут приклеиваться элементы комплекта расширения, нужно тщательно вымыть и высушить. Влаги на кузове быть не должно.
  • После окончания работы желательно оставить машину в гараже на сутки или как минимум на несколько часов. Это связано с тем, что клеевой слой полностью полимеризуется и приобретает влагоизоляционные свойства через 24 часа.
Читайте также:  Какой полный привод у Рено Дастер: схема, устройство и принцип работы

Некоторые дешевые комплекты расширения продают без двухстороннего скотча. Если у вас такой вариант, дополнительно приобретите специальную ленту для крепления молдингов производства 3М.

Установка

Желательно обеспечить хорошее освещение места работы, чтобы контролировать положение накладок и выставить их идеально ровно. Помните, что после приклеивания отрывать двухсторонний скотч уже нельзя, его придется заменить на новый. Следуйте простой инструкции:

  1. Приложите соответствующую накладку чтобы понять, какие винты крепления подкрылка и бампера нужно отвернуть. Работа проводится с использованием ранее подготовленной звездочки TORX-20.
  2. Приставьте элемент и выровняйте его так, чтобы он одинаково выступал по всей окружности арки, а крепежные отверстия в нижней части четко совпадали. Также приложите накладку бампера, чтобы убедиться, что она идеально совмещается, и определить самое подходящее положение.
  3. По линии расположения пластикового элемента наклейте малярную ленту, чтобы создать четкий ориентир и не сдвинуть накладку впоследствии. Эту работу удобнее всего делать вдвоем, так она займет намного меньше времени.
  4. Снимите накладку, отложите в сторону, а всю поверхность, к которой будет прилегать двухсторонняя лента, обработайте активатором адгезии. Следуйте инструкции, указанной на упаковке со средством.
  5. Приложите пластиковую деталь и аккуратно закрутите все крепления в нижней части, стараясь обеспечить оптимальное положение. Затем аккуратно снимите защитную пленку с двухстороннего скотча и прижмите накладку к поверхности. Делайте это равномерно — от середины к краям. Помните, что важнее прижать сопрягаемые части сильно, чем держать их долго.
  6. Повторите работу с другой стороны, а затем установите задние элементы по такому же принципу. Всего нужно приклеить восемь деталей — четыре на арки и четыре на бампер в местах соединения с колесным проемом.

После окончания монтажа желательно оставить машину хотя бы на 12 часов, чтобы клей хорошо взялся, любые вибрации в этот период нежелательны. А мыть автомобиль нельзя в течение суток, именно столько проходит до полной полимеризации состава.

Видео по установке

Отзывы на расширители арок на «Рено Дастер»

Брал «Дастер» для повседневного использования и поездок на рыбалку на выходных. Качество проселков у нас не очень, через два года заметил несколько значительных сколов на арках, загнал к мастерам, подремонтировали и посоветовали поставить расширители кузова. Взял PT Group — других на тот момент в автомагазине не было. Ставил сам — все достаточно просто, качество среднее, рано говорить о долговечности, так как стоят всего год, но пока все в порядке.

Когда в первый раз увидел расширители на другом «Дастере», сразу захотел поставить на свой — уж очень мне нравится, как выглядит машина с этим дополнением. Решил не экономить и взять оригинал — стараюсь следовать этому принципу во всем и по возможности ставить только запчасти от производителя. Качество очень порадовало: пластик прочный и в то же время пластичный, не деформируется и выглядит идеально уже три года. Ставил сам — волновался немного, но все оказалось проще, чем я думал.

У меня версия 4×4, поэтому защита арок принципиально важна — с моими поездками по бездорожью лучше защитить кузов. Брал изделия от «Карт Тюнинг» — посоветовали знакомые. Качество не разочаровало: добротные накладки, которые точно совпадают друг с другом и идеально ровно садятся на кузов. Ставил не сам, но присутствовал при этом — мастера управились чуть больше чем за полчаса. Очень понравился результат — машина приобрела вид внедорожника.

«Дастер» — моя первая машина, стараюсь радовать его и уделяю большое внимание внешнему виду. Расширители кузова поставил около года назад, взял изделия производства «Русская артель». Встали нормально, но пластик показался хлипковатым. Плюс увидел на другой машине накладки другого производителя — на них фактура понравилась мне намного больше. Но в целом доволен: авто преобразилось и приобрело более агрессивный вид.

Установить расширители для «Рено Дастер» несложно даже тем, кто никогда не занимался подобной работой. Для монтажа потребуется простейший набор инструмента, если соблюдать рекомендации, можно получить хороший результат при минимальных затратах времени.

Читайте также:  Рено Логан кондиционер: компрессор и схема

Установка расширителей колесных арок

Renault Duster — это кроссовер, а это предполагает передвижение по пересеченной местности. Можно без проблем выехать на охоту или рыбалку, на пикник в лесу. Но существует одна проблема, которая может сильно испортить машину — ветки кустов и деревьев могут «пометить» кузов не самыми красивыми царапинами. А автомобиль не мужчина, такие «шрамы» ему красоты не прибавляют.

Решить этот вопрос можно просто – купить и установить специальные расширители колесных арок. Можно как воспользоваться услугами профессионалов, которые быстро и качественно установят, так и сделать это самостоятельно, особенно с учетом того, что установить их задача совершенно не сложная.

Начинаем с ознакомления с руководством от производителя. После этого, собираем необходимые инструменты, чтобы в последний момент не оказалось, что не хватает нужного сверла или ключа.

  1. Инструменты для работы
  2. Подготовка автомобиля
  3. Установка
  4. Рекомендации
  5. Видео

Инструменты для работы

Для установки расширителей потребуются следующие инструменты:

  • Дрель или шуруповерт, а также два сверла к нему — диаметром 8 и 3 мм;
  • Головка на 24;
  • Отвертка крестовая;
  • Рожковый ключ на 7 и на 10;
  • Канцелярский нож;
  • Отвертка с насадкой T20.

А тут есть инструкции по выбору и установке накладок на двери и на багажник автомобиля.

Подготовка автомобиля

Важно во время установки расширителей сохранять в помещении единую температуру. В идеале, там должно быть 21 градус тепла. Также важно, чтобы изделие и составные элементы находились в этом же помещении перед установкой более часа, чтобы нагреться или охладиться до комнатной температуры.

Перед началом установки, следует подготовить автомобиль.

Во-первых, его следует тщательно вымыть и просушить. Нельзя устанавливать изделия на грязную, или мокрую поверхность.

Во-вторых, с помощью специальных средств, обезжирить поверхность на тех местах, к которым будет приставать клейкая лента. Использовать нужно специальные средства, иначе соприкасание будет неплотным и рано или поздно расширитель может отстать.

В-третьих, упаковку нужно аккуратно раскрыть канцелярским ножом. В комплекте идет 4 самореза, расширители арок, пластиковые клипсы. Проверьте все ли в наличии. Детали разделите и разложите вокруг автомобиля рядом с теми частями, на которые они будут устанавливаться. В этом помогут специальные наклейки с указателями мест установки, которые есть на каждой детали.

Установка

Монтаж начинают с заднего бампера.

В первую очередь с двухстороннего скотча удаляется часть защитой пленки и приклеивается к авто таким образом, чтобы лента скотча немного выступала за расширитель. После этого необходимо демонтировать штатный саморез, а также гайку крепления порога.

Далее прикладываем расширитель к тому месту, где он должен находиться, возвращаем на свое первоначальное место демонтированный саморез.

Производя монтаж расширителей нужно учесть то, что пластиковые крепежи должны находиться большей стороной к подкрылку.
Следующее действие — затяните саморезы и верните на прежнее место гайку крепления порога.

Проверьте, правильно ли выставлены зазоры. Если все сделано правильно, то аккуратно начните удалять с двухстороннего скотча защитную пленку.

Как только пленка будет полностью снята, 15-20 секунд плотно прижимайте расширители колесных арок к кузову.

Метод установки передних расширителей схож с процессом установки задних, но есть ряд различий и особенностей:

  • Для начала демонтируем саморезы от брызговика и гайку крепления порога;
  • Тщательно очистить площадь под брызговиком;
  • После этого, используя отвертку с Т20 снять штатные саморезы подкрылка;
  • После этого удаляем защитную пленку со скотча;
  • Приложите к кузову расширитель;
  • Выровняйте по стыку крыла и бампера зазоры;
  • Постепенно, от бампера до крыла устанавливайте все снятые саморезы и брызговик;
  • Выровняйте зазоры;
  • Протяните резьбовые соединения;
  • Тщательно прижмите от центра к краям расширитель;
  • Автомобиль, после этого должен сутки находиться в теплом боксе.

Рекомендации

Важно не допускать следующих ошибок при монтаже на кузов автомобиля расширителей:

  • Важно соблюдать строгий температурный режим. Детали, а также воздух в мастерской не должен опускаться ниже 21 градусов.
  • Нельзя устанавливать детали на грязный или недостаточно сухой автомобиль, у которого необезжиренная поверхность.
  • Не допускается использование средств, не предназначенных для обезжиривания лкп.
  • Еще одна из ошибок – установка деталей от краев к середине. Таким образом на локальном участке возникает концентрация напряжения, в результате которого детали могут быстро треснуть или сломаться. Чтобы не допустить такого необходимо производить монтаж от середины к краям.
  • Многократное использование клейкой ленты недопустимо.
  • С недостаточной силой прижимать ленту. Важно сильно прижать ленту по всей поверхности, чтобы обеспечить полный контакт поверхности автомобиля и клейкой ленты.
  • Сразу же после установки не выезжать, подержать машину в одном температурном режиме и без движения минимум в течение суток.
  • Сразу же после установки мыть авто нельзя.
Читайте также:  Сравнить Рено Дастер и Хендай Крета что лучше выбрать

Видео

Видео-инструкция по установке расширителей на Renault Duster.

Расширители арок для Рено Дастер – установка своими руками

Поскольку Рено Дастер позиционируется как кроссовер, то и пересеченная местность ему не чужда. На данном автомобиле приятно будет выехать в угодья с целью поохотиться или посетить водоем и зарядиться позитивными эмоциями от рыбалки. Некоторым по душе пикник в лесной полосе.

В таких вояжах может вскрыться проблема, связанная с риском испортить лакокрасочное кузовное покрытие под воздействием веток деревьев, кустарников и прочей растительности. Немало «пометок» такого характера способны «осчастливить» кузов, что гарантированно ухудшит облик автомобиля.

Решение указанного вопроса не является сложным, поскольку заключается в приобретении и монтаже на автомобиль Рено Дастер специальных расширителей, устанавливаемых по контуру колесных арок. Специальные расширители арок можно установить и своими руками.

Кажущуюся на первый взгляд грандиозной «операцию» можно провести самостоятельно и избавить себя от необходимости изнуряющего посещения специализированного сервиса.

Первичным и правильным действием будет знакомство с постулатами, отраженными на страницах инструкции производителя, прилагаемой к изделиям. Затем понадобится соответствующий инструмент, комплект которого требуется сформировать внимательным образом. Соответственно приобрести расширители арок и установить их.

Подробнее об инструментах

Установка таких накладных элементов, как расширители арок, покорится вам, если под рукой окажется такой набор средств монтажа:

  • дрель или альтернатива (шуруповерт) со скромным комплектом сверл диаметром 8 и 3 мм;
  • головка (типоразмер — «24»);
  • крестообразного профиля отвертка;
  • ключи на «7» и «10»;
  • нож и отвертка, к которой применима насадка «Т20».

Подготовительные манипуляции

Весьма важным фактором, обеспечивающим успешный исход «операции» когда устанавливаете накладки на крылья, является стабильность температуры в ремонтном помещении. В идеальном варианте будет обеспечение 21-градусной атмосферы. Автомобиль Рено Дастер и соответственно накладки на крылья должны находиться в данных условиях в течение определенного времени, которого будет достаточно для равномерного нагрева сопрягаемых поверхностей кузова и расширителей до обозначенного температурного значения.

Автомобиль подвергаем предварительной подготовке.

  1. Сначала, перед тем как установить накладки на крылья, автомобиль вымываем и высушиваем. Исключаем момент монтажа на грязную или содержащую влагу поверхность.
  2. Обезжириваем сопрягаемые поверхности, особенно уделяя внимание местам, на которые будет приклеиваться специальная лента. Прибегаем только к специализированным средствам, дабы обезопасить себя от риска отставания расширителя от арки.
  3. Раскрытие упаковки с изделиями (указанным ранее ножом) следует выполнять с особой тщательностью.
  4. Проверяем комплектность поставки: — саморезы – 4 шт.; — расширители; — клипсы.
  5. Раскладываем накладки на арки и их крепежные элементы по периметру автомобиля, напротив поверхностей, намечаемых к монтажному воздействию. Здесь помощь окажут присутствующие на каждой из деталей наклейки специального типа, которые укажут места установки.

Установка

  1. Установка должна начинаться с бампера кормы Renault Duster.
  2. Двухсторонний скотч освобождаем от задней защитной пленки, затем наклеиваем его с таким расчетом, чтобы обеспечить небольшой выступ ленты за пределы расширителя.
  3. Демонтируем штатный саморез и гайку фиксации порога.
  4. Прикладываем расширитель к зоне его будущего нахождения и возвращаем на «законное» место, демонтированный ранее винт.
  5. Выполняем прикладку расширителя, обеспечив его расположение с ориентацией большей стороной к подкрылку.
  6. Затягиваем саморез и устанавливаем ранее скрученную гайку фиксации порога.
  7. В обязательном порядке контролируем корректность выставленных зазоров.
  8. Убедившись в правильности проделанных манипуляций, начинаем удаление защитной пленки с двухстороннего скотча.
  9. Выждав около 20 секунд, плотно прижимаем расширитель к кузовной панели Renault Duster.

Алгоритм монтажа передних изделий во многом повторяет процедуру для задних расширителей, однако не лишен следующих особенностей.

  1. Начальным этапом демонтируем саморезы брызговика вместе с гайкой фиксации порога.
  2. Очищаем область под брызговиком.
  3. Отверткой «Т20» демонтируем «родные» саморезы подкрылка.
  4. Снимаем протекционную пленку со скотча.
  5. Прикладываем аксессуар к соответствующей поверхности кузова.
  6. Выравниваем зазоры, ориентируясь на бампер и стык крыла.
  7. Установку ранее снятых винтов производим в направлении – от бампера к крылу. Монтируем брызговик на Renault Duster.
  8. Снова ровняем зазоры.
  9. Обтягиваем резьбовые элементы крепежа.
  10. Расширитель тщательно прижимаем, прикладывая усилие сначала к его центру, а потом боковым областям.
  11. Оставляем авто примерно на сутки в теплом помещении.
Читайте также:  Как подтянуть ручник на Рено Дастер: замена троса и регулировка

Рекомендации

Весьма важным действием будет исключение ошибок, которые могут проявиться когда вы устанавливаете накладки на арки, а также учет некоторых нюансов. Рассмотрим подробней.

  1. Соблюдаем температурный режим строжайшим образом. Для деталей и воздушной среды бокса температурный параметр на должен отклоняться от 21 градуса по Цельсию.
  2. Нельзя устанавливать накладки на арки на грязную или мокрую кузовную поверхность Рено Дастер. Не забываем о необходимости обезжиривания участков монтажа (данное действие выполняем только специальными средствами).
  3. Распространенная ошибка – монтаж изделия с прижимом по алгоритму: от краев в направлении середины. Этот неверный подход приводит к возникновению концентрации напряжения, сосредоточенной в локальной зоне, что впоследствии приведет к появлению трещин или поломке изделия. С целью недопущения указанной ситуации монтаж производим от центра расширителя к его границам.
  4. Не следует применять клейкую ленту в многократном режиме.
  5. Также рекомендуем прижимать саму ленту с достаточным усилием. Величину нажима необходимой силы распределяем по всей поверхности рабочей зоны.
  6. Исключаем возможность поездки сразу после установки аксессуаров, а оставляем автомобиль Рено Дастер в боксе в течение суток и с ранее указанным температурным режимом.
  7. Запрещается прибегать к мойке авто сразу после монтажа изделий.

Категории товаров, которые вам могут быть интересны на основании статьи “Расширители арок для Рено Дастер – установка своими руками”:

Выбираем и устанавливаем арки на Рено Дастер

Одним из способов улучшить проходимость внедорожника является установка более широких колес. Ширина штатных составляет 6,5 дюймов, но можно увеличивать этот параметр за счет уменьшения вылета. В результате данных изменений. Диск начинает сильнее выпирать за пределы автомобиля, выпирая за плоскость крыла. Поэтому приходиться дополнительно устанавливать обвес на Рено Дастер, чтобы защитить покрышки от дождя и избежать разбрызгивания грязи из-под колес на боковые части автомобиля. Но при проведении таких изменений следует учитывать, что во время движения заднее колесо может начать задевать крыло, а переднее при повороте будет цеплять расширитель, повреждая его. Поэтому перед покупкой необходимо внимательно ознакомиться с основными разновидностями расширителей.

В чем заключаются основные отличия.

До визита в магазин товаров для тюнинга большинство автовладельцев думают, что арки – это просто дуга из пластика, которая удерживается при помощи прочного двухстороннего скотча. Но на самом деле все немного иначе. В основном колесные арки Рено Дастер крепятся на саморезы при этом для каждого элемента кузова, как бампер и крыло существует соответствующий элемент дуги арки на Рено Дастер, чтобы сохранять модульность конструкции авто и избегать больших повреждений при наезде на препятствия.

Большинство производителей делают арки таким образом, чтобы их можно было устанавливать в штатные места при помощи саморезов, удерживающих подкрылки. Так же для этих целей может быть использована гайка удерживающая защиту порога.

«Чтобы закрепить расширители под гайкой порога лучше воспользоваться ключом на 10»

Особое внимание стоит обратить, что в основном расширители арок на Рено Дастер не предусматривают установку брызговиков. Поэтому проводя такие изменения в конструкции автомобиля следует быть готовым к тому, что придется дополнительно устанавливать защиту порогов, чтобы обезопасить кузов от вылетающих из-под колес камней и грязи. Эти детали имеют заводские номера 768508137R для правой стороны и 768512324R для левой.

При желании брызговики могут быть установлены поверх расширителей арок.

Особенности установки.

Расширители колесных арок на Рено Дастер могут закрепляться лишь при помощи саморезов. Но со временем структура пластика может быть нарушена под воздействием механических повреждений или перепадов температуры окружающей среды. И пластик начнет вибрировать во время работы двигателя, или отслоняться от элементов кузова, пропуская пыль и грязь внутрь. В со временем в под расширителями будет очень сильно разрушаться ЛКП, что перекроет все плюсы от их установки. Поэтому перед тем как крепить дуги на кузов при помощи саморезов необходимо тщательно обезжирить поверхность кузова при помощи любого растворителя не содержащего в составе ацетон. Затем нанести на место согасно инструкции двусторонний скотч или герметик.

Читайте также:  Номера обозначений на электрических схемах элементов электрооборудования Рено Логан: схема

Сами дуги разделены на 2 части, одна из которых крепиться на бампер, а вторая на крыло. Это сделано для сохранения функциональности кузова и для того, чтобы во время проведения ремонтных работ не возникало дополнительных сложностей со снятием бампера. При желании можно образовавшуюся щель заполнить герметиком.

«Работу необходимо проводить при температуре окружающей среды не ниже 19 градусов, чтобы обеспечить приклеивание скотча и равномерное застывание герметика.»

Порядок установки расширителей

Для начала необходимо подготовить следующий набор инструментов:

  • Шуруповерт или дрель со сверлами на 8 и 3 миллиметра
  • Торцевой ключ на 24
  • Набор отверток
  • 2 ключа на 7 и на 10
  • Нож
  • Ключ Torx Т20

Автомобиль необходимо тщательно помыть, а поверхности, на которые будут устанавливаться расширители нужно обезжирить.

Упаковку необходимо аккуратно разрезать при помощи канцелярского ножа, чтобы не рассыпать мелкое одержимое. В комплекте с арками должны идти саморезы и пластиковые клипсы. Если есть возможность лучше заранее примерить дуги к автомобилю и разложить устанавливаемые части рядом с автомобилем так, чтобы не перепутать во время установки. В некоторых комплектах есть специальные наклейки, информирующие о том, где должна быть расположена деталь.

Крепеж лучше начинать по направлению от заднего бампера. Скотч наклеивается таким образом чтобы его края не выступали за расширитель. Затем выкручиваются штатные саморезы и гайки крепления порога.

Затем дуги прикладываются на свои места и закрепляются при помощи саморезов. Располагать следует таким образом, чтобы большая часть пластиковых крепежей была повернута к подкрылку.

После того, как все зазоры выставлены и деталь выравнена можно удалять защитную пленку с двустороннего скотча. Для более надежной фиксации лучше первые 15-20 секунд плотно прижать расширитель к кузову автомобиля.

Установка расширителей на передние арки ни чем не отличается от предыдущих действий. Главное не допускать основных ошибок, которые могут со временем повлиять на качество проведенной работы:

  • Соблюдать температурный режим
  • Не работать на грязной поверхности
  • Использовать для обезжиривания средства на основе ацетона, которые повреждают ЛКП
  • Несколько раз переклеивать клейкую ленту
  • Устанавливать детали от краев к середине. Это создает так называемые точки напряженности, где в результате эксплуатации могут появиться трещины. Правильное направление монтажа – от середины к краям.
  • Кроме этого не рекомендуется сразу после проведения работ пользоваться автомобилем и мыть его. Необходимо, чтобы прошло не менее суток для того, чтобы скотч максимально сильно приклеился к кузову.

Установка расширителей арок на Рено Дастер своими руками: какие лучше расширители

Стандартный метод тюнинга внедорожников – установка дисков с широким ободом. Штатно на Дастере установлены диски шириной 6,5 дюйма. Этот параметр можно увеличить, а величину вылета тогда придётся понизить. В результате добиваются следующего: диск выпирает наружу, то есть шина выходит за плоскость крыла. Всё делается затем, чтобы установить более широкую резину. А чтобы закрыть её от дождя, на многие авто, и в том числе на Рено Дастер, устанавливают расширители арок. Минус в том, что заднее колесо может задевать за крыло, а переднее начинает цеплять расширитель.

Если диски широкие, а резина узкая, то одеть её можно только методом взрыва. На видео показан пример.

Расширители арок от разных фирм – чем они отличаются?

Казалось бы, расширитель арок – это просто дуга из пластика, которую приклеивают на скотч. Однако многие изготовители считают, что для крепления расширителя подходят штатные саморезы. Дуга для передних крыльев может состоять из двух половин, и каждая половинка крепится одним или несколькими саморезами.

Крепёж передней дуги, одна проушина

Подразумевается, что при установке расширителей арок на Рено Дастер используются саморезы, которые штатно вкручены в подкрылок. Ещё может использоваться гайка, удерживающая защиту порога.

В расширителе для передней арки в лучшем случае будет четыре проушины. И тогда одна из них идёт под гайку порога (ключ «на 10»).

Кстати сказать, расширители «не дружат» с брызговиками. Зато они совместимы с защитой порогов – речь идёт о деталях 768508137R (справа) и 768512324R (слева), а также об их аналогах. Как выглядит всё вместе, то есть защита с расширителями, у нас показано на фото. Об установке защиты на передний бампер здесь.

Читайте также:  Тест драйв Рено Дастер: дизель, тестируем по грязи на видео

Максимум штатных деталей + расширители арок

Диски, как видим, можно оставить штатные. Иногда удаётся даже прикрутить брызговики. Их устанавливают после монтажа расширителей.

Правила, соблюдаемые при установке

Пластиковые дуги, то есть расширители, могут удерживаться саморезами. А поверхность кузова, которая пойдёт под пластик, в любом случае обезжиривают. Подойдёт любой растворитель, не содержащий ацетона.

Комплект пластиковых дуг-расширителей

По идее, расширители арок на Рено Дастер состоят из двух половин, одна из которых закрывает бампер, а вторая – крыло. Это позволяет при необходимости снимать бампер. Ну а прорезь между половинками можно заполнить герметиком.

Важно, чтобы температура воздуха при монтаже составляла 19-25 градусов. Иначе герметик не высохнет, скотч не приклеится и т.д.

Существуют комплекты, где монтаж идёт без использования саморезов. Но с ними, оказывается, всё непросто.

Комплект для монтажа на двусторонний скотч

Двусторонним скотчем приклеивают подкладку (фото 1), а затем уже на подкладку наклеивают облицовку (фото 2). Склеивают пластик герметиком, и тут надо выполнить правило:

  • Покрытие кузова защищают малярным скотчем;
  • Тем же скотчем фиксируют деталь облицовки. Герметик высыхает долго, и нужно, чтобы детали не смещались.

Пара артикулов Рено

Чтобы дополнить конструкцию автомобиля штатными расширителями порогов, воспользуйтесь нашим чертежом.

Каталог деталей и сборочных узлов Рено Дастер – 2011

Артикулы всех деталей приводятся ниже:

  1. 768519908R, 768516367R, 768510012R
  2. 764368572R, 764362537R, 764360003R
  3. 7703016592
  4. 8200888543
  5. 7703046143
  6. 768515613R, 768512324R, 768518113R
  7. 768503901R, 768508137R, 764264932R
  8. 7703016592
  9. 7703017090
  10. 7703041045
  11. 7703081225
  12. 769524766R, 769523997R, 769522416R, 769523027R, 769520028R
  13. 769513625R, 769512141R, 769511162R, 769511830R, 769510022R
  14. 764194061R (набор крепежа)
  15. 764587053R
  16. 764585494R

Расширители арок для Рено Дастер, выпускаемые фирмой Рено, тоже существуют. Артикул комплекта – 8201274674.

Продукция фирмы Рено (комплект)

Штатные расширители интересуют мало кого. Выглядят они специфично, а стоимость – высокая.

Какие покрышки на лето купить для Дастера 4×4 и на переднем приводе

Летняя резина на Рено Дастер должна подбираться автомобилистом с учетом ряда требований, так как машина сконструирована под определенные параметры колес и любые отклонения могут стать причиной проблем. За время выпуска модели, владельцы попробовали много разных вариантов, поэтому есть точная информация по шинам, которые зарекомендовали себя лучше всего.

Какую резину выбрать на Рено Дастер

Мини-кроссовер Renault Duster выпускают в двух версиях – стандартной с передним приводом и внедорожной с колесной формулой 4×4. На заводе-изготовителе устанавливают резину с размерами 215/70 R15 и 215/65 R16, она специально предназначена для класса компакт-кроссоверов и обеспечивает оптимальные показатели безопасности и управляемости. Также есть возможность установки 215/60 R17, с такими колесами машина смотрится лучше, но ход становится немного жестче.

Установка шин с отклонением по размерам почти всегда искажает показания спидометра и одометра.

Штатный вариант

На новых авто установлена резина Amtel Cruise 4×4, ее используют как на стальных, так и на легкосплавных дисках. Причем устанавливают только один размер 215/65R16. У стандартных шин есть несколько плюсов:

  • торможение на сухом покрытии соответствует европейским нормам;
  • большой ресурс;
  • увеличенная проходимость.

Минусы у данного решения также есть:

  • посредственная управляемость на высоких скоростях и во время осадков;
  • балансируется резина не лучшим образом;
  • при резком маневрировании могут быть проблемы с сохранением траектории движения;
  • уровень шума средний, по мере износа увеличивается;
  • расход топлива повышенный из-за значительной сопротивляемости поперечному качению.

В целом, шины неплохие, но есть много альтернатив, у которых лучшая управляемость, они обеспечивают сниженный уровень шума и уменьшенный расход топлива.

Amtel Cruise 4×4

Что лучше использовать

Тут есть много вариантов, большая часть производителей изготавливает резину нужного типоразмера. Но не вся она подходит в силу разных причин. Лучше всего себя зарекомендовали следующие модели:

  • Michelin Latitude Diamaris 98H рассчитаны под нагрузку в 750 кг. Отличаются невысоким уровнем шума и достаточно острым управлением. Тормозной путь короткий, водители отмечают очень мягкое управление. Протектор асимметричного типа. Из минусов стоит выделить то, что на мокрой дороге, при вхождении в поворот на скорости, может наблюдаться небольшой занос.
Читайте также:  Рено Дастер 2020 для России последние новости

  • Nokian Hakka SU 102H. Управляемость очень хорошая, руль четко отзывается даже на больших скоростях. Торможение с этими колесами эффективно как на сухом, так и на мокром покрытии. Протектор асимметричный, хорошо ведет себя в лужах. Недостатком можно считать значительный уровень шума.

  • Pirelli Scorpion Verde 102H. Это решение идеально подойдет тем, кто много ездит по трассе. Управляемость очень высокая, уровень шума низкий, что тоже важно. По качеству торможения это лучшая модель в рейтинге, машина ведет себя стабильно при любых погодных условиях.

  • Hankook Dynapro HP 98H. Рассчитаны под нагрузку до 730 кг на одну шину и скорость не более 210 км/ч. Отличаются хорошими показателями управляемости. Уровень шума выше среднего, что может вызывать дискомфорт при частой езде по трассе.

  • Continental Conti Cross Contact UHP 98H. Шины с предельной нагрузкой в 750 кг и максимальной границей скорости 210 км/ч, протектор асимметричный. Главное преимущество этого решения – лучшие показатели торможения на мокром покрытии, при этом на сухом характеристики даже хуже. По отзывам владельцев Дастеров, использование этих шин позволяет сократить расход топлива. Уровень шума немного выше среднего.

  • Bridgestone Dueler HP Sport 98H. Рассчитаны под нагрузку до 750 кг и скорость не выше 210 км/ч. Стабильные износостойкие шины с достаточно большим ресурсом, тип протектора – симметричный. Хорошо тормозят на разных типах поверхности при любых погодных условиях. Но при этом уровень шума достаточно высокий.

  • Dunlop Grandtrek PT2 98S. При допустимой нагрузке в 750 кг имеют ограничение скорости в 180 км/ч. Резина обеспечивает невероятно плавное и комфортное вождение. Качество торможения не самое высокое. Главным преимуществом является существенное снижение расхода топлива, это наиболее предпочтительный вариант, если исходить из данного аспекта. Минус – резина очень шумная.

  • Michelin Latitude Tour HP. Рассчитаны под нагрузку до 800 кг и скорость не более 210 км/ч. Одно из лучших решений на сегодня, обеспечивающее уверенное управление во всем диапазоне скоростей и мягкость хода. Уровень шума один из самых низких. Торможение лучше, чем этого требуют европейские нормы. Единственным минусом можно назвать достаточно высокую стоимость.

  • Viatti Bosco A/T. Малоизвестная резина с асимметричным протектором, допустимой нагрузкой в 750 кг и лимитом скорости в 210 км/ч. Обеспечивают хорошую управляемость как на сухой, так и на мокрой дороге, но при этом торможение может быть не таким четким, как у топовых моделей.

  • GoodYear EfficientGrip SUV 98V. Симметричная модель с пределом нагрузки в 750 кг и максимальной скоростью в 240 км/ч. Неплохое в управлении решение, но уровень шума при средней скорости достаточно высокий, торможение стабильное на любом покрытии. Минус – расход топлива увеличивается.

При покупке всегда уточняйте срок и условия гарантии, она не должна составлять меньше чем 1 год.

Летняя резина на Duster 4×4: какая лучше

Что касается моделей с полным приводом, то при выборе резины для них стоит руководствоваться характером использования машины. Если вы ездите в основном по трассе, то подбирать специальные покрышки смысла нет. Что касается вариантов, заточенных под определенные типы покрытий, лучше всего себя показали следующие:

  • Amtel Cruise 4×4. Именно резину Амтел ставят на конвейере Дастера, поэтому ее качество не вызывает вопросов. Вариант для мешанных покрытий и дорог не самого хорошего качества с невысоким показателем шума. Торможение и управляемость на достойном уровне, тип протектора асимметричный. Но водители отмечают, что расход топлива при эксплуатации этой резины повышается.

  • Cordiant All Terrain 98H. Резина для тех, кому часто приходится передвигаться по дорогам не самого высокого качества, а также по грунтовкам. Колеса достаточно шумные, управляемость на асфальте оставляет желать лучшего, но проходимость по бездорожью очень высокая.

  • MAXXIS Bravo AT-771. Достаточно мягкая резина, которая хорошо показывает себя на трассе как в летний, так и в зимний период. За счет строения ламелей, риск аквапланирования сведен к минимуму. Усиленный каркас обеспечивает стойкость к повреждениям, шум при движении по трассе очень низкий для внедорожных шин. Проходимость достойная, поэтому можно уверенно передвигаться и по бездорожью.
Читайте также:  Рено Логан 2007: технические характеристики, отзывы владельцев и фото

  • BF Goodrich ALL TERRAIN. Резина разработана специально для внедорожного использования и обеспечивает повышенную проходимость. За счет высокой жесткости, она не повреждается даже при наезде на острые камни. Но по асфальту передвигаться на таких колесах не стоит – они сильно шумят, не обеспечивают хорошей управляемости и очень быстро изнашиваются.

Для бездорожья применяют специальную резину, но чаще всего на Дастер ставят варианты для смешанного использования.

Чтобы выбрать подходящее решение для полного привода, необходимо разбираться в маркировке шин, предназначенных для бездорожья:

  1. MT (Mud Terrain). Самый агрессивный протектор, предназначенный исключительно для внедорожников. Ездить по асфальту на таких колесах нежелательно из-за высокого уровня шума, низкой управляемости и очень сильного износа.
  2. АТ (All Terrain). Вариант, который хорошо показывает себя на бездорожье и удовлетворительно на дорогах с покрытием. Но он больше подойдет для тех, кто ездит, преимущественно, по плохим дорогам, так как на асфальте недостатки как у вышеописанного решения, хоть они проявляются и не так отчетливо.
  3. НТ (Highway Terrain). Предназначены для тех, кто в основном ездит по твердому покрытию и лишь иногда передвигается по грунтовкам. Проходимость на порядок ниже, чем у специальных видов, но при этом умеренное бездорожье авто без проблем преодолеет.
  4. ST (Sport Terrain). Вариант для тех, кто практически не ездит по грунту и, в основном, передвигается по трассе, индекс скорости тут выше, а протектор почти не отличается от стандартного.

Если периодически выезжают за город, но основную часть времени используют машину в качестве повседневной, проще всего держать под рукой два комплекта колес.

Лучшие производители шин

Если по каким-то причинам вам не удалось найти модели резины, описанные выше, можно приобрести и другие варианты. Тут проще всего отдавать предпочтение проверенным производителям:

  • Nokian;
  • Continental;
  • Michelin;
  • Dunlop;
  • Toyo;
  • Yokohama;
  • Cordiant;
  • Amtel;
  • Bridgestone;
  • Hankook;
  • Pirelli;
  • GoodYear.

Помните о том, что бюджетная резина чаще всего имеет более низкие характеристики и изнашивается на порядок быстрее. Поэтому лучше не экономить на шинах, так как они влияют на безопасность вождения.

Отзывы

В сети много отзывов от владельцев Рено Дастер, что тоже немаловажно, ведь можно узнать, как показала себя в эксплуатации та или иная модель резины. Ниже представлены некоторых из них, в них упоминаются шины, включенные в обзор.

Купил машину, на ней стояла резина Амтел, вроде ничего, мне понравились и управляемость, и комфорт. Когда пришла пора менять шины, остановил свой выбор на Michelin Latitude Tour HP и понял, как все-таки шумел Амтел. Эта резина вообще бесшумная, слышно много звуков, которых раньше не было, что не очень привычно на первых порах.

Я стараюсь быть консервативным в плане выбора шин и уже пару десятилетий использую на своих авто резину от Пирелли – итальянцы знают толк в качестве. На Дастере стоит Pirelli Scorpion Verde 102H – прекрасный вариант, который при резком нажатии на педаль останавливает машину чуть ли не мгновенно, это не раз меня спасало в аварийных ситуациях. Да и в плане вождения колеса приятные – машина рулится четко на любой скорости.

Мой Дастер ездит и по асфальту, и по проселкам, весной и летом постоянно гоняем на дачу, а там во время дождей дороги такие, что не каждая машина пройдет. Поэтому купил полноприводную модификацию и поставил резину Cordiant All Terrain 98H. И по покрытию идет нормально, и по грязи тащит как надо. Да и ресурс хороший, пару сезонов прошел, пока все в полном порядке.

Выбрать резину для Рено Дастер несложно, если использовать рекомендации из обзора и приобретать только проверенные модели или шины от известных производителей. При подборе определенного вида также стоит учитывать характер использования машины и качество дорог, по которым она в основном ездит.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Для любых предложений по сайту: [email protected]